Профилактический визит Ростехнадзора к владельцу ОПО
2.06.2025
1 марта 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 311-ФЗ, который навел знатного шороху в сфере теплоснабжения. Досталось от него и промышленной безопасности… один маленький «штришок» к пункту 5 статьи 16 ФЗ № 116, где расписан перечень профилактических мероприятий. Небольшая деталь (п.п. «е»), открывающая перед надзорным органом и владельцами ОПО далекоидущую перспективу.
Да, граждане… с 01.03.2025 к информированию, обобщению правоприменительной практики, предостережениям, оценке добросовестности, консультированию добавился вполне обычный профилактический визит. Зверь не новый, уже мелькавший в нашей «песочнице» (если вы помните, с февраля по ноябрь 2024-го Ростехнадзор активно посещал владельцев АГЗС, используя «безотказную форму» визита по поручению Правительства).
А теперь этот «полезный инструмент» как бы «внедрился» в широкие промышленно-безопасные массы. Даже «появился» (с 27.04.2025) в нашем Положении о госнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 (см. п. 39 в редакции постановления Правительства РФ от 18.04.2025 № 522, п.п. «е»). И, собственно, готов к «эффективному использованию». Поэтому самое время… разбираться в его деталях. Выяснять подноготную. Оценивать «риски» и выгоды для эксплуатирующих организаций. Но сначала давайте вспомним…
Что такое профилактический визит
Вообще, это беседа. Разговор инспектора со своим «подопечным». Он может проводиться в выездном формате (т.е. по месту эксплуатации ОПО или нахождения офиса организации). Либо дистанционно, с использованием «видео-конференц-связи» (в т.ч. мобильного приложения «Инспектор»).
По ходу дела представитель госоргана «рассказывает» эксплуатанту:
- об обязательных требованиях, которые установлены для его объектов, и о том, как важно их соблюдать;
- об индикаторах риска, наличие которых может «довести до греха».
И параллельно с этим… (без какой-либо «задней мысли») изучает ОПО, собирает информацию, «на глаз» оценивает уровень «соблюдения контролируемым лицом обязательных требований».
Вроде бы мирная, даже «идиллическая» картинка, но… согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактический визит бывает:
- обязательным (который проводится по инициативе надзорного органа);
- «добровольным» (который организуют по «желанию» = заявлению контролируемого лица).
Первый – более жесткий, с более серьезными последствиями. Второй – та самая «беседа», у которой только «положительные результаты». И обе «версии», конечно, заслуживают внимания. Поэтому давайте разберем их более подробно. Сначала посмотрим, чем примечателен…
«Добровольный» профилактический визит
Он «расписан» в статье 52.2 ФЗ № 248. И доступен, увы, не всем владельцам ОПО, а только тем, которые являются:
- субъектами малого предпринимательства;
- социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО);
- государственными либо муниципальными учреждениями.
(см. часть 1 статьи 52.2 ФЗ № 248 и п. 64.1 Положения, утв. постановлением № 1082)
Средний и крупный бизнес остаются в стороне и могут «уповать» лишь на обязательную «форму» этого профилактического мероприятия. Ну а те, кому «повезло»… получают «уникальную» возможность поговорить с инспектором «глаза в глаза» («экран в экран») без давления и проверочного трепета. Обсудить насущные вопросы соблюдения требований промышленной безопасности. Поделиться мнением. Протестировать «границы дозволенного».
Для этого им нужно подать «заявление о проведении профилактического визита» через Госуслуги (чтобы зайти в «раздел», вы должны быть зарегистрированы и авторизованы; другие варианты подачи, увы, не предусмотрены):
- выбрать формат «посещения» – очный (выездной) или дистанционный;
- сообщить нужные сведения (персональные данные, контакты, адрес «объекта»);
- заполнить необходимые поля («уровень контроля», наименование госоргана, вид надзора, «описание объекта»);
- «предложить» удобные (эксплуатанту) дату и время приезда («созвона»);
- подписать и отправить «электронную заявку»…
…и ждать «результата» (т.е. подтверждения от Ростехнадзора) в «течение десяти рабочих дней». За это время госорган подумает, прикинет одно к другому и… либо «согласится» на проведение визита, либо откажет в такой «привилегии». Оснований для отказа, кстати, не так много. Среди них (часть 4 статьи 52.2 ФЗ № 248):
- «собственное желание» контролируемого лица, когда оно «не позднее чем за пять рабочих дней» до даты «Х» (своими руками) отозвало заявку и сообщило госоргану о неготовности (невозможности) с ним встречаться (ну, передумали товарищи, или цейтнот у них по производственной деятельности; инспекторы, кстати, могут «обидеться»);
- «усталость» госоргана, когда в течение предыдущих 365 дней он уже профилактически посещал этого своего подопечного или «созванивался» с ним (больше не хочет… хорошего, что называется, понемножку);
- «обида» госоргана, если «в течение шести месяцев» до дня подачи заявки запланированный визит уже срывался по вине контролируемого лица (скажем, его не оказалось «дома» либо в последний момент возникли другие «форс-мажорные» обстоятельства, и госорган при этом зря выезжал или расчехлял веб-камеру);
- «невменяемость» подопечного, когда он (в помрачении рассудка, не иначе) употребил в заявлении «нецензурные либо оскорбительные выражения», хуже того… начал угрожать «жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей» (здесь, граждане, без комментариев; такое можно сделать разве что в «описании объекта»).
При этом «решение об отказе» не является окончательным. Его можно обжаловать в обычном (досудебном) порядке (см. п. 5 части 4 статьи 40 ФЗ № 248).
Ну а если «результат» все-таки положительный, то профилактический визит рано или поздно случится. Да, пройдет какое-то время. Ведь «в течение двадцати рабочих дней» обе стороны согласовывают окончательную дату выезда (созвона). А потом… либо разговор «глаза в глаза», либо «экранная» коммуникация.
Разумеется, без каких-то серьезных последствий. Да, «при согласии контролируемого лица» инспектор может не только посмотреть, но и «потрогать» объекты. Однако… все его разъяснения и «советы» носят сугубо рекомендательный характер. Никакие предписания об устранении выявленных нарушений он выдавать не может (спасибо части 9 статьи 52.2 ФЗ № 248). Хотя…
Если представитель госоргана обнаружит, что:
- «объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен»…
…то он «незамедлительно» направит информацию своим «проверяющим» коллегам (часть 10 статьи 52.2 ФЗ № 248). И «добровольный» профилактический визит получит все шансы превратиться… во внеплановое надзорное мероприятие… со всеми вытекающими (в т.ч. штрафными) последствиями.
Кстати, тем же самым может «похвастаться» и…
Обязательный профилактический визит
Он «разложен» в статье 52.1 ФЗ № 248. Является инициативой надзорного органа (как обычная проверка) и… потенциально «грозит» всем владельцам ОПО, невзирая на класс опасности объектов. У него будет своя «периодичность», которая зависит от «категории риска причинения вреда (ущерба)» и туманно расписана в части 2 статьи 25 ФЗ № 248 («версия» Ростехнадзора пока отсутствует, появится ли вообще – неизвестно).
И свои условия (предпосылки, «триггеры») для проведения. Среди них (часть 1 статьи 52.1 ФЗ № 248) к промышленной безопасности могут быть применимы:
- поручения Президента РФ, Председателя Правительства РФ или зам. Председателя Правительства РФ (как было с АГЗС в 2024 году);
- наступление определенного события, «указанного в программе проверок» (если туда «заложены» эти профилактические мероприятия).
Всё остальное – не наш случай. К тому же… выглядит зыбко и обтекаемо (т.е. как обычно в нормативных актах). К слову сказать, изначальный проект изменений, которые собирались внести в Положение о госнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082, содержал вполне конкретную информацию по данному вопросу. Ростехнадзор хотел, чтобы обязательный профилактический визит проводился «не позднее чем в течение одного года после»:
- регистрации ОПО;
- внесения изменений в реестр ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации.
Увы, поправки эти в документ не попали. «Потерялись» где-то на этапе «опубликования». А жаль. Сейчас бы мы точно знали, с какой частотой и при каких «обстоятельствах» Ростехнадзор может прийти с обязательным визитом. Он, как вы понимаете, отличается от своего «добровольного собрата». Например, тем, что от него нельзя отказаться (часть 3 статьи 52.1 ФЗ № 248). Правда, можно «спрятаться» (уклониться) на какое-то время. Но… такие «уклонения» до добра не доводят. Напротив, могут спровоцировать госорган на «жесткие меры» – обычную (внеплановую) проверку в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 57 ФЗ № 248.
Еще «обязательность» дает инспектору дополнительные «полномочия». Он может не только «разговоры разговаривать», но и:
- проводить осмотр объекта;
- истребовать необходимые документы;
- организовывать и в меру сил «осуществлять» инструментальное обследование, испытание или экспертизу (причем без «разрешения» контролируемого лица).
Благо, это «счастье» продлится не больше 10 рабочих дней (часть 8 статьи 52.1 ФЗ № 248). Хотя срок могут увеличить – для проведения «исследовательских операций».
Ну а по итогам всех «манипуляций» инспектор составляет «акт о проведении обязательного профилактического визита» (кстати, такой же, как после надзорных мероприятий). И, разумеется, выдает предписание об устранении выявленных нарушений (только в том случае, если «огрехи» не ликвидированы по ходу или хотя бы до завершения профилактического визита). Чтобы потом контролировать его исполнение. И, конечно, штрафовать за неисполнение по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ (на 400 000 рублей). То есть… всё как по результатам обычных (хоть плановых, хоть внеплановых) проверок. С такой «профилактикой» они попросту не нужны (но Ростехнадзор вряд ли от них откажется).
Кстати, решение госоргана о проведении обязательного визита, а также его «последствия» (акт, предписание, действия или бездействие должностных лиц) можно стандартным путем (т.е. через Госуслуги) обжаловать в досудебном порядке (часть 4 статьи 40 ФЗ № 248). Опять же… как с рядовыми надзорными мероприятиями. Хотя одна «ключевая разница» все-таки есть…
По результатам обязательного профилактического визита не составляют протоколы (не заводят дела) об административных правонарушениях и не выписывают штрафы (правда, прямого запрета, равно как и разрешения, в ФЗ № 248 нет). Но вы же помните, да? «Безопасный» визит всегда может перерасти… во внеплановую проверку (со всеми вытекающими последствиями).
Вот, пожалуй, и всё, что мы хотели вам рассказать о «не старых», но «добрых» профилактических визитах. Будут ли они полезны? Покажет время. А сейчас… давайте просто соблюдать требования промышленной безопасности. Добросовестно эксплуатировать ОПО и решать все вопросы еще до прихода контролеров. Ну и, разумеется, получать консультации только из надежного источника. Да-да, наши знания & опыт всегда к вашим услугам.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru