МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Учет «на выход» и другие приключения подъемных сооружений

25.06.2024

1 сентября 2024 года обновятся федеральные нормы и правила по безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения. Изменения уже внесены приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16. И мы уже писали о них большую статью. Здесь продолжим «разбор полетов» и...

…озадачимся некоторыми вопросами, прямо или косвенно вытекающими из новой редакции ФНП. Например, что делать с ПС, которые сейчас стоят на учете? Изменится ли как-то порядок регистрации ОПО с ПС? На какие НПА ориентироваться владельцам подъемных сооружений, вырванных из «ласковых объятий» ФНП (тех, что попали из п. 145 в п. 3 федеральных норм и правил)? Пожалуй, остановимся на трех позициях. Ведь по ним… мы накопали много интересной информации.

Какой? Узнаете чуть позже. Ибо сначала хотим поговорить о «темах горячих» и «делах насущных». В частности… об одной поправке, которая внесла разлад в умы и сердца кое-кого из наших читателей. Как вы, наверное, помните (если уже читали обзор изменений), с 01.09.2024 «подъемные» ФНП «покинет» п. 258, согласно которому:
  • «Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. ПС, перечисленные в пункте 145 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат».
Казалось бы… что такого? Учет исчезнет. Следовательно, из документа нужно убрать все его упоминания. Но… особо мнительных субъектов посетила «крамольная» мысль – неужели ЭПБ для ПС… вообще отменяется? Будем делать ТО, будем делать ТД, а экспертиза… канет в Лету. И заживем спокойно, варясь в собственном промышленно-безопасном соку. Без этих недовольных «дядек», которые придираются к каждой трещинке и не признают ржавчину элементом декора.

Мечтать не вредно, товарищи. Главное, чтобы мечты не расходились с уголовным кодексом со здравым смыслом. Ну конечно ЭПБ остается! И в упомянутой выше статье Александр Гордеев привел более чем весомые доказательства. А для «прожженных скептиков» тут мы добавим еще парочку аргументов. Чтоб уж закрыть тему и вернуться в лоно того самого здравого смысла. И поможет в этом… наш любимый и всезнающий госорган.

Его Центральный аппарат на вопрос об экспертизе дал вполне очевидный (по традиции, капельку размытый) ответ. Сказал, что:
  • «…обстоятельства, при которых технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат экспертизе промышленной безопасности, определены частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ» (и оттуда их пока никто не удалит).


Но вы-то любите конкретику, правда? Хорошо. На этот случай мы припасли «высказывание» Центрального управления ФСЭТАН (которое курирует Московскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую и Костромскую область, если кто забыл). Там в обстоятельной и четкой форме отметили, что:
  • «…изменения, внесенные в ФНП, отменяют только постановку подъемных сооружений на учет, регистрация подъемных сооружений в составе опасных производственных объектов не отменяется и продолжает действовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности для подъемных сооружений, подлежащих регистрации в составе опасных производственных объектов, не меняется и продолжает действовать».



(Кстати, ссылки на скачивание полных версий этих ответов ФСЭТАН вы найдете ниже).

Что называется, инцидент (не в промышленно-безопасной среде будь сказано) исчерпан. Всё просто, логично, понятно и подтверждено мнением Ростехнадзора.

С «аперитивом» разобрались. Пора переходить к «основному блюду». Давайте разберемся…
 

Нужно ли снимать ПС с учета после 1 сентября 2024 года?

Ну… «вручную». Документы всякие подавать. С Ростехнадзором стыковаться. Или всё случится само, без каких-либо (ваших или наших) активных действий?

Хороший вопрос. И ответ на него… тоже лежит на поверхности. Почему? Потому что сейчас ПС снимают с учета «путем внесения изменений в сведения в реестре ОПО» (то есть в процессе переоформления/исключения объекта – см. п. 144 ФНП). Обязательную перерегистрацию никто не объявлял (упаси Минюст). Значит… снятие «не горит» и будет происходить постепенно.

Даже Ростехнадзор согласен. По крайней мере, с тем, что (это Центральный аппарат):
  • «…вступающие с 01.09.2024 изменения в ФНП по ПС, внесенные приказом… от 22.01.2024 № 16, не содержат требования по исключению ОПО из государственного реестра ОПО, а также по снятию с учета ранее поставленных ПС».


Скачайте полный ответ Центрального аппарата ФСЭТАН исх. № 09-00-06/2900 от 22.04.2024 

То есть (это уже Центральное управление):
  • «…снимать с учета подъемные сооружения, ранее поставленные на учет, не требуется».


Скачайте полный ответ Центрального управления ФСЭТАН исх. № 210-8839 от 19.04.2024 

Поэтому, товарищи… сейчас (и после 01.09.2024) не нужно делать вообще ничего. Вот будет у вас перерегистрация/исключение объекта, тогда и снимете свои «краны» с учета. А пока… пусть фигурируют (в медленно «погибающем» реестре). Разве это налагает на вас какие-то дополнительные обязанности?

Теперь про п. 144 ФНП по ПС. Да, осенью он исчезнет. Но практика-то сохранится. Ведь манипуляции с ОПО никто не отменил (и отменять не собирается). «Стационарно установленные грузоподъемные механизмы» продолжат существовать в приложении 1 к ФЗ №116. В самих ФНП никуда не денется п. 142, согласно которому:
  • «Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371, и Федеральным законом № 116-ФЗ».
Так что объекты с подъемными сооружениями останутся в строю. И самое время выяснить…

ОПО с какими ПС нужно будет регистрировать в Ростехнадзоре после 1 сентября 2024 года?

Да с теми же самыми. Только «разъяснительная» формулировка зазвучит иначе:
  • «…объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП по ПС (за исключением ПС, перечисленных в пункте 3 ФНП по ПС), подлежат регистрации в установленном порядке в качестве ОПО».


Скачайте полный ответ Центрального аппарата ФСЭТАН исх. № 09-00-06/2908 от 23.04.2024  

(Казус по штабелерам и трубоукладчикам, которые могут отметиться и там, и там, пусть будет на совести Ростехнадзора; глядишь, поправят до 01.09.2024).

А по факту, товарищи… ничего не изменится. Неподнадзорные ПС (которые мы и так не регистрируем) выведут из-под действия ФНП. Поднадзорные – останутся компонентами ОПО, которые дают признак опасности. На этом «фронте» без перемен, как бы кому ни хотелось.

Для закрепления… вот вам табличка, которая применима и сейчас, и после 1 сентября 2024 года.

ПС, которые дают признак опасности ОПО Исключения
Краны стрелового типа (в т.ч. автомобильные и башенные краны) грузоподъемностью больше 1 тонны Краны с постоянным вылетом стрелы или не оборудованные механизмом поворота
Краны мостового типа, козловые и консольные краны грузоподъемностью больше 10 тонн с любым способом управления  
Краны мостового типа (в т.ч. козловые краны) любой грузоподъемности, управляемые из кабины (или просто имеющие кабины управления)  
Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза с высотой подъема больше 6 метров (подъемники с рабочими платформами, фасадные подъемники, автовышки и т.д.) ПС с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, подъемные комплексы для парковки автомобилей, аттракционы
Электрические тали грузоподъемностью больше 10 тонн, используемые как самостоятельные ПС  
(Автомобильные) краны-манипуляторы грузоподъемностью больше 1 тонны и/или с грузовым моментом больше 4 т*м КМУ, установленные на фундаменте, и манипуляторы, используемые в технологических процессах
 
Скачайте таблицу в формате DOCX | PDF 

Что остальные ПС-ки? Ну, после 01.09.2024 они будут вне зоны действия ФНП, «цепких лап» Ростехнадзора и вообще законодательства о промышленной безопасности. Но согласитесь – даже при их эксплуатации хотелось бы опираться на какие-то нормативные документы. Поэтому переходим к третьему вопросу…

На какие НПА ориентироваться владельцам неподнадзорных ПС после 1 сентября 2024 года?

Да как раньше. В этой области обошлось без сюрпризов. Прежде всего, опирайтесь на паспорт и руководство (инструкцию) по эксплуатации подъемного сооружения.

Во вторую очередь – на (составленные вами) должностные и производственные инструкции для административного и обслуживающего персонала (посмотрите п. 145 ФНП; после его исчезновения практика не изменится).

Ну а дальше… «свобода выбора». Можете использовать:

1) Стандарты организации (СТО) и другие ЛНА, которые попадутся под руку или придут вам в голову (положения, регламенты и т.д.).
2) ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (хотя там, конечно, маловато «эксплуатации»).
3) Межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТы), например:
  • серию ГОСТ 34463 «Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация»;
  • серию ГОСТ 32576 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты»;
  • серию ГОСТ 31272 «Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов)»;
  • серию ГОСТ 33711 «Краны грузоподъемные. Обучение персонала»;
  • ГОСТ 33715-2015 «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация»;
  • ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы»;
  • ГОСТ 33168-2014 «Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности»;
  • ГОСТ 34466-2018 «Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков» и т.д.

Или продолжайте «подглядывать» в ФНП по ПС. Ведь «запрет» на их «добровольное» применение никто вводить не собирается.

В общем, граждане, всё как всегда. Живем, работаем и содержим ПС-ки в оптимальном состоянии. По собственному почину и под задачи выстраиваем систему безопасной эксплуатации. Отвечаем за свои «дела и поступки». И неукоснительно соблюдаем нормативные требования (неважно, где и как они расписаны). А если нужна помощь, консультация или поддержка – обращаемся в МТК Эксперт. Ведь мы по-прежнему к вашим услугам.

 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru