Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Профилактика Ростехнадзора 2023: информирование

25.04.2023

Ростехнадзор начал присылать больше писем. Наверняка, вы заметили этот факт. Шутка ли… госорган «лишили» основной части плановых проверок. Да и внеплановые просто так не проведешь – нужен веский повод и согласование с прокуратурой.

В итоге осталось одно «верное средство» (или «утешительный приз»?) – профилактика нарушений обязательных требований. Всеми легальными (желательно, «штрафоемкими») методами, которые прописаны в п. 39 Положения о федеральном госнадзоре за промышленной безопасностью, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.

К ним относятся:
  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений;
  • меры стимулирования (оценка) добросовестности;
  • консультирование.
Добавьте сюда «нелегальный» метод под названием самообследование (мы писали о нем большую статью). И получится крайне насыщенная жизнь нашего госоргана в период «вынужденного простоя». Захочешь – не заскучаешь.

Спросите, при чем тут «эпистолярная вакханалия»? Она целиком и полностью относится к «информированию» (п. 39, п.п. «а» и п. 40 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082). Госорган сообщает, намекает, говорит прямым текстом и увещевает… короче, дает нам полезную информацию (в т.ч. «информацию к размышлению»).

Мы последуем его примеру (с «полезной информацией») и в статье поговорим  об информационных письмах, которые присылает (или может прислать) Ростехнадзор. А еще о том, что с ними делать (и нужно ли делать хоть что-то). Но сначала разберемся…

Что такое информирование?

Это вид профилактических мероприятий, который расписан в статье 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Госорган информирует своих подопечных «по вопросам соблюдения обязательных требований». И делает это вполне тривиальным способом (здесь нужна цитата… дальше поймете, почему):
  • «Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте <…> в сети «Интернет», в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах <…> и в иных формах».
При этом госорган обязан размещать на своем сайте и «поддерживать в актуальном состоянии» (часть 3 статьи 46 ФЗ № 248):
  • тексты НПА, которые регулируют «профильную» сферу госконтроля (надзора);
  • сведения об изменениях, внесенных в НПА, о сроках и порядке их вступления в силу;
  • перечень НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, «оценка соблюдения которых является предметом контроля»;
  • информацию о мерах (административной и уголовной) ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
  • утвержденные проверочные листы в формате, «допускающем их использование для самообследования»;
  • руководства по соблюдению обязательных требований;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
  • сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
  • сведения о том, как проводится оценка добросовестности контролируемых лиц;
  • порядок досудебного обжалования решений надзорного органа;
  • информацию о том, как пройти самообследование и т.д.
Другой вопрос – многие ли будут это читать? Ведь кто-то ищет информацию на других сайтах. 😉

Информационная рассылка Ростехнадзора

Инструмент более надежный. Ведь письма от госорганов вызывают целую гамму не то чтобы положительных эмоций (от «легкого удивления» до «страха и паники»). Причем их содержание не важно («если прислали, значит у нас что-то не так»). Эмоции возникают еще до прочтения…

Депеши Ростехнадзора вряд ли станут исключением. Скорее, жестко подтвердят правило (к тому же… у многих из нас действительно что-то не так, а большинство даже… знает об этом). И здесь самое главное ПОНЯТЬ – не всякое письмо является источником неприятностей. Зачастую госорган просто заботится о вас – указывает на недостатки или сообщает полезные сведения.

Поэтому не стоит принимать информационные «подарки» Ростехнадзора в штыки. Нервничать. Высказывать «мысли о направлении». Сначала почитайте, подумайте, а потом… реагируйте в свое удовольствие. Словом. Делом. Молчанием или бездействием.

Да-да, не каждое сообщение Ростехнадзора требует ответной реакции. Информационные письма вообще не для этого. Они доводят нечто до вашего сведения. А как поступить дальше – решаете только вы, без оглядки на позицию госоргана (и зачастую без санкций с его стороны).

К тому же… ведь и сами рассылки отличаются друг от друга. Они бывают «массовыми» и «адресными».

«Массовый» вариант содержит общеполезную информацию (обзор типовых нарушений, требования к конкретному типу ОПО или описание проблемных ситуаций, с ним связанных). И направляется широкому кругу «читателей» – как правило, «руководителям предприятий (по списку)».

Он редко призывает к «немедленным» действиям. А то и вовсе их не предполагает, как здесь:



И часто имеет «безликие», информационно-нейтральные приложения. Например, такие:



«Адресная» версия чуть «интимней». В ней вы найдете название компании, обращение к генеральному директору и… ссылку на конкретное требование, в нарушении которого госорган вас подозревает:



Здесь тоже редко встречаются «призывы к действию». Только намеки, зато «прозрачные» и очевидные. Госорган делает вам как бы… «первое предупреждение». Мол, «обратите внимание…», «дальше будет жестче». Апеллирует к вашей сознательности, в надежде на «добросовестное соблюдение обязательных требований» (профилактика в чистом виде).
Тут уже… хошь не хошь, а придется принимать меры. Кстати, какие? Давайте разберемся…

Что делать с письмами Ростехнадзора?

Ну, как минимум… их нужно (внимательно) прочитать. Понять, осмыслить и принять к сведению. Вдруг найдете что-то интересное. Или задумаетесь о несовершенстве собственной «эксплуатации» (чтобы претензии Ростехнадзора не возникали в будущем).

А как максимум – на них стоит «отреагировать действием». Но не ответом (он Ростехнадзору без надобности), а исправлением упомянутых в письме нарушений (если они у вас в наличии). При этом уделяйте больше внимания «адресным» рассылкам, нежели их «массовым» собратьям.

Ведь госорган не пишет просто так. У него определенно есть повод (и вы лучше других знаете об этом). К примеру, найденный в ежегодном отчете о производственном контроле, в реестре лицензий  или другой информационной системе, которую он периодически просматривает.

Таким же путем Ростехнадзор узнает об «исправлении». И поставит жирный плюсик в списке напротив названия вашей компании. Мол, ребята сознательные, не стоит «прессовать» их слишком сильно…

Вы скажете – «так ведь информационное письмо не приводит к наказанию…». Да, разумеется. Но… следующим шагом госоргана вполне может стать предостережение. А этот «зверь» гора-а-аздо серьезней. И нередко служит мостиком к проведению внеплановой проверки (со штрафами, приостановками и запретами).

Вот и задумайтесь, стоит ли рисковать спокойной и «безопасной» эксплуатацией.

Получили письмо от Ростехнадзора? Нужна консультация? Обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru