Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Нам доверяют

Партнеры

Удивительный 5 пункт Приказа Ростехнадзора N 500

Постановлением Правительства России от 6 августа 2020 г. N 1192  с 1 января 2021 г. отменен Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559. Новым документом с 01.01.2021 года является Приказ Ростехнадзора от 7 декабря 2020 года N 500 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов».

Вызывающим огромный интерес и недоумение является пункт 5 нового Приказа, его редакция: «В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь».

Ростехнадзор обновил все правила промышленной безопасности, но не в одних правилах я не видел подобного пункта. Химики превзошли всех. Не знаю предпосылки этого, но похоже на перебор. Изменений в новых правилах огромное количество. По сути, организации, эксплуатирующие ХОПО должны их полностью перелопатить и составить план доведения объекта до соответствия вступившим в силу Правилам. Более того…, не просто составить план, а еще и организовать внесение изменений в проектную документацию ХОПО. Это круто они повернули.

Я уже видел предписания по этому пункту. Веселая «регуляторная гильотина» ждет организации, эксплуатирующие ХОПО.

Лично у меня есть сомнения в жизнеспособности этого пункта, т.к. с небольшими организациями еще сможет Ростехнадзор пободаться, то крупные, а особенно иностранные компании, я думаю, будут жёстко судиться с Ростехнадзором если инспектора будут писать предписания по пункту 5.

Почему я так думаю?

Главная проблема этого пункта в том, что в нем не установлены сроки проведения однократного комплексного обследования фактического состояния ХОПО. Также, срок действия Правил установлен до 1 января 2027 г. Я думаю, те, кто проведут комплексное обследование, потом посчитают деньги и сроки реализации, и поймут что это дорого и никому не нужно, и срок реализации как раз получится примерно в районе 2027 г. Возьмут, плюнут на это на всё, и ничего делать не будут. Еще подумают, а зачем нам выполнять выявленные несоответствия, если пока мы их выполним… в 2028 г. вступят в силу новые Правила, и опять всё по новой… Конечно этот пункт будет вызывать только демотивацию у организаций с ХОПО.

Вспоминая разный предыдущий опыт, например, по переоформлению Лицензий на эксплуатацию ОПО, когда менялось название лицензируемого вида деятельности. Тогда Ростехнадзор допустил такую же ошибку, не указал в своей нормативной документации сроки, за которые организации обязаны переоформить Лицензии. Сначала еще организации переоформляли Лицензии, а потом кто-то выиграл суд у Ростехнадзора по основанию, что нигде не указаны сроки, в течение которых нужно переоформить Лицензии. Типа Вы (Ростехнадзор) можете нам рекомендовать переоформить Лицензию, но обязывать нас не вправе. И всё… после этого, что только Ростехнадзор не предпринимал…, какие только поблажки не делал, народ перестал активно переоформлять Лицензии. Сейчас вовсе изменение наименования лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления Лицензии.

Думаю, пункт 5 ждет примерно такая же судьба. Будем вместе с Вами наблюдать. Как говорится, запасаемся попкорном…

Ознакомиться со статьей о новых правилах безопасности химически опасных производственных объектов 2021 можно по ссылке.


С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович