МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Работа автомобильных кранов вблизи воздушных линий электропередачи (ЛЭП)

26.11.2024

Иногда грузоподъемным кранам приходится работать в стесненных и опасных условиях. Один из примеров тому – использование ПС вблизи (на расстоянии менее 30 м от крайнего провода) воздушных линий электропередачи (ЛЭП). Особенно стреловых автомобильных. Особенно в охранной зоне ЛЭП. Особенно тех ЛЭП, которые в момент выполнения работ находятся под напряжением.

Разумеется, в этом случае к техническому оснащению кранов, руководящему и рабочему персоналу, документальному оформлению и самому «производственному процессу» предъявляются дополнительные требования. Обязательные установлены:

  • приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНП по ПС, п. 112-113, приложения № 1, № 2 и № 9);
  • приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (главы XLV и XLVII);
  • постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (п.п. «а» Приложения в первую очередь).
«Добровольные» можно найти:
  • в ГОСТ 34463.1-2018 «Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения» (п. 8.3.2 и кое-что по тексту);
  • в ГОСТ 33711.1-2016 «Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Часть 1. Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов» (раздел 6);
  • в СП 49.13330.2010 «СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (п. 7.2)…
…и в других, менее очевидных документах (еще не забывайте про ГОСТы, которые касаются электробезопасности).

С виду источников много. А на самом деле… всего два профильных пункта в ФНП по ПС (остальные НПА дают обтекаемую или аналогичную информацию). При этом вопрос «для эксплуатации» важный (надо ж и людей сохранить, и правила не нарушить). Поэтому в статье раскроем его чуть-чуть подробней. Но сначала давайте выясним, что такое…

Охранные зоны воздушных линий электропередачи

По сути, это расстояния в обе стороны от крайних проводов ЛЭП. Условно их ограничивают параллельными вертикальными плоскостями, которые вбирают в себя часть прилегающей поверхности земли и воздушного пространства по высоте ближайшей опоры. Границы зависят от проектного класса напряжения ЛЭП (чем выше, тем шире) и расписаны в «Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства…», утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (приложение к Правилам, п.п. «а»):

Класс напряжения ЛЭП (кВ) Расстояние в обе стороны (м) Примечание
до 1 2 Для линий с гибкими изолированными проводами – 1,5 м
1-20 10 Для линий с гибкими изолированными проводами в
границах населенных пунктов – 5 м
35 15  
110 20  
150-220 25  
300-500 30  
750 40  
1150 55  
 
В обозначенных границах (охранных зонах) нельзя совершать любые действия, которые способны:
  • нарушить безопасную эксплуатацию ЛЭП, в т.ч. привести к их повреждению или разрушению;
  • причинить вред жизни, здоровью граждан (в т.ч. работников объекта электросетевого хозяйства или персонала ПС), имуществу физических или юридических лиц;
  • нанести экологический ущерб и (или) привести к пожарам.
И конечно… нельзя работать с применением ПС без предварительной подготовки (крана, персонала) и разрешительных документов. Теперь вы понимаете, откуда взялись повышенные требования, и можно переходить к их разбору. Давайте рассмотрим…

Дополнительное оснащение автомобильных кранов для работы вблизи ЛЭП

Автокран должен быть оборудован устройствами (приборами) защиты от опасного приближения к линиям электропередачи, которые в нужный момент:
  • сообщают (сигнализируют) крановщику о том, что оголовок стрелы находится в (опасной) зоне воздействия электрического поля ЛЭП;
  • ограничивают рабочие движения и автоматически отключают механизмы ПС, сохраняя только возможность обратного хода.
Если говорить конкретно, то это могут быть:
  • датчик (сигнализатор) приближения к ЛЭП с функцией блокировки рабочих операций или без таковой, отдельно установленный на оголовок стрелы и связанный с системами безопасности ПС (которые, в свою очередь, блокируют механизмы);
  • программно-аппаратный комплекс в составе ограничителя нагрузки, грузоподъемности, грузового момента, предельного груза (ОНК, ОГМ и т.д.), укомплектованный модулем защиты от опасного напряжения (МЗОН) и контроллером оголовка стрелы (антенна МЗОН).

(их обычно указывают в паспорте ПС – раздел «Приборы, устройства безопасности и сигнализаторы» – подразделы «ограничители», «указатели», «устройства предохранительные»)

У них есть свои паспорта и руководства по эксплуатации, в соответствии с которыми проводят настройку, калибровку и… периодическую проверку, в том числе:

  • перед направлением ПС для работы в охранной зоне ЛЭП (когда есть риск оказаться в опасной зоне, где «существует непосредственная угроза поражения электрическим током»);
  • при техническом освидетельствовании ПС (если это указано в руководстве по эксплуатации);
  • при техническом диагностировании, ЭПБ подъемного сооружения.

Во всех перечисленных случаях нужно учитывать требования приложения № 9 к ФНП по ПС (для оценки работоспособности приборов используют макет или переносной имитатор ЛЭП).

Но самое главное – помнить, что краны, вообще не оборудованные устройством защиты от опасного приближения к линии электропередачи, для работы вблизи ЛЭП применять запрещается.

А еще не забывать, что даже при наличии прибора на автокране должна функционировать (в составе того же ОНК, ОГМ и т.д.) координатная защита (как минимум, ограничения СТЕНА и ПОТОЛОК), которую вводят перед началом работ вблизи линии электропередачи (параметры зависят от класса напряжения).

Причем вводят под непосредственным контролем лица, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который руководит «технологическим процессом». После этого крановщик наконец-то может приступить к своим обязанностям. Хотя нет…

Еще до выезда на объект и ответственный, и крановщик, и стропальщик тоже должны пройти дополнительную подготовку, чтобы соблюсти…

 

Требования к персоналу, который будет работать с ПС вблизи ЛЭП

Помимо обычных приказов о назначении и допуске к самостоятельной работе, проверки знаний должностных и производственных инструкций, аттестации по промышленной безопасности для ИТР и удостоверений для крановщика со стропальщиком, работники должны:

1) пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда по безопасным методам и приемам выполнения работ вблизи ЛЭП в соответствии с приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н;
2) получить группу по электробезопасности для выполнения работ в действующих электроустановках или в охранной зоне ЛЭП:

  • крановщик и стропальщик – не ниже II;
  • ответственный за безопасное производство работ с применением ПС – III (работы в охранной зоне ЛЭП) или не ниже IV (работы в действующих электроустановках).

Ну и, разумеется, пройти инструктаж непосредственно на объекте (с занесением во все необходимые журналы). Его проводит не только ответственный руководитель организации, эксплуатирующей ПС, но и представитель владельца линии электропередачи (при работах в охранной зоне).

С персоналом разобрались. Теперь рассмотрим…

 

Организационно-распорядительные и разрешительные документы для работы ПС вблизи ЛЭП

Начнем с разрешений. Работы с применением стреловых автомобильных кранов «на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи напряжением более 50 В» проводятся только по наряду-допуску. Его оформляет перед началом «производственного процесса» и выдает непосредственно крановщику назначенный руководитель работ – ответственный за безопасное производство работ с применением ПС или главный инженер проекта (если речь идет о строительстве).

В документе расписывают имена, адреса, даты, а также:
  • меры безопасности;
  • условия передвижения ПС в зоне ЛЭП;
  • допустимые расстояния (от частей крана до опор и проводов);
  • набор разрешенных технологических операций;
  • сведения о проведенном инструктаже и т.д.
Правда, формы у него нет. Во всяком случае, профильной и нормативной. До 1 января 2021 года она устанавливалась РД-11-06-2007, утв. приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 № 317 (приложение 3). Но потом щелкнула «гильотина», и нормативный акт благополучно утратил силу. Поэтому сейчас у владельцев ПС есть несколько «компромиссных» вариантов:
  • использовать старую форму из РД-11-06-2007 (понадобится актуализация текста);
  • видоизменить шаблон наряда-допуска на производство строительно-монтажных работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов из приложения № 2 к Правилам по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утв. приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 883н;
  • адаптировать под задачи рекомендуемый образец наряда-допуска для работы в электроустановках из приложения № 7 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н.
Ну, или придумать что-то свое, опираясь на три вышеперечисленных документа. Главное, чтобы наряд был, имел четкое время действия (зависит от специфики выполняемых работ и в данном случае определяется эксплуатирующей ПС организацией). А его выдача фиксировалась в специальном журнале учета, у которого, кстати, тоже нет профильной утвержденной формы (можно использовать «Журнал учета работ по нарядам-допускам» из приложения № 8  к Правилам, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н).

Это общие требования. Специальные касаются работы ПС в охранных зонах линий электропередачи. Если перед началом «производственного процесса» с ЛЭП снято (например, при повреждении опор, проводов) или будет снято напряжение, то наряд-допуск выдается только при наличии письменного разрешения (согласования) от владельца (эксплуатанта) ЛЭП. Чтобы это разрешение получить, как правило, нужно:
  • подать владельцу линии запрос (заявление) или заключить с ним договор (когда работы выполняются для его нужд или в его интересах);
  • сообщить информацию о причинах, содержании, объеме и сроках выполнения работ;
  • указать должность и Ф.И.О. работника (работников), который имеет право выдавать и подписывать наряды-допуски, а также будет руководить работами непосредственно на объекте;
  • представить общий список персонала, который будет задействован в «производственном процессе» (не только ответственный, но и крановщик со стропальщиком), где указаны Ф.И.О., должности и группы по электробезопасности.

Детали и подробности можно уточнить у владельца (эксплуатанта) конкретной ЛЭП, в т.ч. выполненной гибким изолированным кабелем (у последних, кстати, карт-бланш, они вообще могут отменить необходимость наряда-допуска). Ведь у большинства из них есть утвержденные регламенты (инструкции) допуска персонала сторонних организаций для выполнения работ на объектах электросетевого хозяйства. И там встречаются формы письменных разрешений (согласований), а также порядок их оформления и выдачи.

Эти документы делают в двух экземплярах – один передается владельцу/эксплуатанту ПС (должен быть на руках у руководителя работ на объекте), второй остается у «разрешающей» организации. В них расписывают:

  • срок действия бумаги (например, даты «с… по…»);
  • наименование «производителя работ» (организации, эксплуатирующей ПС);
  • перечень допущенного («разрешенного») персонала с указанием должностей, Ф.И.О. и групп по электробезопасности (ответственный, крановщики, стропальщики);
  • Ф.И.О., должность и контакты уполномоченного (назначенного) руководителя работ от эксплуатирующей ПС организации;
  • Ф.И.О., должность и контакты уполномоченного представителя владельца (эксплуатанта) ЛЭП, который будет наблюдать за «производственным процессом»;
  • само разрешение (фраза вроде «разрешается производить работы» или ее однозначные смысловые аналоги);
  • содержание «разрешаемых» работ;
  • наименование и класс напряжения ЛЭП;
  • (четко определенный и строго ограниченный) адрес, где могут выполняться работы по данному разрешению;
  • требования безопасности, установленные владельцем (эксплуатантом) ЛЭП (что можно делать, что нельзя, что допустимо, что категорически запрещается) – например, «перед началом работ нужно провести инструктаж, установить ограждения рабочей зоны, выставить предупреждающие знаки», «нельзя выезжать за границы разрешенной зоны», «нельзя складировать грузы» и т.д. (кое-что из этого может перекочевать в наряд-допуск);
  • перечень НПА и НТД, которые нужно использовать или учитывать при проведении работ, скажем, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, Правила по охране труда и т.д.

Это что касается обесточенных объектов. Если же работать придется вблизи или в охранной зоне действующих (неотключенных, находящихся под напряжением) ЛЭП, то наряд-допуск оформляет (выдает, в т.ч. определяет время его действия) уже не производитель работ, а владелец (эксплуатант) линии электропередачи (см. п. 113 ФНП по ПС).

Он использует форму из приложения № 7 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н. А еще… назначает наблюдателя из числа собственных работников, который будет постоянно присутствовать на объекте и следить за соблюдением правил безопасности.

С разрешениями и допусками разобрались. Теперь стоит сказать про внутренние распорядительные документы. Перед выездом на работы вблизи ЛЭП владельцу (эксплуатанту) ПС нужно:

1) Издать приказ «О работе крана вблизи (в охранной зоне) линии электропередачи», в котором:

  • назначить ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (конкретно на этом объекте), а также крановщиков и стропальщиков;
  • назначить «ответственного руководителя работ» (в этой роли может выступать ответственный за БПР, главный инженер проекта или другой уполномоченный сотрудник, постоянно присутствующий на объекте);
  • наделить «ответственного руководителя» правом оформлять, выдавать и/или подписывать наряды-допуски;
  • расписать обязанности участников «производственного процесса» и требования безопасности при работе ПС вблизи (в охранной зоне) ЛЭП, если они не указаны в должностных и производственных инструкциях (можно, кстати, сделать профильную инструкцию на выполнение работ с применением ПС вблизи ЛЭП, которая распространяется на несколько категорий работников) и т.д.

2) Соблюсти установленную в компании процедуру выделения ПС по заявкам сторонних организаций (при необходимости).

Ну и, конечно, сделать проект производства работ (ППРк), в котором особо выделить меры безопасности, допустимые расстояния и условия выполнения технологических операций вблизи линии электропередачи. Только после соблюдения всех «документальных» требований можно начинать…
 

Производство работ автомобильными кранами вблизи ЛЭП

Хотя и здесь есть предварительное мероприятие. А именно – инструктаж, который проводит ответственный за безопасное производство работ для крановщика и стропальщика. Он рассказывает о необходимости строго соблюдать меры безопасности, минимальные расстояния, условия, ограничения и запреты, расписанные в ППРк и наряде-допуске (последний с рук на руки передается крановщику). Обозначает порядок действий. Напоминает про требования охраны труда. И делает отметку о проведении инструктажа в вахтенном журнале или журнале регистрации/учета (крановщик ставит свою подпись в наряде-допуске).

При работе в охранных зонах ЛЭП, в т.ч. находящихся под напряжением, первичный и вводный инструктаж для всего экипажа ПС проводит представитель организации-владельца линии (отмечая этот факт в своем журнале учета и в наряде-допуске).

После вступительной «беседы» начинается техническая подготовка к производству работ. И здесь «первую скрипку» тоже играет работник, ответственный за БПР. Он должен:

  • осмотреть «рабочее место» и оценить погодные условия (как минимум, на предмет сильного ветра, который может раскачать провода ЛЭП);
  • указать крановщику точное место для установки ПС (с учетом требований владельца ЛЭП, положений ППРк и наряда-допуска);
  • проверить правильность размещения крана (в т.ч. чтобы он был установлен на все выносные опоры);
  • проконтролировать установку переносного заземления (для работы в охранной зоне ЛЭП без снятия напряжения), ограждений и знаков безопасности;
  • убедиться, что прибор (устройство) защиты от опасного приближения к линиям электропередачи включен и функционирует;
  • проконтролировать введение координатной защиты;
  • (если всё хорошо, соответствует ППРк и наряду-допуску) сделать запись в вахтенном (сменном) журнале ПС – «установку крана в указанном мною месте проверил, работу разрешаю», поставить свою подпись и дату;
  • непосредственно (не отлучаясь) руководить выполнением технологических операций, следить за соблюдением требований ППРк и наряда-допуска, правил охраны труда и электробезопасности.

Кстати, при каждой перестановке ПС все процедуры нужно проходить заново (вплоть до «разрешающей» записи в вахтенном журнале).

Если работы ведутся вблизи (в охранной зоне) ЛЭП, находящейся под напряжением, ответственный за БПР и наблюдающий представитель владельца (эксплуатанта) линии электропередачи должны контролировать соблюдение минимальных расстояний по воздуху от крана (его стрелы в любом положении, грузозахватного органа или поднимаемого груза) до ближайшего провода действующей (неотключенной) ЛЭП.

Эти расстояния указаны в приложении № 1 к ФНП по ПС (см. таблицу 3), зависят от класса напряжения ЛЭП и составляют:

Напряжение воздушной линии (кВ) Наименьшее расстояние (м)
До 1 1,5
Свыше 1 до 35 2,0
Свыше 35 до 110 3,0
Свыше 110 до 220 4,0
Свыше 220 до 400 5,0
Свыше 400 до 750 9,0
Свыше 750 до 1150 10,0

 
При их несоблюдении есть риск попасть в опасную зону линии электропередачи, в пределах которой существует реальная угроза «поражения электрическим током». Ее границы, кстати, тоже зависят от класса напряжения и представлены, как минимум, в приложении № 2 к ФНП по ПС (см. таблицу 2):

Напряжение ЛЭП (кВ) Расстояние от ПС в рабочем и транспортном положении (м)
До 1 1,0
1-35 1,0
60, 110 1,5
150 2,0
220 2,5
330 3,5
400, 500 4,5
750 6,0
800 (постоянный ток) 4,5
1150 10,0

 
Если по каким-то причинам указанные расстояния выдержать невозможно (и это стало понятно до или в процессе выполнения технологических операций), то для начала или продолжения работ с линии нужно снять напряжение. Разумеется, после согласования с владельцем (эксплуатантом) ЛЭП (он может запросить у вас письменную заявку с обоснованием). Иначе работать нельзя, разве что с риском для жизни ваших работников и риском повредить линию электропередачи.

А еще нельзя (из тех же соображений) устанавливать ПС под необесточенными проводами ЛЭП. Более того… проезжать под ними можно только в «транспортном положении» (с опущенной стрелой, без груза и т.д.), только у опор («в местах наименьшего провеса проводов») и со скоростью не больше 10 км/час. Всё это делается для того, чтобы выдвижные механизмы крана не соприкоснулись с токоведущими частями ЛЭП и сам кран не оказался под напряжением.

Если такое произошло, то дотрагиваться до металлических элементов, спускаться с ПС на землю и подниматься на него до разрыва контакта не разрешается. При этом крановщик должен как можно быстрее вывести подвижную часть ПС из опасной зоны. В то же время ответственный за БПР должен оперативно сообщить о происшествии владельцу (эксплуатанту) ЛЭП.

Такие вот нюансы, которые нужно учитывать и соблюдать (в т.ч. прописывать в ППРк, наряде-допуске, должностных и производственных инструкциях). В противном случае может последовать не только вред здоровью работников или ущерб объекту электросетевого хозяйства. Но и «разнообразная»…

 

Ответственность за нарушения правил работы ПС вблизи ЛЭП

Да-да, административная и даже уголовная. Причем наказание может «прилететь» от разных ведомств. Скажем, Ростехнадзор (в своей промышленно-безопасной ипостаси) непременно задействует статью 9.1 КоАП РФ (часть 1 или часть 3) и «влепит» штраф или приостановление деятельности за нарушение федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (речь идет о ФНП по ПС, п. 112-113):

1) если обошлось без вреда (угрозы причинения вреда) жизни или здоровью людей (например, работников своей или чужой организации):

  • штраф для граждан (крановщики, стропальщики) – от 2000 до 3000 рублей;
  • штраф для должностных лиц (ответственный за БПР, иной руководитель работ и т.д.) – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев);
  • штраф для юридических лиц (организация, эксплуатирующая ПС и непосредственно выполняющая работы вблизи ЛЭП) – от 200 000 до 300 000 рублей или приостановление деятельности (т.е. эксплуатации ПС) на срок до 90 суток;

2) если допущенные нарушения привели к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей (в т.ч. пострадал или погиб кто-то из работников своей или чужой организации):

  • штраф для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей (или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет);
  • штраф для юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (второе будет «подарком» для небогатых владельцев ПС).

А дальше… может активироваться «цепочка событий». Ростехнадзор шепнет коллегам из государственной (федеральной) инспекции труда (сам он административные дела, связанные с охраной труда, не заводит и не рассматривает) о нарушении своими подопечными:

  • Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н.

Инспекция к нарушителю приглядится и накажет (как минимум) по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ за несоблюдение «государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». Цифры там небольшие (к тому же возможно предупреждение), но сам факт привлечения к административной ответственности мало кому добавит оптимизма. Да и не все:

  • должностные лица захотят платить штраф от 2000 до 5000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 2000 до 5000 рублей;
  • юридические лица – от 50 000 до 80 000 рублей.

В каких-то «особых случаях» инспекторы труда могут задействовать часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если вы, например, допустили крановщика «к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда» при выполнении работ вблизи ЛЭП с применением подъемных сооружений. Там рублевые санкции посерьезней:

  • должностным лицам, а также ИП грозит штраф – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • юридическим лицам – от 110 000 до 130 000 рублей.

Или часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если вы, скажем, не обеспечили персонал, работающий в охранной зоне ЛЭП, средствами индивидуальной защиты. За это полагается штраф:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей.

Но и это еще не всё. Если в результате «неправильных» действий экипажа ПС повреждена линия электропередачи, то информация может дойти до отдела ФСЭТАН, который ведает госэнергонадзором.

И на владельца автомобильного крана составят протокол по статье 9.7 КоАП РФ, обещающей:

1) при повреждении ЛЭП до 1 кВ (часть 1):

  • штраф для граждан (крановщиков, стропальщиков) – от 1000 до 1500 рублей;
  • штраф для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей;
  • штраф для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей;

2) при повреждении ЛЭП свыше 1 кВ (часть 2):

  • штраф для граждан – от 1000 до 2000 рублей;
  • штраф для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
  • штраф для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Или по статье 9.8 КоАП РФ, когда повреждение линии электропередачи напряжением свыше 1 кВ вызвало или может вызвать «перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией». Здесь грозит штраф:

  • для граждан – от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

Да, цифры с «промышленной безопасностью» несопоставимые. Но ведь статьи могут смешиваться… в разных пропорциях. Это, кстати, при хорошем раскладе. При плохом…

Руководителя работ или руководителя организации, эксплуатирующей подъемные сооружения, могут привлечь к уголовной ответственности:

1) по части 1 статьи 143 УК РФ за нарушение требований охраны труда, если «это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека» (например, в результате поражения электрическим током, из-за падения опоры и т.д.) – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • штраф до 400 000 рублей;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года и т.д.;

2) по части 2 статьи 143 УК РФ за то же деяние, что указано в пункте 1, но которое повлекло «по неосторожности смерть человека» – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • лишение свободы на срок до 4 лет и т.д.;

3) по части 3 статьи 143 УК РФ за то же деяние, что указано в пункте 1, но которое повлекло «по неосторожности смерть двух или более лиц» – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет и т.д.;

4) по части 1 статьи 215.2 УК РФ за разрушение или повреждение ЛЭП, если компетентные органы сочтут, что это деяние совершено «из корыстных или хулиганских побуждений» (крановщик со стропальщиком решили развлечься) – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет и т.д.;

5) по части 2 статьи 215.2 УК РФ за то же деяние, что указано в пункте 4, но совершенное «группой лиц по предварительному сговору» либо «лицом с использованием своего служебного положения» (например, ответственный за БПР решил похулиганить) – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей и т.д.;

6) по части 3 статьи 215.2 УК РФ, если деяния из пунктов 4 и 5 привели (по неосторожности) к смерти человека (например, крановщика, стропальщика или работника организации-владельца ЛЭП) – в качестве наказания последуют (формат «или-или»):

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом до 80 000 рублей и т.д.

Вот такая вот… непривлекательная перспектива. Чтобы ее избежать, соблюдайте правила работы автомобильными кранами вблизи воздушных линий электропередачи. Равно как и другие требования промышленной безопасности. Ведь в противном случае может пострадать не только ваш кошелек или «надзорная» репутация. Но и здоровье ваших работников, которое (со всех точек зрения) должно быть на первом месте.
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru