МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Штрафы Ростехнадзора: 5 способов снизить, а то и вовсе избежать. Способы 3,4,5

Завершаем публикацию "судебных" способов для снижения или отмены штрафов по промышленной безопасности. Мы уже разобрали Способ 1 - снижение штрафа на 50%  и Способ 2 -  замена штрафа на Предупреждение. В этой статье поговорим об оставшихся вариантах:

Изменить статью КоАП РФ

… на более «мягкую». То есть – переквалифицировать нарушение. Убедить суд, что вас наказали не по тем нормам законодательства, по которым нужно. Шансов мало… Слишком много звезд должно сойтись. Но… кое-что можно придумать.

Хотите пример? Пожалуйста. Решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 25 апреля 2018 года по делу № 12-6/2018. Простой директор регионального МУПа оспаривает «штраф на должностное лицо» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Он, горемычный, допустил эксплуатацию ОПО «Система теплоснабжения» без лицензии (других огрехов Ростехнадзор не нашел). Гражданин, как водится, не согласился. Пошел в суд избавляться от подати в 20 000 руб. И хитрыми путями ему это удалось…

Он, похоже, убедил судью, что действительно принимал «все зависящие от него меры по получению лицензии». Кое-что правда сделал (то ли он, то ли его сотрудники). Посмотрите Решение по ссылке. Да и лицензию на момент суда уже переоформили (исправили нарушение). Немножко «наехал» на Ростехнадзор. Мол, «дана неверная квалификация административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ», поскольку в действиях нарушителя «усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ». Статья 14.1 действительно помягче, хоть и названа «грозно» – Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Часть 2 гласит, что за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, полагается:
  • административный штраф для граждан – от 2000 до 2500 рублей;
  • административный штраф для должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей;
  • административный штраф для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
Цифры в 5 раз (!) меньше, чем по статье 9.1.

Так вот… Суд встал на сторону нарушителя и сформулировал ИНТЕРЕСНЫЙ прецедент. Мол, «отсутствие лицензии на эксплуатацию ОПО нарушает не требования промышленной безопасности, а требования лицензионного законодательства». То есть Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Поэтому «осуществление лицом предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией ОПО, не может быть квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ». В итоге суд признал незаконным и отменил постановление Ростехнадзора (за неправильную квалификацию правонарушения), вообще освободив «директора» от штрафа.

Такое вряд ли сработает «для юридических лиц». Все-таки арбитражные суды считают «отсутствие лицензии» нарушением ПБ, заслуживающим наказания по ч.1 ст. 9.1 (разве что снизят размер штрафа или «пожалуют» предупреждение). Но попробовать-то можно. А еще можно…


Выдать нарушение за малозначительное

Здесь шансов «кот наплакал» (в ПБ, как водится, все серьезно). Но удачу… никто не отменял.

Суды почти все нарушения проверяют на «малозначительность», даже если заявитель об этом не просил. Их обязывает статья 2.9 КоАП РФ, по которой:
  • «при малозначительности совершенного административного правонарушения» они могут освободить нарушителя «от административной ответственности и ограничиться устным замечанием».
Звучит здорово, правда? Вот только бы понять, какие нарушения признают малозначительными. Для этого погружаемся в «архив» и смотрим постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (п. 21): «Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

То есть… от нарушения нет и не может быть угрозы «охраняемым общественным отношениям» (ценностям, имуществу, процессам, людям и т. д.) При этом… ни имущественное положение нарушителя (финансовые сложности, банкротство и т. д.), ни добровольное устранение последствий правонарушения, ни возмещение причиненного ущерба – не влияют на «малозначительность». Такие дела, граждане, такие дела… Много ли нарушений в нашей «песочнице» могут попасть в эту категорию?

Теоретически… под малозначительность можно подвести «непредставление сведений о производственном контроле». Какая тут угроза общественным отношениям? Это всего лишь… отчет. Простая «декларация прошлогодних фактов». Но у судов своя логика… Частично «замешанная» на постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 (п. 18, 18.1). «Малозначительность» дают в исключительных случаях. Каждый рассматривают индивидуально. Оценивают «конкретные обстоятельства» (почему нарушили… можно ли было не нарушать… кто виноват… что делать…). При этом каждое (положительное или отрицательное) решение «должно быть мотивировано».

Собственно, в эту «мотивацию» все и упирается. Суды повально НЕ СЧИТАЮТ нарушения промышленной безопасности малозначительными. Формулировка, по сути, одна. Только в разных вариантах. Вот вам три штуки для наглядности:

1) «…существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права».
2) «…существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своей публично-правовой обязанности, целью которого является, в том числе обеспечение безопасности жизни и здоровья людей» (здесь дополнительно «давят на грубость», а у заявителя всего-то огрехи в документах…).
3) «…существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей относительно промышленной безопасности, к формальным требованиям публичного права».

Видите, да? Фразы (взятые из разных решений разных судов) просты и очень похожи. Но они напрочь убивают шансы на получение «малозначительности». Потому что охватывают АБСОЛЮТНО ВСЕ, даже мелкие, нарушения ПБ. Несмотря ни на что… «малозначительность» – хороший ход. Да, вы не получите «устное замечание» вместо реального наказания. Но… вы же подберете «крутые» аргументы. И суд с большей долей вероятности снизит сумму штрафа или даже заменит его на предупреждение.

Вот, пожалуй, и все сколько-нибудь реальные «судебные сценарии», чтобы облегчить наказание после проверки Ростехнадзора. Есть, правда, еще один… «рискованно-скандальный». Давайте его тоже рассмотрим.


Другой способ (отделаться от наказания)

Такой подзаголовок лучше, чем «наезд на Ростехнадзор».

Да-да, вы можете обвинить Ростехнадзор в «нарушениях при проведении проверки» и потребовать… отмены наказания. Вот только «положительных» судебных примеров найти не удалось. Либо вопрос решается до суда. Либо суд отклоняет все претензии… Но это ж не повод отказываться от «инструмента», пусть даже «конфликтного»?

Главное, нужны «железобетонные» доказательства – «да, контролер действительно нарушил» (фото, видео, аудио, «косяки» в акте и предписании, независимые свидетели и т. д.). «…и что же такого должен натворить инспектор, чтобы проверку признали незаконной? Ну, например, нельзя:

1) проводить проверку «без оснований», то есть без (надлежащим образом оформленного) «распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора, его территориальных органов»;
2) проходить на вашу территорию в нерабочее время или без предъявления служебных удостоверений;
3) превышать сроки проведения проверки (это вообще «грубое нарушение»);
4) требовать документы «до даты начала проведения проверки»;
5) проверять «выполнение обязательных требований», которые не относятся к полномочиям Ростехнадзора;
6) проверять соблюдение «СССР-ких» или «добровольных» (например, ГОСТы) документов, да еще и штрафовать за их нарушение;
7) требовать документы, которые не относятся к предмету проверки (например, «пожарку» или «охрану труда»);
8) проводить (плановую выездную) проверку без участия вашего уполномоченного сотрудника;
9) мешать вам знакомиться с результатами проверки (или отказывать в таком ознакомлении);
10) «осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий», то есть просить деньги за проведение или непроведение проверки (хотя с такими «закидонами» идут не в арбитраж, а в уголовный суд…);
11) мешать вашему уполномоченному сотруднику проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись в ходе проверки («если эти действия не создают препятствий для проведения надзорных мероприятий») – так что можете фотографировать (снимать) инспектора «за работой»; глядишь, и доказательства найдутся.

Для справки внимательно прочитайте:
  • статьи 37 и 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»;
  • пункты 9 и 10 Административного регламента по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258.
И «соколом» следите за контролерами. А вдруг… где что нарушат. Появится у вас тогда реальный шанс оспорить «преступление и наказание». Как минимум – снизить штраф. А то и вовсе от него избавиться…

Что ж, граждане… Давайте подведем итог. Мы рассмотрели самые популярные «методы работы» с наказаниями Ростехнадзора. От желанных «подарков» (предупреждений по итогам проверки) до откровенных «разборок» в суде.

Какой использовать – решайте сами. Но лучше, конечно… совсем НЕ НАРУШАТЬ.


Остались вопросы? Мы к вашим услугам!

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru