МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Утверждено руководство по проведению аудита СУПБ

14.10.2025

Приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2025 г. N 318 утверждено Руководство по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».

Руководство принято во исполнение требований пункта 1 статьи 9 и пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и закрепляет единые подходы к организации и проведению аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ).

Руководство содержит рекомендации по постановке целей и определению критериев аудита СУПБ, подготовке и проведению аудита, по формированию итогового отчета и разработке корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений обязательных требований.

Руководство рекомендуется к применению при проведении обязательного аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности и при разработке локальных актов организаций.  Также Руководство может использоваться на ОПО II класса опасности и на объектах III и IV классов, если в них добровольно создаются и функционируют системы управления промышленной безопасностью.

Общие рекомендации по организации аудита СУПБ

Руководство определяет основные подходы к организации аудита систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) в организациях, эксплуатирующих ОПО. В акционерных обществах они утверждаются советом директоров на основании закона «Об акционерных обществах», а в обществах с ограниченной ответственностью — советом директоров (при его наличии и при условии закрепления компетенции в уставе). В иных случаях ограничения в отношении уполномоченных лиц законодательством не установлены.

Целью проведения аудита является оценка полноты и эффективности внедрения и функционирования СУПБ, включая планирование и выполнение мероприятий, достаточность организационных и технических мер по выявлению причин нарушений обязательных требований и снижению риска аварий и травматизма на объектах.

Критерии проведения аудита СУПБ рекомендуется определять на основании:

  • Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Постановления Правительства РФ от 17 августа 2020 г. № 1243, устанавливающего требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью;
  • Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168, утверждающего Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также локальных актов эксплуатирующей организации;
  • положений международных, национальных и региональных стандартов;
  • Приказа Ростехнадзора от 9 марта 2023 г. № 103, утвердившего руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты», а также других руководств по безопасности и документов рекомендательного характера.

Как указано в документе, «аудит СУПБ включает анализ системы взаимодействия служб и подразделений эксплуатирующей организации друг с другом и подрядными организациями в рамках СУПБ в целях предупреждения аварий, несчастных случаев и инцидентов на опасных производственных объектах».

Для организаций, эксплуатирующих объекты I класса опасности, аудит проводится ежегодно. Раз в три года рекомендуется проводить базовый (полный) аудит, а в промежуточные годы — аудиты, направленные на проверку выполнения корректирующих мероприятий. В случае аварий, групповых или смертельных несчастных случаев, а также реконструкции или технического перевооружения объекта вместо промежуточной проверки проводится полный аудит.

Для проведения аудита систем управления промышленной безопасностью организация, проводящая аудит, должна иметь:

  • В штате — специалистов по промышленной безопасности и специалистов по аудиту СУПБ с учетом отраслевой специфики опасного производственного объекта. Уровень квалификации таких специалистов должен соответствовать профессиональному стандарту «Специалист в сфере промышленной безопасности» (утвержден приказом Минтруда России от 14 апреля 2025 г. № 226н).
  • Подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. № 1673-ст, в части проведения аудита СУПБ.

Организации, проводящей аудит, рекомендуется формировать группу по проведению аудита СУПБ.

При формировании группы по проведению аудита СУПБ рекомендуется:

  • учитывать отраслевую специфику ОПО с учетом критериев отнесения объекта к категории ОПО;
  • включать в группу аудиторов промышленной безопасности (специалистов по аудиту СУПБ), соответствующих характеристике квалификации аудитора промышленной безопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профессиональным стандартом;
  • руководителем группы назначать аудитора промышленной безопасности;
  • учитывать наличие стажа работы у членов группы по соответствующей отраслевой специфике ОПО.

Кроме того при формировании группы необходимо придерживаться принципа независимости её членов, исключающего аффилированность и зависимость от руководства проверяемой организации, работников центра оценки квалификации (в случае проведения независимой оценки квалификации) и органов по сертификации (в случае подтверждения соответствия требованиям национального стандарта), а также при условии, что проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за соответствие объекта аудита (эксплуатируемого ОПО) требованиям промышленной безопасности.
 

Рекомендации по проведению аудита систем управления промышленной безопасностью

Аудит СУПБ рекомендуется проводить в соответствии с программой, включающей план-график проведения аудита СУПБ, содержащий: перечень объектов аудита, время, выделяемое на их проверку, а также подготовку, рассмотрение и согласование документов, отражающих результаты аудита СУПБ.

Программа разрабатывается организацией, проводящей аудит СУПБ, на основании технического задания на проведение аудита СУПБ от организации, эксплуатирующей ОПО.

Программа может содержать сведения об объекте аудита СУПБ, о цели, объеме и критериях его проведения.

Базовый (полный) аудит СУПБ рекомендуется проводить в четыре этапа:

  1. Планирование аудита СУПБ
    • Формирование группы по проведению аудита СУПБ.
    • Подготовка программы проведения аудита СУПБ.
  2. Документарный этап аудита СУПБ
    • Оценка документации (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и иных материалов по организации эксплуатации ОПО) на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
  3. Выездной этап аудита СУПБ
    • Выезд группы на ОПО для оценки соблюдения эксплуатирующей организацией требований промышленной безопасности и результативности функционирования СУПБ.
    • Консультирование работников проверяемой организации по порядку выполнения требований промышленной безопасности.
    • Проведение заключительного совещания с руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО, с целью доведения наиболее критических нарушений требований промышленной безопасности, оценки возможных рисков аварийных ситуаций и обсуждения вопросов подготовки предложений по корректирующим и предупреждающим мероприятиям.
  4. Оформление итогового отчета по аудиту СУПБ
    • Анализ и оценка соблюдения проверяемой организацией требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
    • Указание корректирующих мероприятий по устранению выявленных нарушений требований промышленной безопасности и меры по совершенствованию СУПБ.

Этапы промежуточного аудита СУПБ определяются с учетом положений 8 пункта Руководства по безопасности, определяющих предмет промежуточного аудита (напомним, промежуточный аудит проводится для проверки выполнения корректирующих мероприятий после базового аудита и для совершенствования СУПБ).

С учетом результатов документарного этапа аудита СУПБ, программа его проведения, разработанная на этапе планирования, может корректироваться.

При проведении базового (полного) аудита рекомендуется оценить деятельность эксплуатирующей организации в части:

  • полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации ОПО в государственном реестре, включая своевременность внесения изменений;
  • документационного обеспечения и функционирования СУПБ;
  • соответствия организации и осуществления производственного контроля требованиям промышленной безопасности и эффективности его проведения;
  • соответствия организационно-распорядительной, технической, разрешительной, эксплуатационной, учетной и иной документации требованиям промышленной безопасности и определения недостающей документации;
  • эффективности планирования и реализации мер по предупреждению и снижению рисков аварий, несчастных случаев и инцидентов;
  • правильности учета и расследования инцидентов и несчастных случаев, полноты и качества выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию;
  • обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий аварий;
  • заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО;
  • проведения аттестации руководителей и специалистов, обучения, инструктажа и допуска к работе обслуживающего и ремонтного персонала, включая подрядные организации, и отсутствия медицинских противопоказаний;
  • соблюдения порядка допуска подрядных организаций к работам на ОПО;
  • обеспечения условий труда и безопасности ведения работ;
  • эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, включая оценку вероятных зон образования дефектов;
  • обеспечения получения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности;
  • достоверности информации в декларации промышленной безопасности;
  • выполнения требований к обоснованию безопасности ОПО, организационных и технических мер безопасности;
  • принятия мер по предотвращению проникновения посторонних лиц;
  • своевременного проведения испытаний, технических освидетельствований оборудования и экспертизы промышленной безопасности;
  • наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
  • наличия достаточных материальных, трудовых и временных ресурсов для выполнения задач в области промышленной безопасности;
  • порядка устранения нарушений требований промышленной безопасности;
  • своевременного реагирования на отклонения от требований СУПБ;
  • правильности разработки, выполнения и результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  • своевременного информирования руководства и оценки эффективности его действий;
  • иной деятельности, связанной с выполнением требований к СУПБ согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ.

При проведении промежуточных аудитов рекомендуется оценить выполнение корректирующих мероприятий после базового аудита, своевременность реагирования на отклонения от требований СУПБ, порядок анализа функционирования СУПБ руководством, правильность и результативность корректирующих мероприятий и реализуемые меры по совершенствованию СУПБ.
 

Рекомендации по формированию итогового отчета по результатам аудита СУПБ

В итоговый отчет по результатам базового (полного) аудита СУПБ рекомендуется включать:

  • основание для проведения аудита, информацию об организации и специалистах, проводивших аудит, а также программу проведения аудита;
  • объекты аудита, объем и сроки его проведения, перечень рассмотренных документов и сведения, характеризующие ОПО;
  • результаты анализа правильности идентификации ОПО, нарушений требований промышленной безопасности с указанием соответствующих нормативных актов или обоснований безопасности, а также соблюдения лицензионных требований;
  • оценку готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, соблюдения организационно-распорядительных документов и соответствия документации ОПО требованиям нормативных правовых актов;
  • результаты анализа своевременного проведения испытаний, технических освидетельствований оборудования, обследования технического состояния зданий и сооружений;
  • оценку эффективности функционирования СУПБ, включая контроль и управление технологическими процессами для снижения рисков аварий и травматизма;
  • результаты анализа своевременного проведения аттестации и обучения работников, соблюдения порядка допуска к работе персонала и подрядных организаций;
  • и иную информацию, связанную с выполнением требований к СУПБ согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ.

Итоговый отчет по результатам аудита СУПБ оформляется в трех экземплярах. Два экземпляра отчета, подписанного аудиторами и утвержденного руководителем организации, проводившей аудит, направляются эксплуатирующей организации. Один экземпляр хранится у организации, проводившей аудит, в соответствии с внутренними правилами.

Сведения о результатах аудита СУПБ эксплуатирующие организации обязаны ежегодно предоставлять коллегиальным органам управления и учредителям до 1 апреля соответствующего года.

Кроме того, акционеры публичного общества, владеющие не менее чем 1% голосующих акций, имеют право по требованию получить доступ к результатам аудита СУПБ. Аналогичное право предоставляется участникам обществ с ограниченной ответственностью: они могут по запросу получить сведения о результатах аудита СУПБ.

Ознакомиться с полным текстом Приказа Ростехнадзора N 318, утвердившем Руководство по безопасности можно по ссылке.

 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru