МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Рекомендации по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц

28.01.2025

Ростехнадзор утвердил Руководство по безопасности «Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц». Руководство утверждено Приказом от 25.12.2024 N 426.

Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также требований, установленных ФНП в области промышленной безопасности, по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

Руководство рекомендовано к применению в отношении ОПО, указанных в приложении N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

Руководителям организаций рекомендуется разработать организационные меры, установить инженерно-технические средства охраны (систему физической защиты) и обеспечить охрану ОПО.  Система физической защиты должна не только предотвращать проникновение посторонних, но и обеспечивать своевременное обнаружение и пресечение любых угроз, включая террористические акты, и минимизацию их последствий.

Создание и ввод системы физической защиты ОПО в действие рекомендуется обеспечивать до завоза на ОПО опасных веществ или начала эксплуатации ОПО.

Создание (или совершенствование) системы физической защиты опасного производственного объекта (ОПО) включает три этапа:

  • проектирование;
  • реализация;
  • ввод в эксплуатацию.
Предварительный этап проектирования включает анализ уязвимости ОПО, охватывающий:
  • Профиль нарушителя: описание потенциальных нарушителей (численность, вооружение, оснащение).  При наличии типовых моделей нарушителей (например, от органов безопасности), их следует использовать.
     
  • Уязвимые места: идентификация технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, воздействие на которые может привести к авариям или инцидентам.
  • Возможные пути проникновения и воздействия: анализ путей проникновения нарушителей и способов воздействия на уязвимые места, включая дистанционные методы (например, с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или беспилотных надводных аппаратов).
     
  • Оценка последствий: определение возможных последствий террористических актов или диверсий, в том числе с использованием БПЛА.  В оценке следует использовать данные из декларации промышленной безопасности, технологических регламентов, паспортов безопасности машин и оборудования, включая информацию о количестве опасных веществ на ОПО и их перемещении.  Уязвимые места должны быть категорированы по масштабу возможных последствий.
     
  • Определение границ защиты: составление перечня уязвимых мест, требующих защиты, с документальным оформлением и утверждением руководителем организации границ их размещения, а также границ периметра ОПО, зданий и помещений, подлежащих защите.  Определение мест размещения контрольно-пропускных пунктов, сил охраны (караулов) и состава инженерно-технических средств охраны (физической защиты).
Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, должен устанавливать периодичность (не реже чем раз в 5 лет) переоценки актуальности анализа уязвимости и эффективности системы физической защиты.  Дополнительная оценка рекомендуется при значительных изменениях в производственном процессе, влияющих на масштаб последствий несанкционированного доступа, изменении характеристик потенциальных нарушителей (например, обновлении типовых моделей угроз), а также после проведения учений.  Выявленная необходимость пересмотра анализа уязвимости и/или совершенствования системы физической защиты рекомендуется оформить утвержденным планом мероприятий по пересмотру анализа уязвимости и (или) совершенствованию системы физической защиты.

Организационные меры по физической защите ОПО

Рекомендуется разработать и утвердить документы, содержащие информацию:
  • об организации и обеспечении пропускного режима лиц и транспортных средств на ОПО, в охраняемые здания, сооружения и помещения ОПО, а также о видах пропусков, об их выдаче и использовании, о контроле за выполнением требований инструкции;
  • о предоставлении и разграничении доступа для работников ОПО, сотрудников охраны, командированных лиц, посетителей и аварийных служб к территории ОПО, охраняемым зданиям, сооружениям, помещениям, опасным веществам, техническим устройствам, инженерно-техническим средствам охраны и документам ограниченного доступа; 
  • о взаимодействии с органами власти и другими организациями при реагировании на проникновение (попытки проникновения) на ОПО, получении сообщений об угрозах терроризма и чрезвычайных ситуациях (включая порядок обмена информацией и проведение совместных учений);
  • о действиях работников ОПО и иных лиц, находящихся на территории ОПО, сил охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;
  • об организации проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;
  • о проведении административного (объектового) контроля за выполнением мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа (рекомендуется предусмотреть периодическое проведение, например, не реже одного раза в год).
Указанная информация может быть объединена в одном документе или распределена между несколькими. При наличии соответствующих сведений в документах по антитеррористической защищенности, разработанных в соответствии с законодательством, следует указать реквизиты соответствующих документов.

Рекомендуется назначить ответственного работника или структурное подразделение за организацию и выполнение мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа на ОПО. В организации, эксплуатирующей ОПО I класса опасности, установленного в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, в целях организации и выполнения мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа на ОПО нарушителей может быть создано структурное подразделение - служба безопасности.

Для повышения безопасности опасного производственного объекта (ОПО) необходимо защитить информационные системы и данные от несанкционированного доступа и вредоносных действий.  Также следует контролировать ключи и замки, ведя их учёт, например, в журнале учета замков и ключей; регистрацию выдачи и сдачи ключей; меры по предотвращению несанкционированного использования ключей и замену в кратчайшие сроки замков и ключей при обнаружении фактов или попыток несанкционированных действий с ними.

В зданиях, сооружениях и помещениях с уязвимыми местами ОПО рекомендуется устанавливать режим самоохраны, предусматривающий меры, направленные на предупреждение и своевременное обнаружение работниками ОПО попыток несанкционированного доступа нарушителей, а также порядок действий работников ОПО в случае обнаружения посторонних лиц на территории ОПО.

Порядок организации режима самоохраны рекомендуется определять в документе, утверждаемом руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, или лицом, им уполномоченным (например, в инструкции по самоохране в организации, эксплуатирующей ОПО).

Для обеспечения готовности к локализации (ликвидации) последствий аварий, вызванных несанкционированным проникновением нарушителей на ОПО, рекомендуется:
  • осуществлять учет и контроль опасных веществ на ОПО, обеспечить своевременный учет их поступления, расходования, периодическую инвентаризацию, а также учет и контроль образующихся отходов;
  • организовать периодическую проверку состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений с уязвимыми местами ОПО;
  • оснастить ОПО сигнализаторами концентрации опасных веществ (например, довзрывной концентрации газов) в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • разработать и утвердить порядок расследования случаев проникновения нарушителей на ОПО.

 

Рекомендации к комплексу инженерно-технических средств физической защиты на ОПО

В состав комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты) на ОПО рекомендуется включать инженерные средства охраны (физической защиты) ОПО и технические средства охраны (физической защиты) ОПО.

К инженерным средствам охраны (физической защиты) ОПО могут быть отнесены строительные конструкции ОПО (стены, перекрытия, ворота, двери), а также специально разработанные конструкции (ограждения, противотаранные устройства, решетки, контейнеры) и другие физические (в том числе естественные) препятствия.

К техническим средствам охраны (физической защиты) ОПО могут быть отнесены элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем:
  • охранная сигнализация;
  • тревожно-вызывная сигнализация;
  • контроль и управление доступом;
  • наблюдение (оптико-электронное, видеонаблюдение, радиолокационное или основанное на других технических принципах) и оценка ситуации;
  • обеспечение электропитания, освещения;
  • оперативная связь и оповещение (в том числе средства проводной связи и радиосвязи);
  • защита информации;
  • обнаружение запрещенных к проносу предметов (опасных веществ, взрывчатых
 Рекомендации по оснащению ОПО системами физической защиты включают:
  • установку физических барьеров для ограничения доступа нарушителей, например, устанавливать сплошное ограждение по периметру ОПО или здания, сооружения, помещения с уязвимыми местами ОПО либо использовать в качестве такого препятствия стены зданий, сооружений, помещений;
  • обеспечение непрерывного мониторинга периметра с помощью датчиков, систем видеонаблюдения, освещения и связи.
  • установку систем контроля доступа людей и транспорта, включая проверку на наличие запрещенных предметов.
  • дистанционный контроль мест возможного несанкционированного проникновения (двери, окна) и арматуры, воздействие на которую может привести к аварии.
  • защиту в нерабочее время: запирание и пломбирование всех входов в здания и помещения с уязвимыми местами ОПО.
В случае наличия угрозы применения нарушителями БПЛА рекомендуется определить мероприятия по противодействию данной угрозе.

При принятии мер по противодействию БПЛА рекомендуется не допускать негативного влияния разрабатываемых организационных и технических решений по защите ОПО на:
  • режим технологического процесса на ОПО и работу систем противоаварийной защиты, автоматизированных систем управления технологическим процессом (при использовании установок для радиоэлектронной борьбы с БПЛА);
  • проведение технического обслуживания и ремонта на ОПО;
  • мероприятия, предусмотренные планами мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также планами по эвакуации персонала и иных лиц, находящихся на территории организации, эксплуатирующей ОПО, в случае аварии.

Организация охраны ОПО

В соответствие с руководством по безопасности, рекомендуется организовать охрану ОПО.

При выборе вида и способа охраны руководителю рекомендуется учитывать ведомственную принадлежность организации, эксплуатирующей ОПО (например, возможность организации ведомственной охраны ОПО), а также ограничения на осуществление частной охранной деятельности.

Также рекомендуется определить и задокументировать порядок охраны ОПО, в том числе численность сил охраны, количество и тип постов охраны, техническое оснащение и т.п.
Важно обеспечить в рамках административного (объектового) контроля периодические проверки готовности сил охраны к выполнению возложенных на них задач и проведение периодических тренировок (учений).

Руководство по безопасности «Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц» утверждено 25 декабря 2024 года.
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru