С 1 сентября отменяется необходимость постановки на учет ПС
12.03.2024
Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 N 16 внесены изменения в ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждённые приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461.
Эволюция, революция, передел сфер влияния… что это? Скорее это устранение рудимента под названием «постановка на учет ПС».
По сути, в последние 5-6 лет постановка на учет подъемных сооружений (ПС) превратилась в формальность. Ведь согласно п. 143 Приказа № 461 учет ПС осуществляется (пока еще осуществляется, не забывайте, что изменения вступают в силу с 01.09.2024) при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.
Что это значит? Это значит, что от эксплуатирующей организации ничего особенного не требуется. Необходимо подготовить заявление, сведения, справки-бумажки, далее подать документы в Ростехнадзор на регистрацию ОПО или внесение изменений в реестр ОПО. В процессе рассмотрения документов Ростехнадзор присваивает учетные номера.
Какие-то специальные манипуляции с постановкой на учет ПС, в особенности в сравнении с процедурой постановки на учет оборудования, работающего под давлением (кто ставил на учет ОРПД, тот поймет), предпринимать не нужно. Учет осуществляется одновременно с регистрацией ОПО или внесением изменений. Ну, максимум, что, как правило, просит приложить инспектор для учета ПС, это копию паспорта на подъемное сооружение. Опять же, сравнивая с ОРПД, это просто небо и земля. Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что для постановки на учет нужно подготовить:
- разработать кучу инструкций и приказов;
- провести техническое освидетельствование сосуда или экспертизу при необходимости;
- подготовить удостоверения на обсуживающий персонал;
- подготовить сведения о сертификации по ТР ТС 032;
- и т.д. и т.п.
Короче весело владельцам ОРПД!
В сложившейся ситуации с ПС было два выхода: либо отмена постановки на учет ПС, либо ужесточение требований при постановке на учет по примеру ОРПД.
Ростехнадзор выбрал первый вариант, т.е. отмена постановки на учет ПС.
Только, уважаемые дамы и господа, эйфорию и радость от отмены постановки на учет ПС убираем в сторону. Ростехнадзор отменил, в этой части, только пункты 143-145. При этом, пункт 142 никто не отменял. Дальше полный текст пункта 142:
«142. Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - реестр ОПО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.»
Соответственно, регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, сохраняется. Поэтому не нужно заказывать к 1 сентября 2024 г. во все Ростехнадзоры нашей необъятной страны победный марш и красную дорожку для подачи документов на исключение ОПО из реестра. Они вас неправильно поймут. И ОПО вам никто не исключит.
Спокойно работаем и продолжаем регистрировать ОПО с подъемными сооружениями. Только теперь без учетных номеров. И не теперь, а начиная с 01.09.2024.
Вкратце по отмененным пунктам 143-145…
Пункт 143 описывает (пока описывает, терпим до 01.09.2024) необходимость постановки на учет при регистрации ОПО или внесении изменений в реестр ОПО.
Пункт 144 описывает случаи, в которых необходимо снимать с учета ПС.
Пункт 145 описывает перечень ПС, которые не нужно ставить на учет в Ростехнадзоре.
Пункты 143 и 144 уйдут в историю, а вот перечень ПС, указанный в пункте 145, плавно перетечет в пункт 3 Приказа № 461. Соответственно, ПС, ранее не подлежавшие учету, будут отнесены к категории устройств, на которые ФНП ПС более не будут распространяться. Далее приведен перечень этих ПС:
- краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
- краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
- краны стрелового типа с постоянным вылетом или не оборудованные механизмом поворота;
- переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
- ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
- краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
- электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;
- краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны- манипуляторы грузоподъемностью до 1 т или с грузовым моментом до 4 т*м включительно;
- грузовые строительные подъемники;
- мостовые краны-штабелеры;
- краны-трубоукладчики.
Важно обратить внимание на то, что Ростехнадзор перенес ПС из пункта 145 в пункт 3 Приказа № 461, но при этом забыл некоторые устройства убрать из перечня устройств, на которые распространяется действие Приказа № 461. Выглядит это странно, но похоже на обычный человеческий фактор. Просто не учли факт указания некоторых ПС в пункте 2.
Может ли себе такое позволить Ростехнадзор? Они же надзорный орган!!! Скажете вы! Они нас заводят в заблуждение! Если они могу такие ошибки допускать, то почему с нас спрос по самое не хочу?
Понегодуем немного и понадеемся на то, что Ростехнадзор не ошибся с номером пункта, в который хотел перенести ПС. А то вдруг Ростехнадзор хотел их перенести в пункт 2 Приказа № 461. Вот веселуха будет… и перечень поднадзорных ПС прирастет существенным перечнем устройств.
Но мы всё-таки считаем, что Ростехнадзор допустил ошибку, и не внес изменения в пункт 2 Приказа № 461.
Далее приведем перечень задублированных ПС:
- мостовые краны-штабелеры;
- краны-трубоукладчики.
Как видно, ошибка не носит масштабный характер. Тем не менее, ждем от Ростехнадзора дополнений в части п. 2 Приказа № 461.
В противном случае, будем как в известном советском мультфильме «В стране невыученных уроков» гадать, где ставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».

Также изменен пункт 58 Правил безопасности ОПО, на которых используются ПС:
До 1.09.2924 | После 1.09.2024 |
По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 144 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 135 - 144 настоящих ФНП. При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подпадают в разряд не подлежащих учету в соответствии с подпунктом "а" пункта 145 настоящих ФНП и подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора, в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие ведение реестра ОПО), или Госкорпорации "Росатом" при условии демонтажа кабины управления ПС. |
По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 135 - 142 настоящих ФНП. Второй абзац утратил силу |
В абзаце первом пункта 60 ФНП ПС исключены слова «постановке на учет (кроме ПС, не подлежащих постановке на учет согласно пункту 145 настоящих ФНП) и». В новой версии ФНП абзац будет выглядеть так:
«Контроль качества монтажа и наладки должен быть подтвержден актом монтажа ПС, в котором подтверждается, что ПС смонтировано в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, эксплуатационными документами входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), требованиями настоящих ФНП и допущено (после завершения наладки) к последующему пуску в работу».
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 121 ФНП, на табличках, находящихся в эксплуатации подъёмных сооружений больше не требуется указывать учётный номер.
Табличку никто не отменил, отменено только указание учетного номера ПС на табличке. Табличку продолжаем делать, и она должна будет содержать: заводской номер ПС, паспортную грузоподъемность и дату следующего полного и частичного технических освидетельствований.
В ФНП изменено название раздела «Пуск ПС в работу и постановка на учет», теперь раздел будет называться «Пуск ПС в работу».
В пунктах 135, 138 исключены слова о постановке на учет.
На пункте 138 остановимся поподробнее. Новая редакция пункта 138 будет такой (указана самая важная часть):
«138. Решение о пуске в работу ПС, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании предложений комиссии о возможности пуска ПС в работу в следующих случаях:
- при пуске в работу после установки на объекте башенных кранов (за исключением ПС, указанных в подпункте "б" пункта 135 ФНП) и грузопассажирских строительных подъемников;
- при пуске в работу после установки на объекте кранов мостового типа и портальных кранов;
- при пуске в работу самоходных кранов иностранного производства грузоподъемностью 25 т и более, а также быстромонтируемых башенных кранов иностранного производства;
- при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавших срок службы.
- председатель комиссии - уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;
- члены комиссии: уполномоченные представители эксплуатирующей организации (не менее двух), уполномоченные представители монтажной организации (по согласованию), экспертной организации (по согласованию), а также уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности…»
Если кто был не в курсе, то сообщаем, что для ПС, указанных в пункте 138 для пуска в работу ПС в состав комиссии необходимо включать инспектора Ростехнадзора. Вот это поворот… да?
В части приглашения инспектора в состав комиссии изменений нет. Не стесняемся, приглашаем инспекторов. Они же ждут…)))
В пункте 251, содержащем случаи, при которых эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу изменен подпункт «и»:
До 1.09.2924 | После 1.09.2024 |
отсутствуют: паспорт ПС и (или) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; сведения о постановке ПС на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации "Росатом" (для ПС, подлежащих учету); | отсутствует паспорт ПС и (или) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; |
Ну, тут, конечно, Ростехнадзор допустил прокольчик. Фразу про постановку на учет нужно было заменить на «сведения о внесении в реестр ОПО», а то народ подумает, что и без внесения в реестр ОПО можно эксплуатировать ПС. Нет, товарищи! Деятельность без регистрации ЗАПРЕЩЕНА. А за это уже грозит не только административка по КоАП, но и уголовка по УК РФ. Так что не нужно интерпретировать как-то по-своему данное изменение.
Также из Правил удален пункт 258:
«Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. ПС, перечисленные в пункте 145 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат».
Что творится то??? Всё-таки власть сменилась? Красные вместо белых? Или какие там цвета нынче в моде? Экспертизу средь белого дня отменили! Гуляй страна родная! Вводим новый выходной день! Нет, выходную неделю, две!
И куда это меня понесло?! Чуть не поддался народной волне.
Кстати, я не шучу про экспертизу. Точнее о мыслях людей. От одного из наших читателей пришло письмо с вопросом о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности.
Далее процитирую часть текста из письма:
«К сожалению, вы ничего не написали про Приказ Ростехнадзора №16 от 22.01.2024 года, который вносит изменения в Приказ 461. Например, п. 258? Получается, что ЭПБ отменяется для ПС? Она будет проводиться в форме технического диагностирования? Подготовлены планы на 2024 год на ЭПБ? Что делать дальше?».
Отвечаем:
Экспертизу промышленной безопасности на ПС, подлежащие внесению в реестр ОПО никто не отменил. Как проводили экспертизы на ПС, так и продолжайте проводить. С исключением пункта 258 из ФНП ПС принципиально ничего не изменилось. В пункте 258 написано только о том, что на ПС, не подлежащие учету в Ростехнадзоре, не нужно проводить экспертизу. Так, ничего и не изменилось. Только теперь (собственно, как и раньше) не нужно проводить экспертизу на ПС, на которые не распространяется действие Приказа № 461.

Ногу мне ломать не надо, и искать кокаинум…)))
Несколько аргументов:
2. Пункт 251 Приказа № 461.
Вырезка:
«251. Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:
в) не проведено техническое освидетельствование ПС. Не проведена экспертиза промышленной безопасности ПС в установленных настоящими ФНП случаях;»
3. Пункт 22 Приказа № 461:
Вырезка:
«22. Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования:
а) поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии (состояние объекта (ПС), в том числе узлов, механизмов, систем управления, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской (проектной) документации), соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы, заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления;»
Наверно еще всех интересует вопрос: а нужно ли бежать, может не по красной дорожке, но всё-таки быстрым шагом нестись в Ростехнадзор с заявлением на снятие с учета ПС прям 01.09.2024?
В Приказе Ростехнадзора от 22.01.2024 N 16 об этом ничего не сказано. По крайней мере пока. Впереди еще полгода, за это время могут еще разные интересные истории случиться. Поэтому активно следите за нашими новостями и интересными статьями.
На текущий момент готовить какую-то бумажку на снятие с учета ПС не нужно. К моменту вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 22.01.2024 N 16 может измениться административный регламент по регистрации ОПО, и в нем могут что-то черкнуть про снятие с учета ПС, а может и не черкнут. А это, как известно, другая история.
И, да, спасибо нашим читателям за любые вопросы!
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 января 2027 года.
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru