Регистрация заключения ЭПБ в Ростехнадзоре - новый Административный регламент
17.02.2025
Опубликован Приказ Ростехнадзора от 25.01.2025 № 30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Приказом признается утратившим силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений ЭПБ, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 8.04.2019 № 141, а также пункт 2 изменений, внесенных Приказом от 24.05.2021 № 187 в Приказ № 141 и в Приказ Ростехнадзора № 140 (от 8.04.2019 об утверждении Административного регламента по регистрации ОПО).
Новый Административный регламент вступит в силу с 22 февраля 2025 года.
Летом мы подробно разбирали проект этого Административного регламента, теперь проверим, что изменилось.
Как мы уже писали, комментируя проект Административного регламента, текст значительно увеличился. Из достаточно простого по структуре, регламент превратился в сложный документ, куда добавили множество видов предоставления услуги – 24 варианта (в проекте вариантов было еще больше). Большую часть текста нового Административного регламента занимает именно описание этих вариантов. Стоит отметить, что в сравнении с Проектом, утвержденный текст Административного регламента сократился в два раза! Проект регламента был на 200 страниц, а утвержденный регламент получился на 100 страниц.
В проект АР в качестве заявителей также входили так называемые «силовики» (МВД, ФСБ и т.д.). Утвержденный регламент сделали чисто гражданским. Видимо, для силовиков сделают отдельный Административный регламент, и это правильно.
Проектом АР предполагалось сокращение срока внесения заключений экспертизы с 5-ти до 3-х рабочих дней. Мы предполагали, что новый АР позволит осуществлять внесение заключений экспертизы промышленной безопасности третьим лица (например, экспертным организациям), и что регламент вступит в силу с 01.09.2024.
Как видно, Административный регламент вступит в силу с 22 февраля 2025 г., т.е. с задержкой чуть более 6-ти месяцев. Видимо, когда проект АР попал в другие ведомства на согласование и они, увидев 32 варианта заявителей, попросили стакан холодной водички, открыть окна настежь и врача… врачаааа...! В итоге удалось сократить количество вариантов до 24! Это тоже много, но разобраться будет легче.
Прочитав утвержденный регламент, я пришел к выводу, что можно было бы еще больше сократить количество вариантов, но представители органов власти решили максимально разгруппировать варианты заявителей по любому отличительному признаку.
Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что изменилось само название государственной услуги порядок предоставления которой регулирует Административный регламент. И в старой версии документа, утвержденной Приказом № 141, и в проекте Приказа, который мы разбирали летом услуга называлась «Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности». В новой версии – услуга называется «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и являющимися заказчиками экспертизы промышленной безопасности, а также их уполномоченным представителям указанным в таблице 1 приложения № 1 к Административному регламенту.
Услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги, который определяется в соответствии с таблицей 2 приложения № 1 к Административному регламенту исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился заявитель.
Признаки заявителя определяются в результате анкетирования, проводимого Ростехнадзором (профилирования).
К этому профилированию-анкетированию есть вопросы. Не до конца понятна процедура и сроки.
В АР написано так: «Признаки заявителя определяются в результате анкетирования, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - профилирование) в соответствии с настоящим Административным регламентом». Далее открываем раздел «Профилирование заявителя», читаем пункты 29 и 30:
«29. Вариант определяется на основании профилирования заявителя, которое осуществляется в Органе власти, в том числе в электронном виде, и включает в себя выяснение вопросов, позволяющих выявить перечень признаков заявителя, указанных в таблице 1 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту.
30. По результатам получения ответов от заявителя на вопросы профилирования определяется полный перечень комбинаций признаков в соответствии с настоящим Административным регламентом, каждая из которых соответствует одному варианту».
Я порылся на сайте Ростехнадзора, а также в Госуслугах и не нашел ничего связанного с профилированием заявителя. Задал вопрос Максу (милый робот-помощник на Госуслугах) в вариациях «профилирование заявителя» и «профилирование заявителя ростехнадзор» и вот, что он мне ответил:
Нажал вариант «Получение информации о наличии сведений о лице в базе данных», а там такое:
В общем, не то!
Другие варианты тоже мимо. Сервис пока не работает, или я не смог его найти. Скорее не работает, т.к. ни google, ни яндекс не помогли. Но поиск информации о профилировании помог понять следующее: государство готовится ввести профилирование, как для граждан (физических лиц), так и для юридических лиц. Цель профилирования для граждан заключается в том, чтобы граждане РФ проще могли разобраться в мерах государственной поддержки, которые им предназначаются в конкретный момент времени. А для юридических лиц, профилирование также, по идее, должно позволить упростить порядок общения (взаимодействия) с государством в части предоставления всевозможных льгот, целевого информирования и т.д.
Новости о введении системы профилирования начали появляться еще в 2021 году. Тогда работа по внедрению профилирования и началась. Из прочитанной на текущую дату (16.02.2025) информации, делаю вывод, что работа еще не завершена и профилирование пока будет работать в ручном режиме (или просто будет на паузе) до момента полной готовности государственной системы к запуску в работу. Как только заработает в полную силу, я думаю, что об этом нам объявят во всеуслышание и из всех утюгов, т.к. уверен, что это очень масштабная и сложная работа.
Красиво поешь, скажете вы! Да, красиво! Жить то сейчас нужно, скажете вы! И тоже будете правы! Что делать-то с профилированием? Куда себя отнести? И нужно ли?
Поделюсь своим видением, но не обещаю, что дам 100%-е ответы, т.к. у меня у самого есть вопросы. Но в большей степени мы с вами точно разберемся куда это всё идет.
С профилем заявителя не так сложно разобраться. По сути, их два:
1. Заявитель – юридическое лицо / индивидуальный предприниматель, действующее(-ий) самостоятельно без доверенности.
2. Заявитель – юридическое лицо / индивидуальный предприниматель, действующее(-ий) на основании доверенности.
А дальше начинается дележка на те самые Варианты, которых 24!
Вариации зависят от:
1) Способа подачи документов: лично или почтой/госуслуги.
2) Получаемого результата: внесение ЭПБ в реестр, исключение ЭПБ из реестра, исправление ошибок в реестре.
3) Заявителя: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Подробнее обо всех видах вариантов написано будет далее, потерпите!
В соответствии с новым регламентом, результатами предоставления Услуги являются:
При обращении заявителя за внесением заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности — внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
При обращении заявителя за исключением заключения экспертизы промышленной безопасности из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности — исключение заключения экспертизы промышленной безопасности из реестра заключений ЭПБ.
При обращении заявителя за исправлением допущенных опечаток и (или) ошибок, допущенных в созданных реестровых записях — внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.
В сравнении со старой версией Административного регламента и Проектом нового регламента, в утвержденном Приказом № 30 документе появилась дополнительная формулировка «получение заявителем результата предоставления Услуги не предусмотрено».
Что значит не предусмотрено? Это как? Стоянка!!! Самый полный назад!
А как нам узнавать внесена ЭПБ в реестр или нет? В новом АР наблюдается противоречие. В вариантах посвященных внесению ЭПБ в реестр написано:
«Результатом предоставления варианта является внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Административные процедуры, осуществляемые при предоставлении Услуги в соответствии с настоящим вариантом:
г) принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) Услуги;
д) предоставление результата Услуги.»
И в конце Варианта такое:
«Предоставление результата Услуги
Предоставление результата Услуги не предусмотрено.»
То есть в одном месте написано о том, что предусмотрено предоставление результата, а в другом жесткое – НЕТ!
Причем, если обратиться к проекту АР, то в нем был прекрасно расписан раздел «Предоставление результата Услуги», и там всё, как мы привыкли, т.е. получаем уведомление либо в электронном виде, либо в бумажном.
Получается так, что вступающий в силу 22 февраля 2025 года Административный регламент предполагает выполнение только функции по внесению ЭПБ в реестр, а получение результата услуги не предполагает. Причём не предполагает получение результата как положительного, так и отрицательного. При этом в АР описаны причины отказа предоставлении услуги в блоке «Принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) Услуги».
В общем, пока всё выглядит максимально странно. Что еще более странно, мне не кажется это ошибкой… я про не указание в АР порядка предоставления результата услуги, т.е. получения уведомления о внесении ЭПБ в реестр или отказе во внесении. Предположу, что порядок предоставления сведений из реестра ЭПБ будет определен каким-то другим нормативным документом. Может быть, этот нормативный документ будет включать в себя предоставление информации и из других реестров, например, из реестра ОПО, может быть из реестра лицензий и т.д. какие там реестры еще существуют… в общем из всех реестров. Иначе, какой смысл отделять порядок внесения ЭПБ в реестр от порядка получения информации из него.
Но возникает другой вопрос… разделять и властвовать – это давно известное выражение. Разделить… разделили, а над чем властвовать? Где нормативный документ про ведение реестра ЭПБ? Мы пока такой не нашли. Видимо сюрприз будет позже! А может просто забыли про регламент предоставления сведений из реестра ЭПБ? Будем надеяться, что РТН сейчас днями и ночами исправляет данную ситуацию и готовит этот важный регламент. В противном случае трубки телефонов территориальных управлений РТН накаляться до предела от звонков эксплуатирующих организаций с одним и тем же вопросом: где наше уведомление о регистрации ЭПБ?
Если в ответ будет что-то невнятное или тишина, то посыплется вал обращений в РТН, а некоторые будут грозить обращением в Прокуратуру. И придется вводить какие-то временные меры, временные регламенты и т.д. чтобы система работала корректно.
Надеюсь, дамы и господа из РТН знают, что делают и не допустят ошибку.
Сроки
Максимальный срок предоставления Услуги, согласно принятому регламенту, составляет пять рабочих дней со дня регистрации заявления и документов.В проекте Приказа максимальный срок предоставления Услуги составлял три рабочих дня со дня регистрации заявления о предоставлении Услуги и документов. При этом срок предоставления Услуги определялся отдельно для каждого варианта, как и сейчас был приведен в их описании, содержащемся в разделе III Административного регламента. Но трехдневный вариант не был принят, и максимальный срок по-прежнему составляет пять дней.
Видимо была проанализирована текущая успеваемость при сроке услуги в пять рабочих дней и пришли к выводу, что к трехдневному сроку не готовы. Но срок пять дней применяется для ЭПБ, поданных лично или почтовым отправлением. Срок рассмотрения документов, поданных через госуслуги, составит по новому АР всего один рабочий день.
В действующем до 22.02.2025 Административном регламенте сроки предоставления услуги были такими:
Было: |
внесение (отказ во внесении) заключения ЭПБ в Реестр, подготовка уведомления/ исключение (отказ в исключении) заключения ЭПБ из Реестра, подготовка уведомления - в срок, не превышающий четырех рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления. Подготовка выписки из Реестра - в срок, не превышающий один рабочий день со дня регистрации соответствующего заявления. |
Как мы уже написали, при подаче заявления в электронном виде, сроки предоставления услуги в новом регламенте сокращены в ряде случаев до 1 рабочего дня (конкретный срок нужно смотреть в каждом варианте в разделе III).
Например, в случае обращения за регистрацией заключения экспертизы промышленной безопасности представителя юридического лица, имеющего права действовать без доверенности или юр. лица по доверенности, в территориальный орган Органа власти посредством Единого портала (варианты 2 и 4) - максимальный срок предоставления услуги составляет 1 рабочий день со дня регистрации заявления и документов. Дальше по тексту еще остановимся на этом.
На текущий момент срок при подаче через Госуслуги составляет четыре рабочих дня. Что говорит о существенном сокращении срока предоставления услуги по регистрации ЭПБ. Возможно, таким образом, заманивают всех на госуслуги. И это правильно! Хватит толпиться в РТН! Подключайте госуслуги и работайте.
В соответствии с новым регламентом, заявления о предоставлении Услуги, регистрируются в день их поступления в территориальный орган Органа власти.
Заявления о предоставлении Услуги поступившие в территориальный орган Органа власти в электронной форме с использованием Единого портала, регистрируются автоматически.
В случае поступления заявления после окончания рабочего дня, а также в выходные или праздничные дни, его регистрация осуществляется в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
В новом регламенте написано, что максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги, составляет 15 минут.
Максимальный срок ожидания в очереди при получении результата Услуги не установлен, поскольку получение заявителем результата предоставления Услуги не предусмотрено.
Заявители
III раздел нового Административного Регламента «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур» содержит Перечень вариантов предоставления услуги в зависимости от результатов профилирования заявителя, которое осуществляется в Органе власти, в том числе в электронном виде, и включает в себя выяснение вопросов, позволяющих выявить перечень признаков заявителя, указанных в таблице 1 приложения № 1 к Административному регламенту.При обращении заявителя за внесением заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности – 8 вариантов (например, услуга для ИП, осуществляющего деятельность в области промбезопасности, обратившегося лично; ИП, обратившегося по доверенности; услуга для представителя юр лица, имеющего право действовать без доверенности; представителя юр лица по доверенности и т.п.).
При обращении за исключением заключения ЭПБ из реестра также приведены 8 вариантов и 8 вариантов при обращении заявителя за исправлением допущенных опечаток.
В проекте Приказа также были предусмотрены 8 вариантов для обращения за предоставлением сведений из реестра, но новый регламент не охватывает вопросы получения сведений.
В принятом документе вместо 32 вариантов, планируемых в Проекте приказа, осталось 24, и для каждого варианта приводятся сроки, список документов и описания, которые делают регламент объемным.
При рассмотрении проекта АР я сделал предположение о том, что регистрацию ЭПБ могут передать третьим лица, например, тем же экспертным организациям, которые проводят экспертизу промышленной безопасности.
Я надеялся, что в утвержденном регламенте будет более подробно расписан порядок передачи полномочий о регистрации ЭПБ третьим лицам. Но новых полезных подробностей не появилось. Ну что ж.. попробуем сами разобраться, как это может работать.
Сначала вспомним, как это сейчас работает. В пока еще действующем регламенте определен круг заявителей:
«Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся заказчиками экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (далее - заявители)».
Всё предельно понятно.
В новом АР круг заявителей расширен. Если у вас бессонница и счет до 100 не помогает, то есть 100%-ый вариант! В приложении №1 нового АР указан круг заявителей. Уверяю вас, при попытке его прочтения вы заснете на 2-ом… максимум на 3-м варианте! Не благодарите!
Мне не нужно, чтобы вы заснули при прочтении нашей статьи, поэтому изложу коротко (насколько это возможно) варианты заявителей:
Вариант №1: юридическое лицо (заказчик ЭПБ), которое подает ЭПБ на регистрацию самостоятельно. Способ подачи: лично или почтовое отправление.
Вариант №2: юридическое лицо (заказчик ЭПБ), которое подает ЭПБ на регистрацию самостоятельно. Способ подачи: Единый портал (госуслуги).
Вариант №3: по доверенности от имени юридического лица (заказчика ЭПБ). Способ подачи: лично или почтовое отправление.
Вариант №4: по доверенности от имени юридического лица (заказчика ЭПБ). Единый портал (госуслуги).
Вариант №5: индивидуальный предприниматель (заказчик ЭПБ), который подает ЭПБ на регистрацию самостоятельно. Способ подачи: лично или почтовое отправление.
Вариант №6: индивидуальный предприниматель (заказчик ЭПБ), который подает ЭПБ на регистрацию самостоятельно. Единый портал (госуслуги).
Вариант №7: по доверенности от индивидуального предпринимателя (заказчика ЭПБ). Способ подачи: лично или почтовое отправление.
Вариант №8: по доверенности от индивидуального предпринимателя (заказчика ЭПБ). Способ подачи: Единый портал (госуслуги).
Я рассмотрел варианты заявителей для услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности». Поверьте, для других услуг (исключение ЭПБ и исправление ошибок) всё тоже самое. Поэтому, чтобы вы не уснули, мы их статье рассматривать не будем.
Так всё-таки может ли юридическое лицо (заказчик экспертизы) передавать полномочия о подаче ЭПБ третьим лицам? Под третьими лицами подразумеваются другие юридические лица? Я делаю вывод, что может. Прямо из текста административного регламента это не следует. Это следует из формата подачи и доступа к госуслугам. Подача ЭПБ через портал госуслуг доступна только юридическим лицам. Физическим лицам такой сервис недоступен. Тоже самое касается личной подачи документов, она доступна только юридическим лицам. Физическим лицам доступна только подача документов по доверенности. Но подписание заявления на регистрацию ЭПБ физическим лицам недоступно.
В нормативных документах, как правило, такие пояснения про физических лиц не пишутся. Поэтому приходится переводить написанное в нормативных документах на понятный язык.
Что даст передача полномочий по регистрации ЭПБ третьим лицам? Даст сокращение времени на подготовку и подачу документов в РТН. Не нужно будет днями ждать подписания документов со стороны заказчика ЭПБ или пока заказчик корректно всё подаст через госуслуги. Третьи лица смогут самостоятельно готовить и подписывать заявление, и подавать заключения ЭПБ в РТН.
Главное, чтобы заказчик ЭПБ соглашался выдавать такую доверенность третьим лицам. Когда речь идет о 2-3 заключениях ЭПБ, то об экономии времени сложно говорить, но бывает 100 и 200 заключений ЭПБ, а это уже другое дело.
Давайте немного подождем. Наверняка РТН выступит с каким-то разъяснением формата подачи и формы передоверия полномочий по подаче ЭПБ третьим лицам.
Остановимся еще подробнее на описании варианта предоставления услуги № 1 (вариант по внесению заключения ЭПБ в реестр юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории РФ или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию, и являющимся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, от имени которого обратилось лицо, имеющее право действовать от имени заявителя без доверенности, лично в территориальный орган Органа власти либо посредством направления заявления и прилагаемых к нему документов почтовым отправлением).
Максимальный срок предоставления варианта составляет 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги.
Результатом предоставления варианта является внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Административные процедуры, осуществляемые при предоставлении Услуги в соответствии с вариантом №1:
а) прием заявления и документов и (или) информации, необходимых для предоставления Услуги;
6) межведомственное информационное взаимодействие; в) приостановление предоставления Услуги;
г) принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) Услуги;
д) предоставление результата Услуги.
Заявитель должен представить заявление в соответствии с формой, предусмотренной в приложении № 2 к Административному регламенту, и документы, необходимые для предоставления Услуги.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления Услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, — заключение экспертизы промышленной безопасности, подписанное руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы промышленной безопасности, на бумажном носителе с приложением электронного носителя, содержащего электронную копию такого заключения экспертизы промышленной безопасности.
Установление личности заявителя при подаче заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги, не требуется.
Важно отметить возвращение необходимости прикладывания бумажной версии заключения ЭПБ при личной подаче или почтовым отправлением. Для чего это сделано? Я думаю, что это делается намеренно с целью создать более выгодные условия для подачи документов через Единый портал. Знаем по своему опыту, что многие организации ещё противятся Госуслугам, чего-то боятся. Некоторые не то что госуслуг боятся, некоторые боятся переходить на электронный документооборот при ведении бухгалтерии. Оно и понятно, мы живем на стыке поколений. Одно поколение слишком современное и уверенно пользуется технологиями, другое - относится к этим самым современным технологиям и «компуктерам» с недоверием. Но сладкие плюшки мы все любим. Поэтому более выгодные условия подачи ЭПБ через госуслуги сделают свое дело.
Напомню, какие плюшки нам предлагают госуслуги по сравнению с личной подачей:
Наименование пункта | Госуслуги | Личная подача или почта |
Формат подачи ЭПБ | В электронном виде | На бумажном носителе |
Срок оказания услуги | 1 рабочий день | 5 рабочих дней |
В пользу моей теории о создании более выгодных условий подачи ЭПБ через госуслуги еще говорит то, что в соответствии с действующим регламентом при личной подаче не нужно было прикладывать ЭПБ на бумажном носителе.
Даёшь Госуслуги!!!
Главное, чтобы не получилось так, что в соответствии с регламентом получения сведений из реестра ЭПБ (который еще никто в глаза не видел) нужно будет писать отдельное заявление на получение сведений из реестра ЭПБ. Срок рассмотрение установят в 3-5 рабочих дней, и тогда обнулятся все эти сладкие плюшки. Плюшки окажутся аппетитными на вид, а на деле витринные пластиковые экземпляры.
Даёшь автоматическое направление уведомлений регистрации ЭПБ не позднее срока оказания услуги!
Вернемся к описанию Варианта № 1:
Основания для принятия решения об отказе в приеме заявления и документов законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Услуга предусматривает возможность приема территориальным органом Органа власти заявления и документов, необходимых для предоставления варианта, по выбору заявителя независимо от его места нахождения.
Основания для приостановления предоставления Услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Территориальный орган Органа власти отказывает заявителю в предоставлении Услуги при наличии следующих оснований:
а) документы (сведения), представленные заявителем, не соответствуют документам (сведениям), полученным в рамках межведомственного взаимодействия либо находящимся в распоряжении территориального органа Органа власти;
6) несоответствие сведений, указанных в заявлении, информации, содержащейся в приложенных к нему документах;
в) наличие ошибок (нечитаемого текста, незаполненных полей) в заявлении о предоставлении Услуги, исправлений и повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
г) заявление подано лицом, которое не имеет право действовать от имени заявителя;
д) не предоставлены документы, необходимые для предоставления Услуги,
е) проведение экспертизы промышленной безопасности организацией, не имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности на дату подписания заключения экспертизы промышленной безопасности;
ж) проведение экспертизы промышленной безопасности организацией, имеющей лицензию на виды работ, которые не относятся к объекту экспертизы промышленной безопасности, указанному в заключении экспертизы промышленной безопасности;
з) заключение экспертизы промышленной безопасности подписано экспертом, не имеющим свидетельство о квалификации на дату подписания данного заключения;
и) заключение экспертизы промышленной безопасности подписано экспертом, имеющим свидетельство о квалификации, действие которого не распространяется на объект экспертизы промышленной безопасности, указанный в таком заключении;
к) заключение экспертизы промышленной безопасности подписано экспертом, который не аттестован и сведения об аттестации которого отсутствуют в реестре экспертов в области промышленной безопасности;
л) заключение экспертизы промышленной безопасности подписано экспертом, являющимся экспертом в области промышленной безопасности иной категории либо прошедшим аттестацию по области аттестации экспертов в области промышленной безопасности, действие которой не распространяется на объект экспертизы промышленной безопасности, указанный в данном заключении.
Мы не будем подробно описывать каждый из вариантов предоставления услуги, но хотим напомнить, что сроки предоставления услуги по разным вариантам отличаются, и если то же юридическое лицо (являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, от имени которого обратилось лицо, имеющее право действовать от имени заявителя без доверенности) обратится в территориальный орган Органа власти посредством Единого портала за регистрацией заключения ЭПБ (вариант 2), то максимальный срок предоставления услуги составит 1 рабочий день (вместо 5 при подаче лично или почтой.
Если юридическое лицо, являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, от имени которого представитель по доверенности обратится за регистрацией заключения ЭПБ лично в территориальный орган, либо посредством направления заявления и прилагаемых к нему документов почтовым отправлением (вариант 3) – максимальный срок предоставления услуги составит 5 дней, а если такое же лицо (вариант 4) обратится через Единый портал, то уже 1 рабочий день.
Варианты 5,6, 7 и 8 посвящены ИП, обратившимся в госорган за регистрацией заключения ЭПБ. По срокам предоставления услуги у ИП все также, как и у юр лиц – через портал быстрее.
Варианты 9, 10, 11, 12 относятся к юридическим лицам, обратившимся за исключением заключения экспертизы промышленной безопасности из реестра, а варианты 13, 14, 15 и 16 относятся к ИП, обратившимся за аналогичной услугой - по срокам все то же самое – лично и по почте – максимум 5 рабочих дней, через портал 1 рабочий день (кроме выходных и праздников).
Варианты 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24 описывают регламент при обращении заявителей юридических лиц и ИП за исправлением допущенных опечаток, и (или) ошибок в созданных реестровых записях. Здесь сроки такие: лично и по почте – 5 рабочих дней, через портал – 3 рабочих дня.
Как обжаловать решения или действия (бездействия) госоргана
V раздел Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора № 30, содержит информацию о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решении и действий (бездействия) органа, предоставляющего Услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.Как и в рассматриваемом ранее Проекте приказа, информации там немного:
«443. Информирование заявителей о порядке досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) территориального органа Органа власти осуществляется посредством размещения информации на Едином портале, в территориальном органе Органа власти.
444. Жалобы заявителей в форме электронных документов направляются посредством Единого портала, посредством официального сайта территориального органа Органа власти в сети «Интернет».
445. Жалобы в форме документов на бумажном носителе направляются в территориальный орган Органа власти посредством почтовой связи или передаются в территориальный орган Органа власти».
В старой версии регламента, утв. Приказом № 141 информации было больше:
Было |
119. Заявители могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) территориального органа Ростехнадзора, его должностных лиц и решения, принятые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги (далее - жалоба), в том числе с использованием ЕПГУ. 120. Жалоба рассматривается Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) в соответствии с Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1. статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 35, ст. 4829; 2014, N 50, ст. 7113; 2015, N 47, ст. 6596; 2016, N 51, ст. 7370; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 25, ст. 3696) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 840). Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Ростехнадзора и решения, принятые заместителем руководителя территориального органа Ростехнадзора, при предоставлении государственной услуги направляются руководителю территориального органа Ростехнадзора. Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа Ростехнадзора, рассматриваются непосредственно руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора. 121. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора (его территориальных органов), должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) осуществляется посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальном сайте Ростехнадзора (его территориальных органов) в сети "Интернет" и на ЕПГУ. 122. Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы. 123. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора (его территориальных органов), должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) осуществляется по телефону, электронной почте, при личном приеме. 124.Нормативные правовые акты, регулирующие порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора (его территориальных органов), а также его должностных лиц: Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; постановление Правительства Российской Федерации N 840; постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6706; 2013, N 52, ст. 7218; 2018, N 49, ст. 7600). 125. Информация, указанная в настоящем разделе, размещается на официальном сайте Ростехнадзора (его территориальных органов) в сети "Интернет", в федеральном реестре и на ЕПГУ. |
Приложения
Объем Приложений к Административному регламенту в сравнении со старой, утвержденной Приказом № 141, версией значительно увеличился.В Приложении 1 «Перечень общих признаков заявителей, а также комбинации значений признаков, каждая из которых соответствует одному варианту предоставления Услуги» проекта содержатся:
Таблица 1. Круг заявителей в соответствии с вариантами предоставления Услуги
Таблица 2. Перечень общих признаков заявителей.
Приложение 2 содержит формы заявлений о предоставлении того или иного варианта услуги:
- форма заявления о предоставлении Услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности» (к вариантам 1 и 2 – юр. лица);
- форма заявления о предоставлении Услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности» (к вариантам 3 и 4 – от имени юр. лица по доверенности);
- форма заявления о предоставлении Услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности» (к вариантам 5 и 6 – ИП);
- форма заявления о предоставлении Услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности» (к вариантам 5 и 6 – от имени ИП по доверенности);
и т.д. и т.п. по всем вариантам – всего 12 форм заявлений (для сравнения в старой версии Приказа № 141 было 3 версии заявления – одно для регистрации заключения, одно для исключения из реестра и одно для получения сведений).
Принципиальных изменений в содержании заявления на регистрацию ЭПБ нет. Изменилось месторасположение некоторых разделов, добавились (предположительно) сведения о юридическом лице, которое будет действовать по доверенности (но это не точно, т.к. в тексте регламента нет отсылки к этому, но контекст говорит о правильности предположения) и сведения о представителе заявителя.
Напомним, новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра» вступает в силу с 22 февраля 2025 года.
Новый регламент написан очень бюрократическим языком, сложным к прочтению, а иногда и к пониманию. Предполагаю, что многие регламенты ждет переработка примерно в таком духе. Поэтому следите за нашими рассылками. Мы внимательно отслеживаем нововведения и доносим их до вас на понятном языке.
Начинайте привыкать к новым формам заявлений и к Госуслугам! До 22 февраля осталось совсем немного времени!
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru