МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Ростехнадзор о промышленной безопасности в 2024 году

Опубликован Приказ Ростехнадзора от 28 февраля 2025 г. N 74, утвердивший объемный доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2024 год.

В докладе описаны типичные нарушения обязательных требований, принятые меры, количество аварий, основные факторы риска и т.п.

В частности, указано, что надзор за оборудованием, работающим под избыточным давлением, осуществляется в отношении 54 837 опасных производственных объектов. За 2024 год на поднадзорных объектах зарегистрировано 7 аварий и 5 несчастных случаев со смертельным исходом. По результатам расследования причин аварий и смертельных несчастных случаев Ростехнадзор выявил, что основными факторами риска причинения вреда (ущерба) являются:
  • избыточное давление;
  • высокая температура;
  • низкая трудовая дисциплина, отсутствие квалифицированного персонала.
В 2024 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Ростехнадзором проведено 951 контрольное (надзорное) мероприятие (в 2023 году таких мероприятий было 230), из них плановых - 238 (в 2023 году - 67), внеплановых - 519 (в 2023 году - 193), проведённых в режиме постоянного государственного надзора - 425 (в 2023 году - 110).

В ходе осуществления контрольной (надзорной) деятельности выявлено 7 530 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. По результатам осуществления контрольной (надзорной) деятельности назначено 397 административных наказаний.

В качестве типичных нарушениям обязательных требований промышленной безопасности в области надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением Ростехнадзор указал:
  • недостоверно представляется информация в сведениях, характеризующих опасный производственный объект;
  • оборудование под давлением не поставлено на учёт в территориальном органе Ростехнадзора;
  • отсутствуют паспорта на оборудование, работающее под избыточным давлением;
  • не выполняются пункты предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности в установленные в нём сроки;
  • отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, зарегистрированное в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности и подготовленное в связи с окончанием срока, установленного предыдущим экспертным обследованием;
  • не выполнены в установленный срок мероприятия по результатам экспертизы промышленной безопасности;
  • эксплуатация оборудования за пределами расчётного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • эксплуатация опасных производственных объектов без наличия организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок эксплуатации оборудования на опасных производственных объектах;
  • невыполнение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по ведению учёта и анализа причин инцидентов при эксплуатации опасного производственного объекта с принятием мер по недопущению их в дальнейшем;
  • ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых приказом от 15 декабря 2020 г. N 536, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов и статье 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;
  • выполнение ремонтных работ с применением, не прошедших подтверждение соответствия комплектующих, не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;
  • неосуществление при эксплуатации опасных производственных объектов, в составе которых имеются объекты котлонадзора, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

При осуществлении надзора за объектами газораспределения и газопотребления, магистрального трубопроводного транспорта, нефтегазодобывающей промышленности, а также нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической промышленности и объектов нефтепродуктообеспечения зарегистрировано 27 аварий и 16 несчастных случаев со смертельным исходом.

По результатам расследования причин аварий и смертельных несчастных случаев выявлено, что основными факторами риска причинения вреда (ущерба) являются:
  • ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций, связанные с несоблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности (в том числе при организации и проведении газоопасных и огневых работ);
  • допуск к работе персонала, не удовлетворяющего соответствующим квалификационным требованиям;
  • физический износ оборудования;
  • недостаточный уровень контроля со стороны эксплуатирующих организаций за техническим состоянием оборудования;
  • механические повреждения оборудования вследствие несанкционированного воздействия третьих лиц и организаций.
В ходе осуществления контрольной (надзорной) деятельности выявлено 60 069 нарушения обязательных требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 3 104 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила более 275 млн. рублей.

К типичным нарушениям обязательных требований промышленной безопасности в области надзора за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзор относит:
  • нарушение порядка проведения аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала;
  • нарушения требований об организации и осуществлении производственного контроля;
  • необеспечение полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, а также их эксплуатация при отклонении регламентированных параметров при ведении технологических процессов;
  • нарушение требований при организации и проведении газоопасных работ.

В ходе надзора за объектами горнорудной и нерудной промышленности в 2024 году зарегистрировано 4 аварии и 51 несчастный случай со смертельным исходом.

Выявлено, что основными факторами риска причинения вреда являются неудовлетворительная организация производства работ, в том числе:
  • необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работ, соблюдением трудовой дисциплины, выразившееся в отсутствии должного контроля со стороны лиц технического надзора за соблюдением работником производственных инструкций, инструкций по охране труда и промышленной безопасности;
  • низкий уровень производственного контроля со стороны руководителей;
  • нарушение требований технических регламентов, проектной документации, руководств по эксплуатации технических средств и оборудования.
Ростехнадзором выявлены 12 761 нарушение обязательных требований промышленной безопасности, назначено 1 617 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 103 раза, временный запрет деятельности - 57 раз.

В качестве типичных нарушений обязательных требований промышленной безопасности в области надзора за горнорудной и нерудной промышленностью Ростехнадзор указал:
  • нарушения в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности руководителями и специалистами предприятий;
  • отсутствие аттестации в области промышленной безопасности у руководителей и специалистов организаций;
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации технологического и автомобильного транспорта;
  • нарушение проектной и иной локальной документации, устанавливающей порядок организации и ведения горных работ;
  • выполнение работ в подземных горных выработках при имеющихся нарушениях паспортов крепления и управления кровлей.
Кроме того, в докладе приведены данные по надзору в угольной промышленности, надзору за объектами обращения взрывчатых материалов промышленного назначения, надзору за предприятиями химического комплекса, надзору за металлургическими и коксохимическими производствами и объектами, надзору за подъемными сооружениями, надзору за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья, надзору за предприятиями оборонно-промышленного комплекса, надзору за транспортированием опасных веществ.
Ознакомиться с текстом доклада можно по ссылке.