МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Утвержден порядок техосвидетельствования ППИ, эскалаторов, травалаторов

 

13 июля 2018 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 13.04.2018 № 170. Документ утвердил:
  • Порядок технического освидетельствования и обследования (далее – ТО и обследование) подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов.
  • Форму акта технического освидетельствования ППИ, пассажирского конвейера и эскалатора.
  • Форму заключения по результатам обследования ППИ, пассажирского конвейера и эскалатора.
Обзор нормативного акта – в нашей статье.

Общие положения

Порядок ТО и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов:

1) Разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743.

2) Распространяется:
  • на юридических лиц (ИП), которые владеют объектами на праве собственности либо ином законном основании и осуществляют использование и содержание объектов;
  • на экспертные организации, которые проводят ТО и обследование объектов.
3) Устанавливает требования к:
  • тех. освидетельствованию объектов после монтажа или модернизации, а также в период эксплуатации (в течение назначенного срока службы);
  • обследованию объектов, отработавших назначенный срок службы, чтобы определить условия и возможность их дальнейшей работы.
Обратите внимание! ТО и обследование должны проводить экспертные организации:
  • Включенные в реестр Ростехнадзора. Он размещен на сайте Центрального аппарата ФСЭТАН www.gosnadzor.ru в разделе «Промышленная безопасность» (иконка вверху страницы) – «Надзор за оборудованием, работающим под давлением, грузоподъемными механизмами и подъемными сооружениями» – «Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743» – Реестр экспертных организаций.
  • Имеющие в штате работников, квалификация которых соответствует профессиональным стандартам и подтверждена документами об образовании.

Организация работ по ТО и обследованию

Чтобы провести ТО и/или обследование объектов, их владелец должен:

1. Подать в экспертную организацию заявку, которая содержит:
  • наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя) – владельца объекта (заявителя);
  • место проведения ТО или обследования;
  • предполагаемые дата и время проведения ТО или обследования;
  • перечень замененных узлов и механизмов объекта (если была замена);
  • контакты владельца объекта/заявителя (телефон, адрес электронной почты).
2. Обеспечить работникам экспертной организации доступ на объект и представить техническую документацию.

Обратите внимание: управлять объектом при проведении проверок, испытаний и измерений должны:
  • квалифицированный персонал специализированной организации, выполняющей работы по обслуживанию, ремонту объекта;
  • обученный персонал владельца объекта (если обслуживание и ремонт проводят своими силами).

Техническое освидетельствование ППИ

Полное техническое освидетельствование проводят до ввода в эксплуатацию:
  • для вновь установленной ППИ;
  • для модернизированной ППИ.
Обратите внимание: объем проверок и испытаний определяется руководством по эксплуатации ППИ. Если в документе нет таких сведений, то полное ТО делают по требованиям ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. № 643-ст).

При полном ТО экспертная организация проверяет (п. 16 Приказа РТН № 170):

1) комплектность технической документации на ППИ от завода-изготовителя;

2) наличие документов, подтверждающих, что изготовитель ППИ соблюдал требования к продукции и ее производству (декларации, сертификаты, ТУ и т.д.);

3) правильно ли смонтирована ППИ, нет ли отступлений от документации по монтажу и проектной документации по установке ППИ в здание (сооружение);

4) правильно ли установлена модернизированная ППИ, нет ли отступлений от проектной документации;

5) выполнение рекомендаций по модернизации ППИ, которые указаны в заключении по результатам обследования (если ППИ модернизировали);

6) соответствие ППИ требованиям и параметрам:
  • из документов завода-изготовителя;
  • из документов, составленных при монтаже объекта, его использовании и содержании;
  • из технической документации по замене или модернизации ППИ;
  • из паспорта и руководства по эксплуатации;
7) работу ППИ и устройств безопасности ППИ.

Экспертная организация проводит:
  • осмотр ППИ в целом;
  • испытание изоляции электрических цепей и электрооборудования;
  • осмотр и измерительный контроль заземления (зануления) электрооборудования ППИ, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
  • испытания, предусмотренные изготовителем ППИ и (или) организацией, разработавшей документацию на модернизацию;
  • испытания сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (на ППИ с приводом трения – с барабаном трения);
  • испытания тормозной системы на ППИ с электрическим приводом;
  • испытания герметичности гидроцилиндра и трубопровода на платформе с гидравлическим приводом;
  • испытания прочности кабины/грузонесущего устройства, тяговых элементов, подвески и (или) опоры кабины/грузонесущего устройства;
  • проверку состояния и исправности рабочего и аварийного освещения кабины или грузонесущего устройства (при наличии);
  • проверку работоспособности двухсторонней переговорной связи.
Если экспертная организация нашла дефекты, неисправности и прочие нарушения, то в течение 2 рабочих дней со дня проведения ТО должна оформить и вручить владельцу ППИ акт выявленных дефектов (см. Приложение б/н к Приказу РТН № 170). В акте указывают размеры, расстояния, зазоры, величины, не соответствующие установленным требованиям.

Далее:

1. Владелец ППИ и/или специализированная организация устраняет нарушения.

2. Экспертный цент проводит повторные проверки и испытания, чтобы проконтролировать устранение нарушений.

3. Если нарушения остались, в течение 2 рабочих дней повторно оформляется акт выявленных дефектов (за ним следует контроль и так до бесконечности).

4. Если нарушения устранены и это подтверждено результатами проверок (испытаний), то специалист экспертной организации:
  • вручает владельцу ППИ акт технического освидетельствования;
  • вносит в паспорт ППИ сведения о результатах ТО.
Обратите внимание: использовать ППИ до подготовки акта технического освидетельствования и акта ввода в эксплуатацию не допускается.

Результаты проверок, испытаний и измерений ППИ оформляются протоколом, который подписывает специалист экспертной организации. Документ должен содержать:
  1. Наименование и юр. адрес экспертной организации.
  2. Номер и наименование протокола.
  3. Дату проведения проверок, испытаний и измерений.
  4. ФИО специалиста, проводившего ТО.
  5. Место проведения ТО (адрес установки ППИ).
  6. Идентификационный (заводской, регистрационный) номер ППИ.
  7. Сведения о средствах измерений, использованных при ТО (с указанием наименования, заводского номера, даты проведения поверки, номера свидетельства о поверке и наименования организации, выполнившей поверку).
  8. Сведения о ППИ:
  • дата изготовления и изготовитель;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная грузоподъемность и скорость;
  • число остановок;
  • высота подъема;
  • тип привода;
  • тип привода дверей (при наличии).
  1. Отметку о наличии и комплектности технической документации ППИ (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж).
  2. Перечень требований к ППИ в соответствии с ГОСТ Р 55555 и ГОСТ Р 55556-2013 (утв. Приказом Росстандарта от 28.08. 2013 г. № 644-ст) с указанием пункта и реквизитов стандарта, а также результаты проверок указанных требований.
  3. Результаты проверки (визуального контроля) состояния ППИ, включая устройства безопасности.
  4. Данные проверок изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования платформы, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока.
  5. Выявленные при ТО:
  • дефекты, несоответствия, неисправности;
  • нарушенные требования сопроводительной документации и Правил эксплуатации;
  • повреждения, износ (коррозия) оборудования ППИ.
  1. Данные испытаний:
  • величина рабочей скорости кабины;
  • величина точности остановки платформы;
  • расстояние (путь торможения) от места срабатывания ловителей до места остановки платформы;
  • величина изменения угла наклона грузонесущего устройства при посадке платформы на ловители;
  • размеры грузонесущего устройства (ширина, глубина, высота).
Периодическое (частичное) техническое освидетельствование ППИ проводит в течение назначенного срока службы (1 раз в год) экспертная организация совместно с владельцем объекта и/или спец. организацией по обслуживанию платформы.

Периодическое ТО включает:
  • проверку общего использования и содержания ППИ;
  • проверку устройств безопасности;
  • проверку запирающих устройств дверей, барьеров;
  • проверку тяговых элементов (канатов, цепей);
  • проверку привода ППИ и действий тормоза;
  • проверку ловителей (при наличии), кромок и поверхности безопасности;
  • проверку состояния башмаков грузонесущего устройства и направляющих (при наличии);
  • испытания согласно документам завода-изготовителя (документам на модернизацию);
  • проверку сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (на ППИ с приводом трения – с барабаном трения);
  • испытания тормозной системы на ППИ с электрическим приводом;
  • испытания герметичности гидроцилиндра и трубопровода на ППИ с гидравлическим приводом;
  • проверку состояния и исправности рабочего, аварийного освещения кабины или грузонесущего устройства (при наличии);
  • проверку работоспособности двухсторонней переговорной связи;
  • электроизмерительные работы с проверкой сопротивления изоляции электрооборудования, проводки;
  • проверку состояния заземления (зануления) и контроль согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока.
При периодическом ТО эксперты должны проконтролировать:

1. Наличие паспорта ППИ, в котором есть:
  • запись о постановке платформы на учет в реестре уполномоченного органа (Ростехнадзор и т.д.);
  • подписи лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта ППИ, номер и дата приказа о его назначении.
2. Наличие руководства (инструкции) по эксплуатации ППИ.

Обратите внимание: периодическое ТО должно проводиться:
  • после замены привода грузонесущего устройства, тяговых элементов, ловителей, ограничителя скорости, буфера, системы управления электроприводом и автоматикой (испытываются только замененные устройства, узлы и механизмы);
  • после внесения изменений в систему электропривода и автоматики платформы.
Результаты проверок, испытаний и измерений оформляются таким же протоколом, как при полном техническом освидетельствовании.

При положительных результатах ТО эксперт должен:
  • внести в паспорт ППИ сведения о месяце и годе следующего ТО;
  • оформить акт технического освидетельствования.
При выявлении нарушений в паспорт ППИ вносятся записи:
  • с указанием нарушенных требований;
  • о наличии угрозы причинения вреда жизни (здоровью) граждан;
  • о невозможности использовать ППИ до устранения нарушений.
Обратите внимание: до устранения нарушений акт технического освидетельствования не выдается.

Обследование ППИ

Обследовании ППИ проводят по истечении назначенного срока службы или через 20 лет с даты изготовления объекта (если в руководстве по эксплуатации и/или паспорте нет информации о сроке службы).

Цели обследования:
  • установить соответствие ППИ требованиям безопасности;
  • определить набор мероприятий и сроки их выполнения, чтобы обеспечить соответствие ППИ требованиям безопасности;
  • определить условия и возможный срок дальнейшего использования ППИ по назначению.
Обследование ППИ включает:
  • проверку общего использования и содержания ППИ;
  • проверку соблюдения требований ГОСТ Р 55555-2013, сопроводительной и иной технической документации;
  • осмотр и проверку состояния металлоконструкций каркаса и подвески кабины/грузонесущего устройства, каркаса и подвески противовеса (при наличии), а также направляющих и элементов их крепления (при наличии);
  • осмотр и проверку состояния оборудования платформы, включая устройства безопасности платформы, с выявлением дефектов, неисправностей, несоответствий, степени износа и коррозии.
Эксперт должен проверить, есть ли у владельца ППИ:

1) паспорт ППИ, содержащий:
  • запись о постановке на учет в реестре уполномоченного органа;
  • подписи лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта, номер и дату приказа о его назначении;
2) руководство (инструкция) по эксплуатации ППИ.

Результаты обследования (проверок и испытаний) оформляют таким же протоколом, как при техническом освидетельствовании ППИ. Эксперт на основании протоколов готовит заключение по результатам обследования (см. Приложение №3 к Приказу РТН № 170).
  • Заключение утверждает руководитель (зам. руководителя) экспертной организации, проводившей обследование.
  • Оригинал заключения и копии протоколов испытаний в течение 2 рабочих дней вручаются владельцу ППИ (его уполномоченному представителю).
  • Экспертная организация хранит копию заключения и оригиналы протоколов в течение всего срока, на который продлено использование платформы (можно в электронном виде).
  • Сведения о проведенном обследовании и срок, на который продлено использования ППИ, вносятся в паспорт платформы.

Техническое освидетельствование пассажирских конвейеров и эскалаторов

Полное техническое освидетельствование пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитена (далее – эскалаторы) проводят до ввода объекта в эксплуатацию:
  • после установки;
  • после модернизации;
  • после капитального ремонта.
Полное ТО должно проходить:
  • после обкатки эскалаторов на предприятии-изготовителе или на месте применения;
  • в строгом соответствии с руководством по эксплуатации;
  • по методике, разработанной изготовителем эскалатора (для разъемных поэтажных эскалаторов);
  • в соответствии с проектом на модернизацию (если эскалатор был модернизирован).
Обратите внимание: перед проведением полного ТО специалист организации, выполнившей монтаж эскалатора, вносит в паспорт сведения о его обкатке.

Результаты испытаний в рамках полного ТО оформляют протоколом, который содержит:
  • наименование и юр. адрес экспертной организации;
  • дату проведения ТО;
  • ФИО специалиста, проводившего проверки, испытания и измерения;
  • место проведения проверок, испытаний и измерений;
  • идентификационный (заводской, регистрационный) номер эскалатора;
  • сведения об эскалаторе (изготовитель, угол наклона лестничного/пластинчатого полотна, скорость движения лестничного/пластинчатого полотна, ширина ступеней/пластин, тип передачи к главному валу привода);
  • сведения о наличии и состоянии технической документации на эскалатор (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж);
  • результаты проверок и испытаний, предусмотренных руководством по эксплуатации;
  • результаты испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
  • выявленные при проведении ТО дефекты, несоответствия, неисправности с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям.
Нарушения заносятся в акт выявленных дефектов (см. Приложение б/н к Приказу РТН № 170), который вручают владельцу объекта в течение 2 рабочих дней со дня проведения ТО.

При этом экспертная организация контролирует (путем повторных проверок) устранение нарушений:

1) если найденные нарушения не устранены или устранены не в полном объеме, то повторно составляется акт выявленных дефектов;

2) если проверка дала положительный результат, то специалист экспертной организации:
  • делает в акте выявленных дефектов отметку об устранении нарушений;
  • вручает владельцу эскалатора акт технического освидетельствования;
  • вносит в паспорт эскалатора запись о результатах ТО.
Обратите внимание: использовать эскалатор по назначению до составления акта ТО и ввода объекта в эксплуатацию не допускается.

Периодическое техническое освидетельствование эскалаторов в течение назначенного срока службы проводят в следующем порядке:
  • проверяют, соответствует ли использование и содержание эскалаторов требованиям Правил эксплуатации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 г. № 743);
  • осматривают эскалатор и проверяют его работоспособность;
  • оформляют результаты ТО.
При этом экспертная организация контролирует, есть ли у владельца эскалатора:
  • паспорт с записью о постановке эскалатора на учет и подписями лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта эскалатора (+ номер и дата приказа о его назначении);
  • руководство (инструкция) по эксплуатации.
Обратите внимание: осмотр эскалатора и проверку его работоспособности выполняют согласно руководству (инструкции) по эксплуатации.

При положительных результатах ТО специалист экспертной организации:
  • вносит в паспорт эскалатора сведения о месяце и годе следующего тех. освидетельствования;
  • оформляет акт технического освидетельствования.
Если ТО выявило нарушения, эксперт вносит в паспорт эскалатора записи:
  • с перечнем нарушенных требований;
  • о наличии угрозы причинения вреда жизни (здоровью) граждан;
  • о невозможности использовать эскалатор по назначению до устранения нарушений.
Обратите внимание: до устранения нарушений акт ТО не выдается.

Обследование пассажирских конвейеров и эскалаторов

Обследование эскалаторов проводят, когда истек назначенный срок службы объекта. Эксперты устанавливают:
  • соответствует ли эскалатор требованиям из сопроводительной документации и Правил эксплуатации;
  • какие мероприятия нужны, чтобы эскалатор и дальше соответствовал требованиям безопасности (например, модернизация, ремонт и т.д.), а также сроки выполнения таких мероприятий;
  • на какой срок и при каких условиях можно продлить срок службы эскалатора.
Обследование включает четыре процедуры:

1) проверка того, как организовано использование и содержание эскалатора;

2) проверка, соответствуют ли установка эскалатора и размеры помещения требованиям из сопроводительной документации и Правил эксплуатации;

3) осмотр эскалатора и проверка его работоспособности:
  • испытания;
  • проверка оборудования эскалатора с выявлением дефектов;
  • проверка устройств безопасности;
  • визуальный и измерительный контроль металлоконструкций эскалатора;
4) оформление результатов обследования.

Когда эксперт проверяет, как организовано использование и содержание эскалатора, он контролирует наличие у владельца объекта:
  • паспорта эскалатора с записью о постановке на учет и подписью лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта эскалатора (+ номер и дата приказа о его назначении);
  • руководства (инструкции) по эксплуатации.
Результаты испытаний эскалатора оформляют протоколом, в котором указывают:
  • наименование и юр. адрес экспертной организации;
  • номер и наименование протокола испытаний;
  • дату проведения испытаний;
  • ФИО специалиста, проводившего испытания;
  • место проведения испытаний (адрес установки эскалатора);
  • идентификационный (заводской, регистрационный) номер эскалатора;
  • национальный стандарт, содержащий методы проверок, испытаний и измерений;
  • сведения об эскалаторе (дата изготовления и изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, фактическая производительность, угол наклона лестничного/пластинчатого полотна, скорость движения лестничного/пластинчатого полотна, размеры ступеней, пластин или лент, тип передачи к главному валу привода);
  • сведения о наличии и состоянии технической документации на эскалатор (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж);
  • параметры (характеристики), которые проверяют согласно действующим документам по стандартизации в области безопасности эскалаторов (с указанием пункта и реквизитов стандарта), а также данные о результатах проверок этих требований;
  • результаты проверки оборудования, включая устройства безопасности эскалатора, привод, несущее ленточное или пластинчатое полотно, входную площадку, поручневое устройство, балюстраду, а также результаты визуального и измерительного контроля металлоконструкций (несущих конструкций);
  • данные испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования эскалатора, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
  • выявленные при обследовании эскалатора дефекты, а также повреждения, износ (коррозия) оборудования эскалатора.
В протоколе:
  • должна стоять подпись эксперта, проводившего испытания;
  • для каждого параметра (результата испытаний) должна быть указана величина и единица измерения;
  • каждая страница должна быть пронумерована.
На основании протокола (протоколов) эксперт оформляет заключение по результатам обследования (см. Приложение №3 к Приказу РТН № 170). Заключение утверждает руководитель (зам. руководителя) экспертной организации.

Оригинал заключения и копии протоколов испытаний передаются владельцу эскалатора в течение 2 рабочих дней.

Копия заключения и оригиналы протоколов испытаний хранятся в экспертной организации в течение всего срока, на который продлили работу эскалатора (можно в электронном виде).

Обратите внимание: сведения о проведенном обследовании и срок, на который продлена его работа, вносятся в паспорт эскалатора.