Учет «на выход» и другие приключения подъемных сооружений
25.06.20241 сентября 2024 года обновятся федеральные нормы и правила по безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения. Изменения уже внесены приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16. И мы уже писали о них большую статью. Здесь продолжим «разбор полетов» и...
…озадачимся некоторыми вопросами, прямо или косвенно вытекающими из новой редакции ФНП. Например, что делать с ПС, которые сейчас стоят на учете? Изменится ли как-то порядок регистрации ОПО с ПС? На какие НПА ориентироваться владельцам подъемных сооружений, вырванных из «ласковых объятий» ФНП (тех, что попали из п. 145 в п. 3 федеральных норм и правил)? Пожалуй, остановимся на трех позициях. Ведь по ним… мы накопали много интересной информации.
Какой? Узнаете чуть позже. Ибо сначала хотим поговорить о «темах горячих» и «делах насущных». В частности… об одной поправке, которая внесла разлад в умы и сердца кое-кого из наших читателей. Как вы, наверное, помните (если уже читали обзор изменений), с 01.09.2024 «подъемные» ФНП «покинет» п. 258, согласно которому:
- «Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. ПС, перечисленные в пункте 145 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат».
Мечтать не вредно, товарищи. Главное, чтобы мечты не расходились
Его Центральный аппарат на вопрос об экспертизе дал вполне очевидный (по традиции, капельку размытый) ответ. Сказал, что:
- «…обстоятельства, при которых технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат экспертизе промышленной безопасности, определены частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ» (и оттуда их пока никто не удалит).

Но вы-то любите конкретику, правда? Хорошо. На этот случай мы припасли «высказывание» Центрального управления ФСЭТАН (которое курирует Московскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую и Костромскую область, если кто забыл). Там в обстоятельной и четкой форме отметили, что:
- «…изменения, внесенные в ФНП, отменяют только постановку подъемных сооружений на учет, регистрация подъемных сооружений в составе опасных производственных объектов не отменяется и продолжает действовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности для подъемных сооружений, подлежащих регистрации в составе опасных производственных объектов, не меняется и продолжает действовать».
(Кстати, ссылки на скачивание полных версий этих ответов ФСЭТАН вы найдете ниже).
Что называется, инцидент (не в промышленно-безопасной среде будь сказано) исчерпан. Всё просто, логично, понятно и подтверждено мнением Ростехнадзора.
С «аперитивом» разобрались. Пора переходить к «основному блюду». Давайте разберемся…
Нужно ли снимать ПС с учета после 1 сентября 2024 года?
Ну… «вручную». Документы всякие подавать. С Ростехнадзором стыковаться. Или всё случится само, без каких-либо (ваших или наших) активных действий?Хороший вопрос. И ответ на него… тоже лежит на поверхности. Почему? Потому что сейчас ПС снимают с учета «путем внесения изменений в сведения в реестре ОПО» (то есть в процессе переоформления/исключения объекта – см. п. 144 ФНП). Обязательную перерегистрацию никто не объявлял (упаси Минюст). Значит… снятие «не горит» и будет происходить постепенно.
Даже Ростехнадзор согласен. По крайней мере, с тем, что (это Центральный аппарат):
- «…вступающие с 01.09.2024 изменения в ФНП по ПС, внесенные приказом… от 22.01.2024 № 16, не содержат требования по исключению ОПО из государственного реестра ОПО, а также по снятию с учета ранее поставленных ПС».

Скачайте полный ответ Центрального аппарата ФСЭТАН исх. № 09-00-06/2900 от 22.04.2024
То есть (это уже Центральное управление):
- «…снимать с учета подъемные сооружения, ранее поставленные на учет, не требуется».

Скачайте полный ответ Центрального управления ФСЭТАН исх. № 210-8839 от 19.04.2024
Поэтому, товарищи… сейчас (и после 01.09.2024) не нужно делать вообще ничего. Вот будет у вас перерегистрация/исключение объекта, тогда и снимете свои «краны» с учета. А пока… пусть фигурируют (в медленно «погибающем» реестре). Разве это налагает на вас какие-то дополнительные обязанности?
Теперь про п. 144 ФНП по ПС. Да, осенью он исчезнет. Но практика-то сохранится. Ведь манипуляции с ОПО никто не отменил (и отменять не собирается). «Стационарно установленные грузоподъемные механизмы» продолжат существовать в приложении 1 к ФЗ №116. В самих ФНП никуда не денется п. 142, согласно которому:
- «Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371, и Федеральным законом № 116-ФЗ».
ОПО с какими ПС нужно будет регистрировать в Ростехнадзоре после 1 сентября 2024 года?
Да с теми же самыми. Только «разъяснительная» формулировка зазвучит иначе:- «…объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП по ПС (за исключением ПС, перечисленных в пункте 3 ФНП по ПС), подлежат регистрации в установленном порядке в качестве ОПО».

Скачайте полный ответ Центрального аппарата ФСЭТАН исх. № 09-00-06/2908 от 23.04.2024
(Казус по штабелерам и трубоукладчикам, которые могут отметиться и там, и там, пусть будет на совести Ростехнадзора; глядишь, поправят до 01.09.2024).
А по факту, товарищи… ничего не изменится. Неподнадзорные ПС (которые мы и так не регистрируем) выведут из-под действия ФНП. Поднадзорные – останутся компонентами ОПО, которые дают признак опасности. На этом «фронте» без перемен, как бы кому ни хотелось.
Для закрепления… вот вам табличка, которая применима и сейчас, и после 1 сентября 2024 года.
ПС, которые дают признак опасности ОПО | Исключения |
Краны стрелового типа (в т.ч. автомобильные и башенные краны) грузоподъемностью больше 1 тонны | Краны с постоянным вылетом стрелы или не оборудованные механизмом поворота |
Краны мостового типа, козловые и консольные краны грузоподъемностью больше 10 тонн с любым способом управления | |
Краны мостового типа (в т.ч. козловые краны) любой грузоподъемности, управляемые из кабины (или просто имеющие кабины управления) | |
Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза с высотой подъема больше 6 метров (подъемники с рабочими платформами, фасадные подъемники, автовышки и т.д.) | ПС с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, подъемные комплексы для парковки автомобилей, аттракционы |
Электрические тали грузоподъемностью больше 10 тонн, используемые как самостоятельные ПС | |
(Автомобильные) краны-манипуляторы грузоподъемностью больше 1 тонны и/или с грузовым моментом больше 4 т*м | КМУ, установленные на фундаменте, и манипуляторы, используемые в технологических процессах |
Скачайте таблицу в формате DOCX | PDF
Что остальные ПС-ки? Ну, после 01.09.2024 они будут вне зоны действия ФНП, «цепких лап» Ростехнадзора и вообще законодательства о промышленной безопасности. Но согласитесь – даже при их эксплуатации хотелось бы опираться на какие-то нормативные документы. Поэтому переходим к третьему вопросу…
На какие НПА ориентироваться владельцам неподнадзорных ПС после 1 сентября 2024 года?
Да как раньше. В этой области обошлось без сюрпризов. Прежде всего, опирайтесь на паспорт и руководство (инструкцию) по эксплуатации подъемного сооружения.Во вторую очередь – на (составленные вами) должностные и производственные инструкции для административного и обслуживающего персонала (посмотрите п. 145 ФНП; после его исчезновения практика не изменится).
Ну а дальше… «свобода выбора». Можете использовать:
1) Стандарты организации (СТО) и другие ЛНА, которые попадутся под руку или придут вам в голову (положения, регламенты и т.д.).
2) ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (хотя там, конечно, маловато «эксплуатации»).
3) Межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТы), например:
- серию ГОСТ 34463 «Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация»;
- серию ГОСТ 32576 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты»;
- серию ГОСТ 31272 «Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов)»;
- серию ГОСТ 33711 «Краны грузоподъемные. Обучение персонала»;
- ГОСТ 33715-2015 «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация»;
- ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы»;
- ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности»;
- ГОСТ 34466-2018 «Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков» и т.д.
Или продолжайте «подглядывать» в ФНП по ПС. Ведь «запрет» на их «добровольное» применение никто вводить не собирается.
В общем, граждане, всё как всегда. Живем, работаем и содержим ПС-ки в оптимальном состоянии. По собственному почину и под задачи выстраиваем систему безопасной эксплуатации. Отвечаем за свои «дела и поступки». И неукоснительно соблюдаем нормативные требования (неважно, где и как они расписаны). А если нужна помощь, консультация или поддержка – обращаемся в МТК Эксперт. Ведь мы по-прежнему к вашим услугам.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru