МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Временный запрет деятельности – когда и за что прилетает владельцу ОПО

19.05.2025

Санкции Ростехнадзора многолики. Тут и «безобидные» предупреждения, если кому-то вдруг повезет. И широко распространенные штрафы – от «скромных» величин до семизначных размеров (например, по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ). И вездесущие «приостановления» работы ОПО на срок до 90 суток.

А еще есть… временный запрет деятельности, который, по сути, не является наказанием. Скорее это «вынужденная» мера, представляющая собой:

  • (принудительное) «кратковременное прекращение» эксплуатации объекта (его части, отдельного здания или технического устройства) либо же выполнения отдельных видов работ на нем (с ним, в нем и т.д.)…
…и призванная не допустить «плачевных последствий» (злостного несоблюдения закона, аварий, увечий, человеческих жертв и т.д.) от выявленных (имеющихся) нарушений.

Базовый порядок применения запрета разложен в статье 27.16 КоАП РФ. Он всегда привязан к делу об административном правонарушении, которое возбуждают по результатам плановой или внеплановой проверки. Причем устанавливают его на короткий срок (не более 7 дней согласно статье 29.6 КоАП РФ) – лишь до рассмотрения дела судом либо должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ – речь там идет:
  • (пункт 1) о руководителе (всея) Ростехнадзора и его заместителях;
  • (пункт 4) о руководителях территориальных органов ФСЭТАН, а также их заместителях.
Запрет оформляют протоколом (для промышленной безопасности образец утвержден приложением № 2 к приказу Ростехнадзора от 26.09.2014 № 442), в котором расписывают:

1) Дату и место составления.
2) Должность и Ф.И.О. «составителя» (= сотрудника ФСЭТАН).
3) Объект (вид) деятельности, эксплуатацию (осуществление) которого запрещают, например:
  • технологическая система (процесс);
  • техническое устройство (например, башенный кран, паровой котел, резервуар СУГ и т.д.);
  • здание или сооружение (например, здание котельной, тепловой пункт, склад хранения и т.д.);
  • предприятие в целом (т.е. весь объект);
  • производственная площадка, цех, участок;
  • филиал, структурное подразделение юридического лица;
  • выполнение/проведение отдельных видов работ (газоопасных, ремонтных, горных и т.д.).
4) Адрес «запрещенного» объекта (места осуществления деятельности).
5) Сведения о «нарушителе» (индивидуальном предпринимателе или юридическом лице):
  • полное наименование (Ф.И.О.  + дата и место рождения, а также данные паспорта для ИП);
  • юридический и фактический адреса (адрес места жительства/регистрации для ИП);
  • ИНН, банковские реквизиты (только ОГРНИП для ИП);
  • привлекался ли раньше к административной ответственности по аналогичной статье (если да, то когда);
  • семейное положение, количество иждивенцев, ежемесячный доход для ИП;
  • Ф.И.О., должность, данные паспорта, адрес места жительства (регистрации) законного представителя юридического лица, а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия (например, доверенность).
6) Реквизиты (основного) протокола (дата + № + статья КоАП РФ), на основании которого возбуждено дело об административном правонарушении, и в «нагрузку» к которому («для обеспечения исполнительного производства») оформлен протокол о временном запрете деятельности (их номера и даты нередко совпадают).
7) Сведения о том, что «нарушителю» разъяснены и понятны его права, предоставленные КоАП РФ и статьей 51 Конституции, «завизированные» подписью индивидуального предпринимателя или законного представителя юридического лица.
8) Объяснения «нарушителя» (почему допустил, кто виноват, что готов сделать и т.д.), изложенные индивидуальным предпринимателем или законным представителем юридического лица и заверенные его подписью.
9) Время (часы, минуты) и дату, с которых начинает действовать запрет (должна быть фактически прекращена деятельность).
10) Перечень нарушений, из-за которых установлен запрет (ссылки на пункты НПА, например, ФЗ № 116, ФНП и т.д.), и основание для его установки (непосредственная угроза жизни и здоровью людей, угроза возникновения аварии и т.д.).
11) Перечень приложений к протоколу (если они есть) и т.д.

Документ подписывают:
  • «составитель» (должностное лицо ФСЭТАН);
  • «нарушитель» (под грифом «ознакомлен») – сам индивидуальный предприниматель или законный представитель юрлица (если они по какой-то причине решили не ставить «автограф», то делается отметка, например, «подписывать отказался»).
Оригинал протокола остается у «составителя» (потом передается в суд). Копия – вручается «нарушителю» под роспись (расписываются, ставят дату и указывают Ф.И.О. все те же лица, даже если они не подписали саму «бумагу»).

Это, что называется, «общие вещи». Теперь давайте разбирать детали. Сначала посмотрим…

Кто может составлять протоколы о временном запрете деятельности

Должностные лица Ростехнадзора. И не все подряд, а только те, которые уполномочены (согласно статье 28.3 КоАП РФ) составлять (основные) протоколы об административных правонарушениях.

Согласно перечню, утв. приказом ФСЭТАН от 27.10.2017 № 454, к таким сотрудникам службы относятся:

1) В Центральном аппарате:

  • руководитель и его заместители (их мы упоминали выше);

  • начальники управлений, их заместители;

  • начальники отделов, их заместители;

  • главные, старшие и «обычные» государственные инспекторы и все те, кто причастен к осуществлению госнадзора (лицензированию).

2) В территориальных органах:

  • руководитель управления и его заместители;

  • начальники отделов, их заместители;

  • главные, старшие и «обычные» государственные инспекторы и все те, кто причастен к осуществлению госнадзора (лицензированию).

Как видите, круг лиц достаточно широк, но по факту… запреты чаще всего оформляют рядовые («полевые») инспекторы, которые напрямую задействованы в плановых или внеплановых проверках (в т.ч. по индикаторам риска).

Они могут запретить:

  • эксплуатацию объекта в целом (со всеми «компонентами», перечисленными в Сведениях, характеризующих ОПО);

  • работу конкретной производственной площадки, цеха, участка, являющихся частями ОПО (например, горной выработки, что случается довольно часто);

  • применение (использование в технологическом процессе) отдельного технического устройства (котла, трубопровода, подъемного сооружения, например, неисправного башенного крана);

  • эксплуатацию здания, строения или сооружения, входящего в состав ОПО;

  • выполнение некоторых видов работ, например, горных на определенном участке, очистных и подготовительных работ по отдельным пластам на шахте, газоопасных, ремонтных и проч. (но в этом случае обязательно оставляют «ведение работ по приведению объекта в соответствие с установленными требованиями» или «работ по жизнеобеспечению предприятия») и т.д.

 При этом, кроме выдачи «бумаги», еще и:

  • наложить пломбы (например, на узлы технических устройств);

  • опечатать помещения (например, ИТП, котельной и т.д.);

  • применить другие (в т.ч. «радикальные») меры, чтобы обеспечить выполнение запрета.

И случается такое «безобразие» не только на угольных шахтах или рудниках I-II классов опасности, как в примере Печорского или Дальневосточного управления ФСЭТАН (про шахты Кузбасса вообще пишут чуть ли не ежедневно). Но и, скажем, на «скромных» ОПО с ПС (Уральский Ростехнадзор не даст соврать). Поэтому, граждане, самое время узнать…
 

В каких случаях применяется временный запрет деятельности

Как правило, в исключительных, например, когда:

  • у госоргана нет других способов предотвратить непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, угрозу возникновения аварии, серьезного инцидента, причинения вреда окружающей среде и т.д.;

  • у владельца (эксплуатанта) ОПО нет законного права использовать объект (вести деятельность на нем или с его применением), скажем, при отсутствии лицензии Ростехнадзора, документов о праве владения, свидетельства о регистрации ОПО и т.д.

И только при условии, что в числе наказаний за совершенное административное правонарушение есть «приостановление деятельности» (наша статья 9.1 КоАП РФ, хоть по части 1, хоть по части 3, попадает в эту категорию). Другой вопрос…
 

За что устанавливают временный запрет деятельности

То есть, за какие прегре… нарушения. Угадаете, что на первом месте? Разумеется, «отсутствие лицензии». Ведь без нее… опасный производственный объект (и все его «составные части») ВООБЩЕ нельзя (даже начинать) эксплуатировать. Поэтому 95 % проверок, в ходе которых выявили отсутствие этого разрешительного документа, оборачиваются ЗАПРЕТОМ (а потом приостановлением деятельности по решению суда).

Примеры встречаются по всей стране, какое управление ни возьми. Хоть Центральное, хоть Северо-Западное (в обоих случаях санкции наложены на владельца сети газопотребления), хоть Кавказское  (тут уже наказан эксплуатант АГЗС, причем за 9 несоответствий, среди которых отсутствие страховки ОСОПО, ПМЛА и договора с АСФ).

К другим нарушениям, которые могут спровоцировать госорган на применение временного запрета деятельности, относятся:

  • использование технических устройств (чаще всего ПС, особенно башенных кранов) и зданий (сооружений) с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации) без положительного заключения ЭПБ;

  • отсутствие на объекте (у персонала) «критически важных» производственных инструкций, например, регламентирующих порядок подготовки и безопасность проведения газоопасных работ;

  • выполнение тех же газоопасных работ с несоблюдением требований, например, силами одного работника вместо бригады, без руководства со стороны ИТР, без регистрации в журнале учета и т.д.;

  • практически любые огрехи на шахтах или в рудниках (скажем, недостаточное проветривание горной выработки, которое привело к «местному скоплению метана с взрывоопасной концентрацией» и т.д.);

  • отсутствие у эксплуатационного и (или) обслуживающего персонала на ОПО документов, подтверждающих квалификацию, удостоверений на право самостоятельной работы, протоколов проверки знаний и т.д.;

  • большинство технических нарушений, особенно создающих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей или способных вызвать аварию (к примеру, неоснащенность объекта или оборудования системами/устройствами безопасности, неполадки/отклонения в работе технических устройств, аварийное или близкое к тому состояние зданий-сооружений и т.д.);

  • ремонтные работы, скажем, на нефтепроводах (то же касается сосудов, технологических трубопроводов и т.д.) без освобождения от опасного вещества;

  • отсутствие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) и/или договора с аварийно-спасательной службой (формированием), когда госорган пришел расследовать причины опасного происшествия;

  • (иногда) отсутствие объекта в «надзорных списках» (когда ОПО вообще не зарегистрирован в госреестре)…

…и многое, многое другое. Перечень НПА велик, обязательных требований хватает. А у Ростехнадзора очень богатая «фантазия» (и сильное желание защитить физическое благополучие работников поднадзорных объектов). Поэтому в большинстве (подходящих) случаев временный запрет деятельности… неизбежен. За ним, кстати, редко следует штраф для юридических лиц. Обычно суд (или должностное лицо ФСЭТАН) назначает наказание в виде административного приостановления деятельности на срок (если верить практике) от 20 до 90 суток (в зависимости от вида ОПО, количества и «тяжести» нарушений).

При этом период «вынужденной паузы» исчисляют «с момента фактического приостановления деятельности» (часть 2 статьи 3.12 КоАП РФ). То есть… установленный «срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления» (это подтверждает часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). Хотя 5-7 дней (ну, максимум пара недель, вдруг суд будет загружен) для большинства эксплуатантов роли не сыграют. Поэтому, граждане… до запретов и приостановок лучше вообще не доводить. Напротив…

Соблюдать, соблюдать и соблюдать обязательные (и даже добровольные – зря что ли госорганы ГОСТы штампуют) требования промышленной безопасности. На корню пресекать нарушения, которые могут создать непосредственную угрозу жизни и здоровью ваших работников (зачастую они – самый ценный актив) или третьих лиц (в т.ч. спровоцировать аварию). И работать на совесть, чтобы у нашего любимого госоргана не было к вам НИКАКИХ претензий.

А если понадобится помощь – в соблюдении или приведении в соответствие – сразу обращаться к нам. Ведь мы всегда и во всем к вашим услугам.
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru