МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Проверка Ростехнадзора: как подготовиться и пройти «без потерь»

Готов? – Всегда готов!.. А к чему?
Российская традиция
 
Россия 21 века пестрит «гоголевскими сюжетами». Есть и «Мертвые души», и «Шинель», и даже «Записки сумасшедшего» (просто зайдите в социальные сети). А знаете, какой самый-самый? Правильно. «Ревизор». Ведь каждые 1-2-3 года бюджетников, бизнесменов, НКО-шников посещают… КОНТРОЛЕРЫ. Мало того, что «вся надзорная рать» – ФНС, МЧС, ФАС, Роструд и другие «серьезные лица» – незатейливо кружит возле своих подопечных. Так еще «регуляторная гильотина», новая «нормативка» по госнадзору, профилактика, куча экспериментов.  Ни дать, ни взять… добавили «огоньку».

Хотя… В общих чертах («фундаменте», «основах») ничего особо не поменялось. Возьмем наш Ростехнадзор.В «ассортименте» – все те же плановые-внеплановые, документарные-выездные проверки. А как же дистанционные? Ну-у-у, это скорее «пандемическая» необходимость, а не «прихоть» контролеров.

Все так же госорган может «прийти» (реально или виртуально), если вы:
1) проектируете, эксплуатируете, капитально ремонтируете, технически перевооружаете, консервируете и ликвидируете ОПО;
2) производите, монтируете, налаживаете, обслуживаете и ремонтируете технические устройства, применяемые на ОПО;
3) проводите ЭПБ (а вдруг?).

По-прежнему госорган контролирует:
«соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности» (к эксплуатации ОПО, к ведению работ на ОПО, к техническим устройствам, зданиям, сооружениям на ОПО, лицензионных требований и т. д.).

Перемены только в деталях (стало… станет чуть больше профилактики) и… на «бумаге». По факту – визит инспектора все такой же «внезапный» (то ли мы плохо готовимся, то ли у них в штате экстрасенсы). Наказания (если не уберег Минюст) – такие же строгие…

Возникает вопрос: можно ли вообще подготовиться к проверке так, чтобы пройти ее «без потерь» (штрафов, нареканий и прочих «надзорных радостей»). Ответ: да, можно. Только здесь мало «подготовиться к проверке». Нужно «по уму» встретить контролеров. И грамотно разобраться с последствиями (актом, предписанием и наказанием). Давайте обо всем об этом подробно поговорим.

«И к какой проверке будем готовиться?».

Хороший вопрос. О документарных вы можете не знать (они бесконтактные). К внеплановым… не успеете спохватиться (могут приехать в течение суток). Поэтому разберем то, о чем (если поискать) мы знаем заранее. О плановых выездных проверках Ростехнадзора. Их периодичность, кстати, не изменилась (в базовой комплектации):
  • ОПО I и II класса опасности проверяют не чаще 1 раза в год (+ постоянный госнадзор для объектов I класса);
  • ОПО III класса опасности – не чаще 1 раза в 3 года;
  • ОПО IV класса опасности планово не проверяют (зато внепланово… м-м-м… только дайте повод).
Правда, теперь «при организации… плановых контрольных (надзорных) мероприятий» Ростехнадзор учитывает «результаты оценки добросовестности контролируемых лиц». Что за «зверь»?Почитайте п. 50-57 Положения о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082. Мы об этом писали (https://mtk-exp.ru/gosnadzor_za_promyshlennoi_bezopasnostyu_peremeny_k_luchshemu/) и напишем еще.

К «добросовестным» приходят реже:
  • к владельцам (эксплуатантам) ОПО I или II класса опасности – не чаще 1 раза в течение 2 лет (постоянный госнадзор для I класса никто не отменял);
  • к владельцам (эксплуатантам) ОПО III класса опасности – не чаще 1 раза в течение 4 лет.
Казалось бы, целый дополнительный год. Но что толку, если провести его без пользы (просто сидеть и ждать контролеров). Поэтому... Как говаривал Лао-Цзы, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Готовы? Тогда поехали.

Шаг 1. Готовимся к проверке

Подготовка состоит из трех плюс-минус равноценных частей:
1) проверка документов на ОПО (чтобы все были… ну, хотя бы возможный максимум);
2) проверка физического (технического, технологического) состояния ОПО (если сосуды ржавые, а у здания котельной нет крыши – штрафа не избежать);
3) «тренировка» сотрудников вашей организации.

Начнем с документов. Еще 3 года назад их «перечень» нужно было собирать «по кусочкам». Из ФЗ, постановлений, приказов, ФНП, даже ГОСТов. Сейчас – у вас ГИГАНТСКОЕ преимущество. Потому что перечень есть, довольной подробный. Да-да, мы про п. 15 Административного регламента ФСЭТАН по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258 (его пока не «гильотинировали»).Он так и называется: «15. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя».В нем 66 пунктов, которые здесь переписывать не стоит. Зачем превращать статью в «54 метра чистой радости»? Тем более перечень (с комментариями!) можно скачать у нас на сайте https://mtk-exp.ru/novyi_reglament_po_gosnadzoru_v_oblasti_promyshlennoi_bezopasnosti/. Или… почитать п. 15 Административного регламента (там комментариев нет). Хотим разве что… разобрать парочку «сложных» (скорее, не всем понятных) моментов.

Вот, например, п.п. 3 «документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора». Кто-то скажет: «а что, РТН сам не знает? они же контролировали…».
Ну, конечно, знает (у них все ходы записаны). Просто этот пункт относится к внеплановым проверкам по контролю за исполнением ранее выданного предписания. Если у вас обычная плановая… скорее всего, не спросят (если «дебютная» – точно не спросят). Но… пусть копия предписания будет под рукой. А там… можно «сказки с картинками» рассказывать.

Или п.п. 11 «документы, подтверждающие предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц». Ветеринарные паспорта собак или «боевых мышей» здесь не помогут. Как и фразы типа «ребята, да у нас комар не проскочит… видите, КАКОЙ забор…» (забор – вообще не аргумент). Госоргану нужны «серьезные бумаги». Например:
  • приказ о введении контрольно-пропускного режима (+ положение о контрольно-пропускном режиме);
  • положение об организации охраны объекта;
  • договор с охранным предприятием;
  • штатное расписание (если охранники есть в штате) и т. д.
С охраной тесно связана «антитеррористическая защищенность». Поэтому в п.п. 12 Ростехнадзору нужна «информация антитеррористической защищенности объектов» («кривая» формулировка, но что делать…). Речь здесь идет о трех документах. Два – вполне нормативны:
  • Паспорт безопасности опасного объекта (см. приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506), который нужен ОПО I, II и иногда III класса опасности (у нас есть статья на эту тему https://mtk-exp.ru/pasport_bezopasnosti_opasnogo_obekta/) – в нем можно прописать мероприятия по защите от терактов;
  • Паспорт безопасности мест массового пребывания людей (см. постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272) – в таких местах тоже бывают ОПО.
Третий так и называют – «Паспорт антитеррористической защищенности». К нему нет четких нормативных требований. Как правило, его «собирают» из первых двух документов.

«Паспорт-антитеррор» нужен критически важным ОПО (независимо от класса опасности). То есть тем, «нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой страны, ее субъекта, региона, ее необратимому негативному изменению либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения». Наверное, ваш объект «поскромнее». Поэтому едем дальше…

Есть в пункте 15 Административного регламента п.п. 20:
«документы и (или) информация, подтверждающие разработку комплекса компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (программы строительства, реконструкции и технического перевооружения опасных производственных объектов, изменения, внесенные в проектную и эксплуатационную документацию)».

Вроде бы перечень документов есть в самом подпункте. Но… люди в недоумении… Какие программы строительства? Какие изменения в проектную документацию? Все же решается выполнением замечаний по результатам ЭПБ…Так-то оно так… Однако в некоторых ФНП, например, в «Правилах безопасности химически опасных производственных объектов» (утв. приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500) пишут:

«5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь».

Об этом, собственно, и говориться в п.п. 20. Проверьте ФНП по вашему ОПО. Там есть такая фраза?

Давайте еще глянем на п.п. 35 «документы и информация, подтверждающие наличие, пригодное к использованию состояние и работоспособность систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий».

Здесь вам поможет (вместе с реальной демонстрацией):
  • проектная документация;
  • график проверки технического состояния и работоспособности систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
  • журнал результатов проверок технического состояния и работоспособности систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
  • график проверки срабатывания устройств технологической защиты, блокировок, действия сигнализации и т. д.
Главное, помните: «Василич, гори-и-и-и-м» – это пока не система оповещения (хотя «пойдет» для наблюдения и связи).

И самую капельку – на п.п. 50 «документы, подтверждающие соответствие сети газораспределения и газопотребления требованиям технического регламента…», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870.

Бывает, что люди теряются… «Сертификаты им что ли нужны? Разрешение на строительство? Экспертизы какие?». А нужно всего-то… почитать раздел IX того самого технического регламента (хотя бы п. 88 и п. 95).

Ростехнадзору здесь нужны:
  • положительное заключение экспертизы проектной документации;
  • акт приемки сети после строительства или реконструкции;
  • документы из п. 95 тех. регламента.
Вроде бы все… Есть еще вопросы? Go в раздел Контакты и звоните-пишите.

Вы, наверное, заметили, что «перечень» из п. 15 Административного регламента – это в основном «группы документов и информации». В «группу» могут входить десятки бумаг разного содержания и объема. От справки «в три предложения» до «талмуда» в 150 страниц. Поэтому… для ясности и наглядности… составьте ПОДРОБНЫЙ список КОНКРЕТНЫХ документов (по каждой группе). Этакий (модное слово) чек-лист. Простенький. Например, такой:


Нашли? Ставьте галочку. Пройдетесь по всем – станет понятно, где проблемы… что есть, а чем стоит вплотную заняться. И пусть получилось 100-200-300 пунктов (так должно быть… вы же хотите «онадзориться» без потерь?). Времени у вас вагон. Как минимум, ГОД. Это больше 200 рабочих дней, почти 2000 рабочих часов… Утройте цифры, если у вас ОПО III класса опасности. Разве мало?
Итак, вы отыскали все, что можно… Теперь – «час библиотечных занятий».Нужно изучить и прочитать каждый документ. Убедиться в 1) актуальности, 2) правильности, 3) «достаточности» (ПМЛА на 3 страницы явно «не прокатит») и 4) «комплектности» (если от проектной документации остался только титульный лист… готовьте бюджет под штрафы).

Сначала проверьте даты (разработки, утверждения, согласования и т. д.). Обнаружили, что ПЛАС делали аж в 2012 году? Такой не годится (даже если на ОПО нет изменений, изменилось само законодательство).

«Состав ОПО» тот же, что указан в Сведениях (тех самых, которые «характеризующие опасный производственный объект»)? Нет? Озадачьтесь перерегистрацией. Даже если заменили котел (сосуд, трубопровод) на аналогичный (та же марка, модель, тех. параметры). Заводской-то номер другим будет. А контролеры даже к этому могут привязаться.

Удостоверьтесь, что в документах нет ссылок на:
  • старые (недействующие) НПА;
  • уволившихся сотрудников (был один ответственный, теперь другой…);
  • старый состав ОПО;
  • старые договоры с подрядчиками и поставщиками (например, АСФ, «ремонтники» и т. д.).
Внимательно просмотрите каждый листок (если надо, по несколько раз). Вы же понимаете – «внутренние» бумаги (приказы, инструкции, справки) можно легко (и быстро) поправить. А внешние? Тот же ПМЛА, который еще нужно согласовать с АСФ? Поэтому проводите время с пользой… Не уверены в себе? Обратитесь к экспертам. Привлеките юристов (лучше своих, они в теме…). Покопайтесь в интернете (на форумах бывает много интересного). Ни дня без активных действий. Хотя бы на полчасика… Вы же помните, что цель – пройти проверку без штрафов?

С документами, пожалуй, разобрались. Теперь давайте сам объект. Осматривать… оценивать… понимать «прокатит/не прокатит». Вас интересует, как минимум, «общее здоровье» ОПО – базовое физическое, техническое, технологическое состояние.

Начните с простого – «визуальный осмотр». Прогуляйтесь по объекту. Посмотрите на здания, строения, сооружения, внешние газопроводы и трубопроводы… Если у здания (например, котельной) нет крыши (был такой случай у нас в практике), а кирпичные стены крошатся (как печенье) – это ПРОБЛЕМА. К ней 100% «прицепится» Ростехнадзор. Фундаменты без трещин? Отлично! Маркировка. Разметка. Знаки. Таблички. Наклейки. Изоляция. Все на своих местах? Здорово. Делайте себе пометку (можно еще один чек-лист составить) и идите дальше.

Следующая остановка – оборудование. Изучите «под микроскопом» ВСЕ видимые части. Убедитесь в том, что:
  • нет внешних повреждений – вмятин, трещин, сколов, деформаций, ржавчины и т. д.;
  • есть маркировка в нужных местах;
  • все таблички (шильдики, клеймы) висят.
Поговорите с рабочим персоналом. Эти ребята с объектом на «ты». И, наверное, в курсе, где у него «болит»? Итак, на первый взгляд «все работает». А если копнуть глубже? Ростехнадзор же любит «копать». Экспертизы устраивать… обследования всякие…Вот и вам… стоит проверить технику не только снаружи, но и «внутри». Потестировать. Поиспытывать. Хорошо, если в компании – свой диагност (например, «бывший» эксперт ПБ). Он и здания посмотрит, и оборудование проверит. Причем практически бесплатно. Хотя… лучше обратиться к специалистам (особенно, когда сомневаетесь в «благонадежности» отдельных элементов ОПО). Экспертная организация. Монтажники-ремонтники. Каждый поможет по своей части (и денег много не возьмет). Но самое главное – у вас будет «бумага» (техническое заключение, отчет и т. д.) о том, что объект «в порядке» (при прочих равных можно показать Ростехнадзору).

Да, вот еще что… Всегда держите под рукой ФНП по вашему типу ОПО. Там найдете требования и к зданиям-строениям-сооружениям, и к техническим устройствам. Всегда полезно свериться с «нормативкой». Тем более по ней и проводят надзор. Ох-ох-ох… чуть не упустили важный момент. Если у вас были предостережения от Ростехнадзора (что такое? читайте здесь https://mtk-exp.ru/presosterejenie/), то сначала нужно исправить прописанное в нем «нарушение». Ростехнадзор «злопамятен». Туда посмотрит в первую очередь…

Наконец, добрались до сотрудников. Их тоже надо подготовить. Причем со всей серьезностью. Шутка ли… контролеры могут «опрашивать» работников ОПО (по предмету проверки) почти без ограничений. От уборщика до генерального директора. И если кто-то запутается в показаниях… Штрафы, штрафы, штрафы.
Поэтому:
1) выберите «спикера» – человека, который будет «гулять» с инспектором Ростехнадзора и отвечать на вопросы; он должен быть в курсе процессов на ОПО, всех «подготовительных» находок и ПБ-законодательства; он должен обладать «властью» = занимать руководящую должность (приглядитесь к заместителям директора, главному инженеру и т. д.);
2) проведите беседу с персоналом (администраторами, технарями, рабочими – лучше с каждой группой по отдельности); решите, ЧТО и КАК стоит говорить, а о чем лучше умолчать (только не вздумайте скрывать нарушения); если надо, напишите для них «речь» (чтобы все говорили одно и то же, хотя бы… в одном ключе);
3) убедитесь, что все работники читали ПМЛА (специальные инструкции) и знают, что им делать при авариях (зачем? узнаете ниже); по возможности – 1-2 раза проведите «аварийную» тренировку.

Если есть время и желание, проверку вообще можно «отрепетировать».Пусть директор или другой «жесткий» руководитель сыграют роль инспектора (а лучше кого-то со стороны позвать, представить «контролером», и пусть сотрудники реально «попотеют»). Заодно проверите состояние ПБ на объекте (а вдруг кто где слукавил при подготовке…).

Вообще такую (само)проверку (документы + ОПО + персонал) можно проводить раз в год (лучше раз в полугодие). Что б уж наверняка. ПБ под контролем. «Пионерская» готовность к госнадзору. Хороший «тонус» для всех работников.

Все еще сомневаетесь? Хотите взгляд со стороны? Такой свеженький… непредвзятый. Здесь вам может помочь аудит промышленной безопасности (мы делаем, если что https://mtk-exp.ru/services/audit_pb/). Дистанционный (только документы). Выездной (и документы, и сам ОПО). Даже ликбез для персонала… Звоните-пишите. Расскажем подробности.

А теперь, коль уж подготовились на славу (и документы проверили, и объект посмотрели, и людей мобилизовали), выдыхаем и… ждем (такие готовые и уверенные) перехода ко второму шагу. То есть… к самой проверке.


Шаг 2. Встречаем контролеров

«Так мы ж не знаем, когда они придут? К какому дню хлеб-соль готовить…». Справедливо. Процентов на 50. Потому как Ростехнадзор уведомляет (по крайней мере, должен) вас о проведении плановой проверки «не позднее чем за 3 рабочих дня до начала» надзорных мероприятий (см. п. 39 Административного регламента). Может за месяц. Может за полгода. А вот за 2 дня – уже нарушение (ай-ай-ай, Ростехнадзор…).

Как сообщают? Да как обычно:
  • заказным письмом с уведомлением о вручении (может затеряться, контролируйте почту);
  • письмом на e-mail с вложенным электронным документом (это если знает ваш e-mail…);
  • «иным доступным способом» (телефонный звонок, почтовые голуби, телепатическая связь и аналоги).
Так что (теоретически) есть время подготовиться к встрече. Ковровую дорожку постелить. Цветами посыпать…Хотя дорожка – перебор… Инспекторы к вам ненадолго. Всего на 10 рабочих дней максимум (см. п. 17 Положения о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности, утв. ПП от 30.06.2021 № 1082). Это раньше могли «разложиться» на месяц-полтора… Сейчас – все плотненько.
Должны быстро (но въедливо) проверить:
  • всю вашу деятельность, связанную с промышленной безопасностью;
  • «продукцию», указанную в «приложении» к Положению о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности, утв. ПП от 30.06.2021 № 1082 (там список технических регламентов… так что могут «прошерстить» вообще все оборудование на объекте), которая относится к эксплуатации ОПО;
  • здания и сооружения на ОПО;
  • технические устройства, применяемые на ОПО (видимо, те, которые не попадают в «продукцию»).
Причем «для фиксации доказательств» (чтобы не забыть увиденное…) могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. Да, товарищи… Раньше контролеры приезжали с портфелями и папками, а теперь… обвешанные диктофонами, «зеркалками» и телеобъективами (хотя смартфона было бы достаточно). Вообще, проверка-то сократилась, а вот «инструментарий» подрос. Теперь Ростехнадзор на выездной проверке может (многое из этого и раньше делали…):

1) проводить осмотр – везде и всюду на ОПО; вы «открываете дверь», они – заходят и разглядывают (сами двери открывать не могут… это ж вам не досмотр…);
2) проводить опрос – то бишь разговаривать… с кем угодно, сколь угодно долго, но… ТОЛЬКО по предмету проверки (пришли проверять ОПО – никаких «за жизнь», «за охрану труда», «за пожарку» или «налоги»);
3) получать письменные объяснения – «а вот напишите, любезнейший, почему де у вашей котельной крыша отсутствует… али поехала куда?» (помните, «бумага» – это всегда доказательство… так что пишите только «по делу», кратко, с аргументами и фактами… «так намедни же, батюшка, крыша была… ураган небось?»);
4) истребовать (слово-то какое… зело канцелярское) документы – ничего нового, мы с вами к этому готовились;
5) проводить инструментальное обследование – зданий-строений-сооружений и технических устройств (да-да, сами инспекторы могут проводить, если руки из нужного места);
6) организовывать экспертизу – тех же зданий и оборудования; тут не важно, откуда руки – Ростехнадзор зовет экспертов;
7) (не приведи Минюст) проводить эксперимент.

«Что за эксперимент? Опыты ставить будут?». Не-е-е-т. Профпригодность вашу тестировать. Вернее, готовность «к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии» в соответствии с ПМЛА.
Ростехнадзор может «поиграть в аварию» и объявить 1-дневную учебную тревогу (без остановки технологических процессов на ОПО). Мы же с вами убедились, что персонал ОПО читал ПМЛА и знает, что делать в аварийной ситуации? Вот и Ростехнадзор хочет… А то ведь скучное дело – бумажки перебирать…И да, результаты эксперимента могут повлиять на итог проверки. Ваши работники «убежали с поля боя»? Ждите вывода о «неготовности» (и еще кучу претензий, связанных с ПМЛА).

«Контролеры теперь всесильные что ли? Скоро за мысли будут штрафовать?». Нет, конечно (хотя экстрасенсы в штат им бы не помешали). Инспекторам мно-о-о-го чего нельзя. Например:
  • (из пафосного) нарушать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемых (ну этом прям утопия…);
  • проводить проверку в «нерабочее время» (можно только «во время исполнения служебных обязанностей»), а то глядишь… заявился контролер после работы… типа проезжал мимо… дай, думаю, зайду;
  • проходить на территорию ОПО без предъявления служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • мешать «представителю проверяемого лица» (вы же выбрали «спикера»?) присутствовать при проведении проверки и «давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки» (без такого представителя вообще нельзя проверять…);
  • требовать у «проверяемого лица» лишние документы, которые не относятся ни к предмету, ни к объектам проверки (в том числе с изображением «Хабаровска», «Владивостока» или «Ярославля»);
  • «выискивать» нарушения, которые не относятся к полномочиям Ростехнадзора (например, по финансам… да и охрана труда – не их тема);
  • «приплетать» нормативные акты СССР и РСФСР, которые якобы нарушил владелец ОПО, а еще… проверять соблюдение «добровольных» документов (например, ГОСТов);
  • «осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю» (суть этого чудо-высказывания до сих пор мало понятна… наверное, речь о коррупции);
  • скрывать от «проверяемого лица» информацию и документы, относящиеся к предмету и результатам проверки;
  • нарушать сроки проведения проверки (вы же помните? 10 рабочих дней… ни минутой дольше… на 11-й день можете смело выгонять… со спокойной душой и полным правом).
Видите, никакого «самоуправства». Больше «немощи», чем «всевластия».А вот вы, кстати, кое-что можете. Выгнать контролеров, конечно, не получится… Но «постоять над душой», «попить кровушки надзорной», «мозг чиновничий прокомпостировать». Сгодится? Тогда почитайте п. 11 Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258.
Из основного:
  • вы (хоть всей компанией) можете присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, даже дискутировать (только без излишеств);
  • вы можете получать от Ростехнадзора информацию, которая «относится к предмету проверки» (поясни, батюшка, зачем это смотришь… а это зачем? а туда на кой тебе нужно?);
  • вы можете знакомиться с результатами проверки, в том числе – писать в акте о согласии/несогласии с ними или с отдельными действиями контролеров;
  • вы можете («на полную катушку») отстаивать свои права, вплоть до привлечения (!) к проверке «Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей» либо «Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в субъекте РФ» (как думаете, приедет к вам такой товарищ?).
Главное, помните – Ростехнадзор хочет быть «эффективным». А значит – будет искать (и найдет!) любые «признаки нарушений». И дальше, с полным правом – будет выдавать акты и предписания, контролировать устранение выявленных нарушений и «наказывать рублем», пардон… привлекать к ответственности (ведь кроме штрафа есть запрет деятельности и другие «административные прелести»).Поэтому… пожалуйста – не грубите, (впустую) не спорьте, не злите и не злитесь. До добра точно не доведет…

Вот хотел, к примеру, инспектор вместо штрафа выдать вам предупреждение (почитайте статью 3.4 КоАП РФ). А вы «в ругань». Обиделся товарищ-контролер и «впаял» вам 220… вольт? нет, тысяч рублей… Да еще предписание на 20 листов.Да, «надзорщики» должны соизмерять «наказание» и «тяжесть нарушений». Но на эмоциях… когда есть повод и желание… могут «раскрутить по максималке» (и 220 000 руб. покажутся счастьем). Вы готовы усложнить себе жизнь? Ведь крайне сложно «разгребать» последствия любой проверки…

Шаг 3. «Разгребаем» последствия

Ну как, пронесло? Вас миновали штрафы и предписания? Да-да, маловероятно… (но бывает, если четко выполнить шаг 1 и шаг 2). Как бы то ни было, перейдем к разбору «последствий» – закономерных итогов «прогулки с инспектором». Их три:
1) акт проверки с приложениями (обязательный атрибут, который вы к тому же должны подписать);
2) предписание об устранении выявленных «нарушений законодательства РФ в области промышленной безопасности» (от одного пункта до бесконечности… иногда и 300 нарушений находят);
3) протокол об административном правонарушении – то есть «наказание» (штраф, запрет или приостановление деятельности, дисквалификация должностного лица и т. д.)

Давайте возьмем в тандеме «акт + предписание» и отдельно рассмотрим тему с «наказанием». Начнем со «сладкой парочки». Акт – это обязательный документ… прежде всего, для контролеров. Без него проверки как бы и не было… По структуре – формален. По содержанию – очевиден:
  • кто проверял;
  • кого проверяли;
  • где и что проверяли;
  • как долго проверяли;
  • какие насильств… надзорные действия совершали;
  • какие документы и сведения смотрели;
  • к каким выводам пришли (есть нарушения/нет нарушений).
Акт может быть о-о-о-чень длинным (представьте список всех «рассмотренных документов»). Иногда – длинней предписания. Его оформляют в 2-х экземплярах. Один Ростехнадзор оставит у себя. Другой – отдаст вам.

Что делать с актом? Да ничего… Он просто фиксирует и описывает (без красок) саму проверку. Его можно прочитать (ознакомиться) или демонстративно не читать (отказаться от ознакомления… акт от этого не исчезнет). В любом случае – ПОДПИСАТЬ (хоть «ознакомлен», хоть «отказался»). Внимание: «отказывайтесь» (не соглашайтесь с фактами, выводами, предложениями) только в том случае, если уже задумали «тяжбу» с Ростехнадзором. Иначе… будет лишний «негатив» и ненужное внимание контролеров (а еще могут «подгадить» с предписанием – поставить заведомо нереальный «срок исполнения»).

Предписание – штука поинформативней и посерьезней (так сказать… на перспективу). Это список всех найденных нарушений (со ссылками на НПА). Длина разная. Содержание тоже. Но мы же с вами хорошо подготовились? Его вообще не должно быть…А если есть? Нужно исполнять! Поэтому смотрим на «самый главный» пункт (после списка нарушений) – срок выполнения (устранения выявленных нарушений). Конечно, Ростехнадзор должен устанавливать сроки, исходя из:
  • характера нарушений (исправить документ и починить котел – согласитесь, разные по сложности мероприятия);
  • степени их влияния на обеспечение промышленной безопасности (сравните, какое влияние у опечатки в ППК, отсутствия лицензии и неисправности автоматики безопасности того же котла…);
  • минимально необходимого времени для устранения нарушений.
На деле же все иначе… Срок либо «впритык», либо вообще меньше нужного. Поэтому… начинайте исполнять предписание сразу, на первый «послепроверочный» день. Ведь если «просрочите», накажут… по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ:
  • штраф на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  • штраф на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
Есть лишние 400 тысяч? А 700? Займитесь уже предписанием…

Кстати, срок можно продлить (по уважительным причинам). Для этого… «не позднее 10 рабочих дней до» его истечения нужно подать в Ростехнадзор «аргументированное ходатайство» (в свободной форме): так, мол, и так… продлите, пожалуйста… у нас такие-то и такие-то обстоятельства…К ходатайству нужно приложить:
  • документы, «обосновывающие продление срока»;
  • материалы о ходе устранения нарушений;
  • данные о том, какие меры приняты, чтобы обеспечить «безопасное ведение работ на ОПО» до устранения нарушений.
Вопрос в том, удовлетворят ли ходатайство… Поэтому не изобретайте причины, если их нет (а вы просто поздно начали).Звучит не очень, правда? Есть и у вас «пара тузов в рукаве». Например:
  • вы можете письменно не согласиться с выводами инспектора и «в течение 15 дней с даты получения акта проверки» подать в Ростехнадзор возражение (мол, инспектор не туда смотрел… не то увидел… не о том подумал…);
  • вы можете (до суда) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора (если проверяющий нарушил ваши права… не выслушал… не понял и не простил…).
Причем «пожаловаться» можно не сходя с рабочего места – через «Госуслуги». Там появился сервис «Жалоба на решение контрольных органов» (https://knd.gosuslugi.ru/). Про обжалование мы подробно писали в статье «Госнадзор за промышленной безопасностью: перемены к лучшему?» (https://mtk-exp.ru/gosnadzor_za_promyshlennoi_bezopasnostyu_peremeny_k_luchshemu/).

А теперь про «наказание» – (к сожалению) вечный спутник почти каждой проверки.

Ростехнадзор штрафует сразу (только для приостановки или запрета деятельности нужно передавать документы в суд). Вручает:
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении;
…и «вперед в Сберкассу». Платить-платить-платить.

Чаще всего наказывают по статье 9.1 КоАП РФ (часть 1 и часть 3):

ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО» - штраф на граждан (рабочий персонал ОПО) – от 2000 до 3000 рублей;
 
- штраф на должностных лиц (директор, ответственные за ОПО) – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года);
 
- штраф на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 статьи 9.1 КоАП РФ
«Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО»
- штраф на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет);
 
- штраф на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 
Наказывают и по другим статьям… Почитайте об этом на нашем сайте https://mtk-exp.ru/shtrafy_rostehnadzora_dlya_yuridicheskih_lits_2021_/

Что делать с «наказанием»? Можно, конечно, посудиться с Ростехнадзором… Но вы же понимаете – долго, дорого, без гарантий… Слишком мало «сказочных финалов» (но бывают, надежда есть). Лучше заплатить… А то еще нарветесь на часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ «Неуплата административного штрафа в срок» и получите:
  • штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 15 часов.
Представьте (вполне оптимистичную по нынешним меркам) картинку:
Вы получили штраф после проверки 220 000 руб. Очень старались, но не выполнили предписание в срок и получили еще 400 000 руб. Не захотели платить 220 000 руб. (не прав Ростехнадзор… зря оштрафовал…) и как-то внезапно не успели (или из принципа не стали) заплатить 400 000 руб. за «просроченное» предписание…

Включаем простую арифметику: 220 000*2 + 400 000*2 = 1 240 000 руб.

И вы их просто «отдадите» Ростехнадзору (а могли бы вложить в «исполнение предписания», всяко с пользой…). 220 000 бывают неизбежны. Но 400 000 руб. (как и «двойного размера») ведь можно избежать?

Готовиться к проверке. Выстраивать краткие, но гармоничные отношения с контролерами (всего на 10 рабочих дней к вам придут… потерпите…). Вовремя исполнять предписание (или лучше бюджет на штрафы «сливать»?).

Наше дело – добрый совет и хорошая рекомендация. Решение, как всегда, за вами…

Что ж… долой «лирику». Давайте подведем итоги.
Итак, чтобы подготовиться и пройти проверку Ростехнадзора «без потерь», нужно:

1) Проштудировать все документы на ОПО: чего нет – сделать, что есть – «прошерстить» на актуальность и соответствие требованиям НПА.
2) Изучить физическое состояние ОПО: осмотреть; убедиться, что все в целости и работает; если надо – провести обследование, диагностику.
3) Поработать с персоналом организации: побеседовать, выбрать «представителя», убедиться в знании ПМЛА и «аварийных» инструкций, по возможности – «отрепетировать» проверку.
4) Грамотно встретить контролеров (и обойтись без «непристойных» предложений… как с вашей, так и с их стороны).

И тогда… «последствий для разгребания» (штрафов, предписаний) может… вовсе не быть!

Поняли, что нужна помощь? Мы – к вашим услугам.

 

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru