Утвержден порядок техосвидетельствования ППИ, эскалаторов, травалаторов
13 июля 2018 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 13.04.2018 № 170. Документ утвердил:
- Порядок технического освидетельствования и обследования (далее – ТО и обследование) подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов.
- Форму акта технического освидетельствования ППИ, пассажирского конвейера и эскалатора.
- Форму заключения по результатам обследования ППИ, пассажирского конвейера и эскалатора.
Общие положения
Порядок ТО и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов:1) Разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743.
2) Распространяется:
- на юридических лиц (ИП), которые владеют объектами на праве собственности либо ином законном основании и осуществляют использование и содержание объектов;
- на экспертные организации, которые проводят ТО и обследование объектов.
- тех. освидетельствованию объектов после монтажа или модернизации, а также в период эксплуатации (в течение назначенного срока службы);
- обследованию объектов, отработавших назначенный срок службы, чтобы определить условия и возможность их дальнейшей работы.
- Включенные в реестр Ростехнадзора. Он размещен на сайте Центрального аппарата ФСЭТАН www.gosnadzor.ru в разделе «Промышленная безопасность» (иконка вверху страницы) – «Надзор за оборудованием, работающим под давлением, грузоподъемными механизмами и подъемными сооружениями» – «Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743» – Реестр экспертных организаций.
- Имеющие в штате работников, квалификация которых соответствует профессиональным стандартам и подтверждена документами об образовании.
Организация работ по ТО и обследованию
Чтобы провести ТО и/или обследование объектов, их владелец должен:1. Подать в экспертную организацию заявку, которая содержит:
- наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя) – владельца объекта (заявителя);
- место проведения ТО или обследования;
- предполагаемые дата и время проведения ТО или обследования;
- перечень замененных узлов и механизмов объекта (если была замена);
- контакты владельца объекта/заявителя (телефон, адрес электронной почты).
Обратите внимание: управлять объектом при проведении проверок, испытаний и измерений должны:
- квалифицированный персонал специализированной организации, выполняющей работы по обслуживанию, ремонту объекта;
- обученный персонал владельца объекта (если обслуживание и ремонт проводят своими силами).
Техническое освидетельствование ППИ
Полное техническое освидетельствование проводят до ввода в эксплуатацию:- для вновь установленной ППИ;
- для модернизированной ППИ.
При полном ТО экспертная организация проверяет (п. 16 Приказа РТН № 170):
1) комплектность технической документации на ППИ от завода-изготовителя;
2) наличие документов, подтверждающих, что изготовитель ППИ соблюдал требования к продукции и ее производству (декларации, сертификаты, ТУ и т.д.);
3) правильно ли смонтирована ППИ, нет ли отступлений от документации по монтажу и проектной документации по установке ППИ в здание (сооружение);
4) правильно ли установлена модернизированная ППИ, нет ли отступлений от проектной документации;
5) выполнение рекомендаций по модернизации ППИ, которые указаны в заключении по результатам обследования (если ППИ модернизировали);
6) соответствие ППИ требованиям и параметрам:
- из документов завода-изготовителя;
- из документов, составленных при монтаже объекта, его использовании и содержании;
- из технической документации по замене или модернизации ППИ;
- из паспорта и руководства по эксплуатации;
Экспертная организация проводит:
- осмотр ППИ в целом;
- испытание изоляции электрических цепей и электрооборудования;
- осмотр и измерительный контроль заземления (зануления) электрооборудования ППИ, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
- испытания, предусмотренные изготовителем ППИ и (или) организацией, разработавшей документацию на модернизацию;
- испытания сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (на ППИ с приводом трения – с барабаном трения);
- испытания тормозной системы на ППИ с электрическим приводом;
- испытания герметичности гидроцилиндра и трубопровода на платформе с гидравлическим приводом;
- испытания прочности кабины/грузонесущего устройства, тяговых элементов, подвески и (или) опоры кабины/грузонесущего устройства;
- проверку состояния и исправности рабочего и аварийного освещения кабины или грузонесущего устройства (при наличии);
- проверку работоспособности двухсторонней переговорной связи.
Далее:
1. Владелец ППИ и/или специализированная организация устраняет нарушения.
2. Экспертный цент проводит повторные проверки и испытания, чтобы проконтролировать устранение нарушений.
3. Если нарушения остались, в течение 2 рабочих дней повторно оформляется акт выявленных дефектов (за ним следует контроль и так до бесконечности).
4. Если нарушения устранены и это подтверждено результатами проверок (испытаний), то специалист экспертной организации:
- вручает владельцу ППИ акт технического освидетельствования;
- вносит в паспорт ППИ сведения о результатах ТО.
Результаты проверок, испытаний и измерений ППИ оформляются протоколом, который подписывает специалист экспертной организации. Документ должен содержать:
- Наименование и юр. адрес экспертной организации.
- Номер и наименование протокола.
- Дату проведения проверок, испытаний и измерений.
- ФИО специалиста, проводившего ТО.
- Место проведения ТО (адрес установки ППИ).
- Идентификационный (заводской, регистрационный) номер ППИ.
- Сведения о средствах измерений, использованных при ТО (с указанием наименования, заводского номера, даты проведения поверки, номера свидетельства о поверке и наименования организации, выполнившей поверку).
- Сведения о ППИ:
- дата изготовления и изготовитель;
- дата ввода в эксплуатацию;
- номинальная грузоподъемность и скорость;
- число остановок;
- высота подъема;
- тип привода;
- тип привода дверей (при наличии).
- Отметку о наличии и комплектности технической документации ППИ (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж).
- Перечень требований к ППИ в соответствии с ГОСТ Р 55555 и ГОСТ Р 55556-2013 (утв. Приказом Росстандарта от 28.08. 2013 г. № 644-ст) с указанием пункта и реквизитов стандарта, а также результаты проверок указанных требований.
- Результаты проверки (визуального контроля) состояния ППИ, включая устройства безопасности.
- Данные проверок изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования платформы, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока.
- Выявленные при ТО:
- дефекты, несоответствия, неисправности;
- нарушенные требования сопроводительной документации и Правил эксплуатации;
- повреждения, износ (коррозия) оборудования ППИ.
- Данные испытаний:
- величина рабочей скорости кабины;
- величина точности остановки платформы;
- расстояние (путь торможения) от места срабатывания ловителей до места остановки платформы;
- величина изменения угла наклона грузонесущего устройства при посадке платформы на ловители;
- размеры грузонесущего устройства (ширина, глубина, высота).
Периодическое ТО включает:
- проверку общего использования и содержания ППИ;
- проверку устройств безопасности;
- проверку запирающих устройств дверей, барьеров;
- проверку тяговых элементов (канатов, цепей);
- проверку привода ППИ и действий тормоза;
- проверку ловителей (при наличии), кромок и поверхности безопасности;
- проверку состояния башмаков грузонесущего устройства и направляющих (при наличии);
- испытания согласно документам завода-изготовителя (документам на модернизацию);
- проверку сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (на ППИ с приводом трения – с барабаном трения);
- испытания тормозной системы на ППИ с электрическим приводом;
- испытания герметичности гидроцилиндра и трубопровода на ППИ с гидравлическим приводом;
- проверку состояния и исправности рабочего, аварийного освещения кабины или грузонесущего устройства (при наличии);
- проверку работоспособности двухсторонней переговорной связи;
- электроизмерительные работы с проверкой сопротивления изоляции электрооборудования, проводки;
- проверку состояния заземления (зануления) и контроль согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока.
1. Наличие паспорта ППИ, в котором есть:
- запись о постановке платформы на учет в реестре уполномоченного органа (Ростехнадзор и т.д.);
- подписи лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта ППИ, номер и дата приказа о его назначении.
Обратите внимание: периодическое ТО должно проводиться:
- после замены привода грузонесущего устройства, тяговых элементов, ловителей, ограничителя скорости, буфера, системы управления электроприводом и автоматикой (испытываются только замененные устройства, узлы и механизмы);
- после внесения изменений в систему электропривода и автоматики платформы.
При положительных результатах ТО эксперт должен:
- внести в паспорт ППИ сведения о месяце и годе следующего ТО;
- оформить акт технического освидетельствования.
- с указанием нарушенных требований;
- о наличии угрозы причинения вреда жизни (здоровью) граждан;
- о невозможности использовать ППИ до устранения нарушений.
Обследование ППИ
Обследовании ППИ проводят по истечении назначенного срока службы или через 20 лет с даты изготовления объекта (если в руководстве по эксплуатации и/или паспорте нет информации о сроке службы).Цели обследования:
- установить соответствие ППИ требованиям безопасности;
- определить набор мероприятий и сроки их выполнения, чтобы обеспечить соответствие ППИ требованиям безопасности;
- определить условия и возможный срок дальнейшего использования ППИ по назначению.
- проверку общего использования и содержания ППИ;
- проверку соблюдения требований ГОСТ Р 55555-2013, сопроводительной и иной технической документации;
- осмотр и проверку состояния металлоконструкций каркаса и подвески кабины/грузонесущего устройства, каркаса и подвески противовеса (при наличии), а также направляющих и элементов их крепления (при наличии);
- осмотр и проверку состояния оборудования платформы, включая устройства безопасности платформы, с выявлением дефектов, неисправностей, несоответствий, степени износа и коррозии.
1) паспорт ППИ, содержащий:
- запись о постановке на учет в реестре уполномоченного органа;
- подписи лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта, номер и дату приказа о его назначении;
Результаты обследования (проверок и испытаний) оформляют таким же протоколом, как при техническом освидетельствовании ППИ. Эксперт на основании протоколов готовит заключение по результатам обследования (см. Приложение №3 к Приказу РТН № 170).
- Заключение утверждает руководитель (зам. руководителя) экспертной организации, проводившей обследование.
- Оригинал заключения и копии протоколов испытаний в течение 2 рабочих дней вручаются владельцу ППИ (его уполномоченному представителю).
- Экспертная организация хранит копию заключения и оригиналы протоколов в течение всего срока, на который продлено использование платформы (можно в электронном виде).
- Сведения о проведенном обследовании и срок, на который продлено использования ППИ, вносятся в паспорт платформы.
Техническое освидетельствование пассажирских конвейеров и эскалаторов
Полное техническое освидетельствование пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитена (далее – эскалаторы) проводят до ввода объекта в эксплуатацию:- после установки;
- после модернизации;
- после капитального ремонта.
- после обкатки эскалаторов на предприятии-изготовителе или на месте применения;
- в строгом соответствии с руководством по эксплуатации;
- по методике, разработанной изготовителем эскалатора (для разъемных поэтажных эскалаторов);
- в соответствии с проектом на модернизацию (если эскалатор был модернизирован).
Результаты испытаний в рамках полного ТО оформляют протоколом, который содержит:
- наименование и юр. адрес экспертной организации;
- дату проведения ТО;
- ФИО специалиста, проводившего проверки, испытания и измерения;
- место проведения проверок, испытаний и измерений;
- идентификационный (заводской, регистрационный) номер эскалатора;
- сведения об эскалаторе (изготовитель, угол наклона лестничного/пластинчатого полотна, скорость движения лестничного/пластинчатого полотна, ширина ступеней/пластин, тип передачи к главному валу привода);
- сведения о наличии и состоянии технической документации на эскалатор (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж);
- результаты проверок и испытаний, предусмотренных руководством по эксплуатации;
- результаты испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
- выявленные при проведении ТО дефекты, несоответствия, неисправности с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям.
При этом экспертная организация контролирует (путем повторных проверок) устранение нарушений:
1) если найденные нарушения не устранены или устранены не в полном объеме, то повторно составляется акт выявленных дефектов;
2) если проверка дала положительный результат, то специалист экспертной организации:
- делает в акте выявленных дефектов отметку об устранении нарушений;
- вручает владельцу эскалатора акт технического освидетельствования;
- вносит в паспорт эскалатора запись о результатах ТО.
Периодическое техническое освидетельствование эскалаторов в течение назначенного срока службы проводят в следующем порядке:
- проверяют, соответствует ли использование и содержание эскалаторов требованиям Правил эксплуатации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 г. № 743);
- осматривают эскалатор и проверяют его работоспособность;
- оформляют результаты ТО.
- паспорт с записью о постановке эскалатора на учет и подписями лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта эскалатора (+ номер и дата приказа о его назначении);
- руководство (инструкция) по эксплуатации.
При положительных результатах ТО специалист экспертной организации:
- вносит в паспорт эскалатора сведения о месяце и годе следующего тех. освидетельствования;
- оформляет акт технического освидетельствования.
- с перечнем нарушенных требований;
- о наличии угрозы причинения вреда жизни (здоровью) граждан;
- о невозможности использовать эскалатор по назначению до устранения нарушений.
Обследование пассажирских конвейеров и эскалаторов
Обследование эскалаторов проводят, когда истек назначенный срок службы объекта. Эксперты устанавливают:- соответствует ли эскалатор требованиям из сопроводительной документации и Правил эксплуатации;
- какие мероприятия нужны, чтобы эскалатор и дальше соответствовал требованиям безопасности (например, модернизация, ремонт и т.д.), а также сроки выполнения таких мероприятий;
- на какой срок и при каких условиях можно продлить срок службы эскалатора.
1) проверка того, как организовано использование и содержание эскалатора;
2) проверка, соответствуют ли установка эскалатора и размеры помещения требованиям из сопроводительной документации и Правил эксплуатации;
3) осмотр эскалатора и проверка его работоспособности:
- испытания;
- проверка оборудования эскалатора с выявлением дефектов;
- проверка устройств безопасности;
- визуальный и измерительный контроль металлоконструкций эскалатора;
Когда эксперт проверяет, как организовано использование и содержание эскалатора, он контролирует наличие у владельца объекта:
- паспорта эскалатора с записью о постановке на учет и подписью лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта эскалатора (+ номер и дата приказа о его назначении);
- руководства (инструкции) по эксплуатации.
- наименование и юр. адрес экспертной организации;
- номер и наименование протокола испытаний;
- дату проведения испытаний;
- ФИО специалиста, проводившего испытания;
- место проведения испытаний (адрес установки эскалатора);
- идентификационный (заводской, регистрационный) номер эскалатора;
- национальный стандарт, содержащий методы проверок, испытаний и измерений;
- сведения об эскалаторе (дата изготовления и изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, фактическая производительность, угол наклона лестничного/пластинчатого полотна, скорость движения лестничного/пластинчатого полотна, размеры ступеней, пластин или лент, тип передачи к главному валу привода);
- сведения о наличии и состоянии технической документации на эскалатор (паспорт, руководство/инструкция по эксплуатации, монтажный/установочный чертеж);
- параметры (характеристики), которые проверяют согласно действующим документам по стандартизации в области безопасности эскалаторов (с указанием пункта и реквизитов стандарта), а также данные о результатах проверок этих требований;
- результаты проверки оборудования, включая устройства безопасности эскалатора, привод, несущее ленточное или пластинчатое полотно, входную площадку, поручневое устройство, балюстраду, а также результаты визуального и измерительного контроля металлоконструкций (несущих конструкций);
- данные испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования эскалатора, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;
- выявленные при обследовании эскалатора дефекты, а также повреждения, износ (коррозия) оборудования эскалатора.
- должна стоять подпись эксперта, проводившего испытания;
- для каждого параметра (результата испытаний) должна быть указана величина и единица измерения;
- каждая страница должна быть пронумерована.
Оригинал заключения и копии протоколов испытаний передаются владельцу эскалатора в течение 2 рабочих дней.
Копия заключения и оригиналы протоколов испытаний хранятся в экспертной организации в течение всего срока, на который продлили работу эскалатора (можно в электронном виде).
Обратите внимание: сведения о проведенном обследовании и срок, на который продлена его работа, вносятся в паспорт эскалатора.