МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Внеплановые проверки по индикаторам риска

26.05.2023

Мы уже писали, что отсутствие лицензии Ростехнадзора стало популярным индикатором риска, который «провоцирует» наш любимый госорган на внеплановые посещения своих подопечных.

Теперь пришло время коснуться самих надзорных мероприятий. Рассказать про их организацию, содержание, особенности. Как говорят СМИ, в руках «редакции» оказалось «решение» Ростехнадзора о проведении как раз такой внеплановой выездной проверки (его получил один из наших клиентов).



Документ занимательный и крайне информативный. Да еще с «ходовым примером». В нем госорган обещает посетить… владельца сети газопотребления. Который (ай-ай-ай) давным-давно зарегистрировал ОПО, а лицензию так и не получил (причем объект «благополучно» эксплуатирует).

Такая ситуация (обычная для российской действительности) не может нравиться Ростехнадзору. Ведь это (местами даже грубое) нарушение требований промышленной безопасности. Нужно принимать меры. Ехать. Разбираться (а вдруг «несоблюдений» больше, чем одно). Но сначала, разумеется… согласовать выезд с органами прокуратуры.

Штука обязательная согласно п.п. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Теоретически «прокуроры» могут запретить. Но на деле… индикатор риска – слишком «железобетонный» аргумент. На везение рассчитывать не стоит. С другой стороны… без отметки о согласовании «решение» Ростехнадзора недействительно. Поэтому (перед стандартной паникой) нужно проверить полученную «бумагу» (данные будут на «вершине» первого листа, рядом с QR-кодом):



Если же формальности соблюдены и «решение» полноценно, госорган отправляет его эксплуатирующей организации. Да-да, проверка не будет внезапной. О ней сообщат минимум за неделю (по факту – за две, но Почта России не совершенна). Причем владелец ОПО узнает даже Ф.И.О. инспектора, который проведет надзорное мероприятие. А еще сможет оценить…
 

«Объем» внеплановой проверки по индикатору риска

Правда… он его не обрадует. Несмотря на повод (отсутствие лицензии), проверять будут… ВСЁ. Объект. Деятельность по его эксплуатации. Соблюдение норм и правил промышленной безопасности (причем их «полного набора» для конкретного типа ОПО).

Список требований и перечень нормативных документов (с разделами и пунктами) укажут в «решении» под грифом «Предмет проверки». Среди НПА, например, могут фигурировать (помимо ФЗ № 116):
  • Градостроительный кодекс РФ (статьи 48.1, 49, 52 главы 6, статья 55.24 главы 6.2);
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (статьи 36, 37);
  • постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»;
  • постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»;
  • приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» (пункты 5, 20, 21, 29-32);
  • приказ Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов…» (пункты 20 и 27, которые касаются своевременного внесения изменений в состав объекта ) и т.д.
Плюс – «профиль» по типу ОПО. В случае с сетями газопотребления это могут быть:
  • Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (статьи 31-33);
  • постановление Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»;
  • Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (раздел II, III, пункты 58-67 раздела V, разделы VI-VIII, пункты 92-99 раздела IX, приложения №1 и №2);
  • ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 и т.д.

В общем, граждане… «объем» стандартный для обычной выездной проверки. Даром, что по индикатору риска. При этом госорган не будет использовать проверочные листы (прописано в «решении» отдельным пунктом). То есть работу организуют по принципу «Смотрю и спрашиваю, что хочу…».

Грустно, правда? А что делать… Ростехнадзор затосковал без плановых проверок ОПО III класса опасности. Хотя возможно, вас немного приободрят…
 

Сроки проведения внеплановой проверки по индикатору риска

«Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней», – говорит нам пункт 17 Положения о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.

Значит, (выездная) проверка по индикатору риска не должна выходить за эти границы. Она и не выходит…

В нашем примере Ростехнадзор намерен «осчастливить» эксплуатирующую организацию своим присутствием в период «с 23 мая 2023г. 09 час. 00 мин. по 2 июня 2023г. 17 час. 00 мин.». То есть надзорное мероприятие, по задумке госоргана, продлится 9 рабочих дней.

При этом… «срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом» (нос к носу, глаза в глаза) составит «не более 15 часов 00 минут».

Чуть больше часика в день. Ну, или три ударных дня по 5 часов непрерывной работы (логику вы поняли). Остальное время госорган молча читает, изучает, анализирует, делает выводы. У себя «дома» или на объекте, но без активного участия в жизни эксплуатирующей организации.

Короче, за «неполные сутки» Ростехнадзор должен вволю нагуляться по вашему объекту (разумеется, «в сопровождении»… осмотр, опрос… вы понимаете). А еще запросить и получить довольно внушительный…


Перечень документов

Его тоже анонсируют в «решении». Как положено, нумерованным списком. Документы, на самом деле, «типовые», но… у владельцев ОПО III класса опасности четвертый год нет плановых проверок. Многие могли их подзабыть. Поэтому давайте перечислим («с упором» на сеть газопотребления):

1. Документ, подтверждающий полномочия руководителя эксплуатирующей организации (скажем, приказ о назначении директора) или полномочия сотрудника, который будет сопровождать инспектора при проведении проверки (приказ, доверенность и т.д.), а также копии документов, «подтверждающих личность указанных лиц» (подойдет копия паспорта).
2. Документы о владении земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены ОПО (выписки из ЕГРН, договоры аренды, оперативного управления или хозяйственного ведения).
3. Документы по укомплектованности штата работников ОПО (например, штатное расписание).
4. Оригиналы, заверенные копии или реквизиты документов о вводе в эксплуатацию объектов или (при их отсутствии) реквизиты регистрации заключений ЭПБ на здания и сооружения.
5. Документы по организации и осуществлению производственного контроля («полный комплект» – ППК, приказы о назначении ответственных лиц, должностные инструкции, план мероприятий по обеспечению ПБ, отчеты о внутренних проверках и т.д.).
6. Документы по допуску к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний (например, свидетельства (дипломы) о повышении квалификации (переподготовке), протоколы проверки знаний, протоколы аттестации, результаты медосмотров и т.д.).
7. Документы о подготовке и аттестации работников, в т.ч. руководителей организации в области промышленной безопасности (дипломы/свидетельства по результатам обучения (ДПО), выписки из протоколов аттестации и т.д.).
8. «Документы по подготовке, проверке знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций и/или инструкций для данной профессии для работников рабочих профессий» (ВСЕ возможные «бумаги» по обучению и проверке знаний персонала).
9. Документы о проведении ЭПБ зданий, сооружений и технических устройств на ОПО, в т.ч. подтверждающие выполнение мероприятий, установленных по результатам ЭПБ.
10. Документы по диагностике, испытаниям, освидетельствованиям сооружений и технических устройств (акты, ведомости, заключения, отчеты, записи в паспортах и т.д.).
11. Документы, подтверждающие организацию действий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА, график и журнал противоаварийных тренировок, акты проведения тренировок и т.д.).
12. Договор с АСФ на обслуживание объекта.
13. Документы о создании резервов финансовых средств  и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.
14. Документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на ОПО (ПРИ, журналы учета аварий, инцидентов и т.д.).
15. Страховой полис ОСОПО.
16. Эксплуатационная документация (эксплуатационные паспорта, журналы технического обслуживания и ремонта, акты и т.д.).
17. Документы, подтверждающие допуск лиц, прошедших обучение и имеющих документы установленного образца, к эксплуатации и обслуживанию технических устройств на ОПО (документы об обучении, журналы инструктажей, приказы о допуске к самостоятельной работе и т.д.).
18. Обоснование безопасности ОПО (документы, подтверждающие выполнение организационных и технических мер безопасности).
19. Документы, подтверждающие оценку соответствия технических устройств на ОПО (сертификаты, декларации, заключения ЭПБ).
20. Декларация промышленной безопасности, внесенная в реестр Ростехнадзора, вместе с заключением ЭПБ на нее.
21. Документы и (или) информация о соответствии приборов и систем контроля метрологическим требованиям (графики поверок, свидетельства о поверке, клеймы на приборах и т.д.).
22. Документы, подтверждающие организацию и проведение планово-предупредительного ремонта оборудования на ОПО, а также регламентных работ в отношении технических устройств (графики ремонтов, копии дефектных ведомостей, акты приемки оборудования из ремонта, сертификаты на вновь установленные детали и узлы, протоколы, акты испытаний, ремонтные журналы и т.д.).
23. Техническая и эксплуатационная документация на технические устройства (паспорта, руководства по эксплуатации, журналы технического обслуживания, журналы ремонта и т.д.).
24. Документы по мониторингу технического состояния эксплуатируемых газопроводов и технологических устройств, в т.ч. подтверждающие фактическое выполнение данных работ (программы и методики регламентных работ по мониторингу; графики тех. диагностирования; положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт аналогичных работ; записи в эксплуатационных журналах и паспортах и т.д.).
25. Документы, устанавливающие организационную структуру предприятия (штатное расписание, «организационная структура», устав и т.д.).
26. Утвержденная проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями, документация на тех. перевооружение, консервацию (если проводились).
27. Акты приемочных комиссий (например, акт приемки сети газопотребления после строительства/реконструкции, акт готовности ОРПД к вводу в эксплуатацию и т.д.).

Вы поняли, да? «All inclusive» с капитальным прицепом. Хотя с другой стороны… набор-то стандартный. Всегда так проверяли. Удивляться нечему. Разве что (по российской традиции) результатам надзорного мероприятия. Они ведь тоже будут стандартными – «всепрощение» либо… штраф, запрет или приостановление деятельности. Короче, накажут от души, если найдут, за что…

Кстати, решение о проведении проверки (равно как и ее результаты) можно обжаловать (оспорить) через специальный раздел портала «Госуслуги» .



Но лучше… вообще не нарываться на внеплановые «визиты». Соблюдать требования промышленной безопасности. Оперативно получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО. Короче, делать всё, чтобы госорган считал вас «белыми и пушистыми».
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru