МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Ввод лифта в эксплуатацию. Нарисовался новый ГОСТ

2.05.2024

Согласитесь, подарки – приятная штука. Даже если они «прилетают» от наших госорганов. Из года в год законодатели стараются нас удивить. И каждый раз у них это… отлично получается.

В 2024-м основные «сюрпризы» касаются промышленной безопасности – изменения ФЗ № 116, дополнения к производственному контролю, новые области аттестации и другие интересные перетасовки.

Хотя лифтовой отрасли тоже кое-что «перепало». Тут и новые Правила организации безопасного использования и содержания объектов  (до которых еще далеко).

И с виду «незначительный» ГОСТ Р 55969-2023 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», который начал действовать с 1 января 2024 года (и о содержании которого пойдет речь в нашей статье). Он, кстати, заменил морально устаревший ГОСТ Р 55969-2014 (принятый еще до «эпохального» постановления Правительства РФ от 24.06.2017 № 743).

Новый стандарт, как и его предшественник, «устанавливает общие требования к вводу в эксплуатацию» новых (в т.ч. замененных) и модернизированных лифтов. «Беглый» (но экспертный) взгляд на него дает понять, что ГОСТ, как минимум, привели в соответствие с ТР ТС 011/2011, постановлением Правительства № 743 и вообще федеральным законодательством.

Об этом говорят и трактовки терминов (владелец лифта, специализированная организация, квалифицированный персонал) в духе «нового канона», и упоминание постановки лифтов на учет, и другие менее очевидные детали (в т.ч. прямые цитаты из технического регламента).

Кроме того, ГОСТ Р 55969-2023 гораздо подробней (т.е. информативней) своего «прародителя». Шутка ли. В «основной» части, которая зовется «Общие требования» (а раньше звалась «Порядком ввода лифта в эксплуатацию»), целых 24 пункта (против 12 шт. в старой версии ГОСТа). Там расписаны функции «монтажной» организации, «состав» полного технического освидетельствования, обязанности владельца, порядок работы комиссии и много других полезных вещей.

А главное… буквально по шагам разложен основной предмет – ввод объекта в эксплуатацию. В этом процессе, кстати, участвуют все – владелец лифта, «монтажники» или «модернизаторы», застройщик, испытательная лаборатория и другие не менее важные лица. У каждого свой черед и свои задачи. Но, как вы понимаете, общая цель – качественно провести процедуру и обеспечить положительный результат.

Поэтому, граждане… давайте разбираться – кто, как и чем занимается. Для начала посмотрим…

Что делает «монтажная» организация

Выполняет монтаж? Разумеется. А еще замену или модернизацию лифта. Это из очевидного. По «дополнительной нагрузке» товарищам надо:

  • привлечь аккредитованную испытательную лабораторию (центр) для проведения полного технического освидетельствования;
  • оценить соответствие объекта требованиям ТР ТС 011/2011.
Вы же помните, да? Перед вводом в эксплуатацию «монтажники» или «модернизаторы» должны удостоверить качество проделанной работы, оформив… декларацию о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011. Тут всё по заветам технического регламента (см. пункт 3 статьи 6).

Декларируют по уму. На основании «собственных доказательств» и доказательств, полученных при деятельном участии аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

К «своим аргументам» относятся:
  • «протокол проверки функционирования лифта» (после монтажа или модернизации);
  • паспорт;
  • монтажный чертеж;
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • проектная документация на установку (модернизацию) лифта.
Ну а «веским словом» испытательной лаборатории будет… акт (полного) технического освидетельствования.

Да, товарищи. Перед вводом (любого) лифта в эксплуатацию господа-эксперты должны провести его полное тех. освидетельствование. Опираясь при этом на требования:
  • ГОСТ Р 53782-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию»;
  • ГОСТ 34582-2019 «Лифты. Правила и методы испытаний, измерений и проверок перед вводом в эксплуатацию»…
…и соображения собственной совести.

Если вкратце, то при освидетельствовании нового (или «замененного») объекта «лаборанты»:
  • проверяют комплектность технической (сопроводительной) документации от завода-изготовителя;
  • убеждаются, что в правильном сертификате соответствия указан «правильный» (тот самый) объект;
  • (еще раз) проверяют функционирование лифта и устройств безопасности лифта;
  • осматривают, испытывают (измеряют сопротивление) «изоляции электрических цепей и электрооборудования», в т.ч. проверяют заземление (зануление) технических устройств;
  • испытывают сцепление тяговых элементов с канатоведущим шкивом (барабаном трения) и тормозную систему (для лифтов с электроприводом);
  • испытывают герметичность гидроцилиндра и трубопровода (для лифтов с гидравлическим приводом);
  • испытывают на прочность кабину, тяговые элементы, подвеску или опору кабины, а также элементы их крепления;
  • контролируют «правильность» установки лифта – насколько она соответствует инструкции по монтажу и проектной документации;
  • проверяют объект на соответствие стандартам, которые «взаимосвязаны» с ТР ТС 011/2011 (список найдете здесь).
Для модернизированных лифтов «лабораторные» эксперты делают то же самое. Плюс проверяют:
  • соответствует ли объект общим и специальным требованиям безопасности, которые прописаны в ТР ТС 011/2011 и «взаимосвязанных» стандартах;
  • нет ли отступлений от проектной документации на модернизацию;
  • все ли рекомендации, которые были указаны «в заключении по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы», учтены и выполнены.
При положительном исходе (когда объекты близки к идеалу) сотрудник лаборатории:
  • делает запись в паспорте лифта «о результатах проверок, испытаний, измерений» и заверяет ее личной (не факсимильной) подписью;
  • оформляет акт технического освидетельствования.
Ну а дальше… в дело снова включаются (радостные) «монтажники». Наконец-то они могут:
  • оформить декларацию о соответствии;
  • со спокойной совестью зарегистрировать ее «в едином реестре» Росаккредитации;
  • назначить новый срок службы модернизированного лифта, сделать в его паспорте запись «о сроке службы и технической готовности… к вводу в эксплуатацию»;
  • приложить к паспорту зарегистрированную декларацию, протоколы проверок, испытаний и измерений, а также протоколы испытаний электрооборудования...
…и передать уже эстафетную палочку владельцу объекта. Да-да, он тоже не сидит без дела (шутка ли… самое заинтересованное лицо). «Подгоняет» участников процесса. Стоит у них над душой. И совершает другие, более конструктивные поступки. Короче, граждане, давайте смотреть…

Что делает владелец лифта

По сути, занимается административной частью. Организует, назначает, следит, наблюдает. И конечно… принимает важные решения. Но до них еще далеко. На первом этапе (перед встречей с «монтажниками») владелец, чтобы не ударить в грязь лицом, проверяет комплектность «сопроводительной документации» лифта. Ведь в наличии должны быть:
  • паспорт;
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • принципиальная электрическая (или гидравлическая) схема с перечнем элементов;
  • копии сертификатов ТР ТС 011/2011 на лифт и устройства безопасности лифта;
  • монтажный чертеж...
...без которого процедура вовсе не начнется.

Дальше, когда «монтажники» уже на подходе, он «обеспечивает соблюдение» п. 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011. То есть убеждается, что подрядчики компетентны. И объект будет смонтирован или модернизирован «квалифицированным персоналом» в соответствии с проектной и монтажной документацией.

На втором этапе (параллельно с работой «монтажников» и лаборатории) владелец, никому не мешая, из «организатора» превращается… в «распорядителя». И со всей полнотой административной власти:

1) назначает «из числа квалифицированного персонала» ответственного за организацию эксплуатации лифта (как завещают Правила, утв. постановлением Правительства № 743);
2) загодя «налаживает» осмотр, обслуживание и ремонт объекта – собственными силами или с привлечением «канадских профессионалов». То есть либо назначает свой квалифицированный персонал (лифтеров, электромехаников и т.д.), либо заключает договор со специализированной организацией;
3) заполняет отдельные разделы лифтового паспорта, в частности:
  • «Сведения о местонахождении лифта» (адрес);
  • «Сведения о назначении ответственных специалистов» (за организацию эксплуатации, за организацию обслуживания и ремонта – запись только после назначения, приказ должен быть на руках);
  • «Сведения о назначении ответственных электромехаников» (своих или приглашенных, на которых сделаны соответствующие приказы);
4) заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (в народе – полис ОСОПО, который можно оформить до ввода лифта в эксплуатацию).

На третьем этапе (когда «монтажники» и «лаборанты» сделали свое дело) владелец должен превратиться в «контролера» и проследить за выполнением п. 2.2 статьи 4 ТР ТС 011/2011, согласно которому:
  • «подтверждение соответствия и ввод смонтированного лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 6…» технического регламента (раздел 3 со всеми подпунктами).
Там речь, разумеется, про декларацию соответствия, которую «уже оформила» монтажная организация.

И вот, кажется, мы подошли к финалу. Гордый владелец делает «промежуточный» выдох и… принимает (волевое) решение о вводе лифта в эксплуатацию.

Почему промежуточный? Так ведь для завершения процедуры нужно созвать «приемочную» комиссию в следующем составе:

1) Председатель – «уполномоченный представитель владельца лифта» (в идеале – работник, которого назначили ответственным за организацию эксплуатации объекта).
2) Члены = уполномоченные представители:
  • застройщика (если был таковой);
  • монтажной организации;
  • специализированной фирмы, которая проводит (будет проводить) техническое обслуживание и ремонт (если договор уже заключен);
  • (технического) заказчика (если «танцы» заказывал не владелец лифта).
А там останется только предупредить всю «великолепную пятерку» (как минимум, «двойку») о дате «слёта»… не менее чем за три дня до этого знаменательного события.

Вот теперь, товарищи, можно выдохнуть. И передать эстафетную палочку «коллективному разуму». Осталось понять…

Что делает «приемочная» комиссия

Попивает чаёк и подписывает документы? Нет, граждане. На ее плечи ложится… основная (и большая) часть административно-технической работы.

Эти «отчаянные» ребята повторно (и внимательно) изучают:
  • сопроводительную документацию лифта (паспорт, руководство по эксплуатации, монтажный чертеж, принципиальные схемы и сертификаты);
  • декларацию соответствия ТР ТС 011/2011, оформленную и зарегистрированную «монтажной» организацией;
  • акт полного технического освидетельствования, проведенного «лабораторными» экспертами.
…и, что самое главное, скрупулезно проверяют (тут совсем «ахтунг»):
  • освещенность этажных площадок, зон технического обслуживания, помещений с лифтовым оборудованием, а также подходов и проходов к ним;
  • работу вызывных аппаратов (в народе… «кнопки вызова»), световых указателей и табло на всех остановках (а если в здании 50+ этажей?);
  • работу и качество двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и диспетчерской (при наличии);
  • точность остановки кабины при движении вверх и вниз на всех (!) остановках;
  • работу дверей кабины (открытие-закрытие в нормальном режиме, зазоры, механизм «реверса» привода, «фотобарьер» и т.д.);
  • освещение кабины (рабочее и аварийное);
  • работу табло индикации в кабине (если есть);
  • работу приказного аппарата (кнопки этажей, кнопка принудительного открытия/закрытия дверей, переключатель режимов работы и т.д.);
  • ограждения и оснащение кабины лифта на соответствие параметрам изготовителя (покраска, зеркало, поручни, плафоны освещения, остекление и т.д.);
  • наличие на крыше кабины постов ревизии, кнопки «стоп», ограждений зоны обслуживания;
  • наличие под порогом кабины «на всю ширину дверного проема вертикального щита заподлицо с передней кромкой порога» (фартука высотой не менее 750 мм);
  • расстояние между направляющими кабины и направляющими противовеса на соответствие проектной документации и монтажному чертежу (причем по всей высоте шахты!);
  • крепление дверей шахты (примыкание порогов, зазоры), башмаков и порталов дверей шахты, а также их обрамление;
  • наличие в кабине и на основном посадочном этаже таблички или наклейки, где расписаны правила пользования лифтом;
  • наличие на основном посадочном этаже табличек (наклеек), где указаны способы и средства связи «с квалифицированным персоналом и аварийной службой»;
  • наличие электропитания и заземляющих шин (по шахте и в машинном помещении);
  • наличие монтажной балки (крюка) для установки подвесных грузоподъемных устройств в шахте или машинном помещении (если конструкция предусмотрена договором на монтаж, замену или модернизацию);
  • целостность тяговых элементов, элементов подвески кабины и противовеса;
  • наличие освещения в шахте;
  • зазоры между буфером и кабиной, буфером и противовесом на соответствие монтажному чертежу;
  • наличие лестниц (трапов) для спуска в приямок (если конструкция предусмотрена договором на монтаж, замену или модернизацию);
  • наличие свободного доступа к оборудованию лифта и зонам обслуживания;
  • наличие запорных устройств у люков и дверей в машинном помещении, а также трапов, перил, противовесов на тех самых люках;
  • наличие предупреждающих табличек в местах проходов и подходов к помещениям с лифтовым оборудованием;
  • возможность переключения лифта в разные режимы работы, «задуманные» изготовителем – эксплуатационные и специальные (например, «ревизия», «управление из машинного помещения», «погрузка», «пожарная опасность» и т.д.).
Не хилый список, правда? А вы говорите «чаёк» да «подписи». Титанический труд (если делать всё, как положено). Благо, это «финальный аккорд», после которого (при отсутствии нарушений) председатель комиссии оформляет акт ввода лифта в эксплуатацию  (см. приложение А к ГОСТ Р 55969-2023 или жмите на ссылку). А его «нетерпеливый» начальник может-таки принять долгожданное решение (разумеется, приказом по организации).

Спросите, что дальше? Улыбки. Троекратное «ура». Брызги шампанского и еще одна маленькая деталь.

Работник, ответственный за организацию эксплуатации лифта, должен кое-что вписать в паспорт объекта. Подтвердить факт ввода, обозначить дату и указать срок следующего технического освидетельствования. Образец такой записи есть в приложении Б к ГОСТ Р 55969-2023:



Кстати… именно дата ввода в эксплуатацию становится «началом отсчета назначенного срока службы лифта».

Вот такой вот позитивный сценарий. Есть, правда, и обратная сторона. Когда «коллективному разуму» что-то не понравилось (все-таки список большой, а комиссия «злая»). Как думаете, что будет…
…если комиссия найдет нарушения?

Да ничего особенного. Просто «рвущийся в бой» лифт постоит без дела еще какое-то время. Комиссия аккуратно распишет все несоответствия в специальном разделе акта:



Владелец их внимательно прочитает и оперативненько устранит. А дальше… та же комиссия оформит новый акт ввода. И отправит лифт в свободное (и безопасное) плавание.

Happy end? Почти. Ведь нужен заключительный штрих…

Постановка лифта на учет в Ростехнадзоре

Вы же помните, да? В «10-дневный срок со дня ввода…» владелец должен отправить в Ростехнадзор (по месту нахождения объекта) уведомление о вводе лифта в эксплуатацию (см. приложение № 1 к приказу ФСЭТАН от 14.08.2017 № 309). К нему обычно добавляют:
  • копию договора со специализированной организацией на монтаж (демонтаж) или модернизацию (если вы не делали их самостоятельно – на практике всякое бывает…);
  • копию заключения по результатам обследования лифта, который в дальнейшем заменили или модернизировали.
Госорган отреагирует быстро. И в течение 5 рабочих дней пришлет «бумагу» с присвоенным учетным номером. Который, кстати, нужно прописать в паспорте объекта. А еще… разместить на основном посадочном этаже информационную табличку (наклейку), где указаны (см. п.п. «о» пункта 4 Правил, утв. постановлением Правительства № 743):
  • заводской и учетный номера лифта;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • срок службы;
  • дата следующего технического освидетельствования.
И как бы… ВСЁ. «Вводный» квест завершен. А следом начинается самое интересное. («В меру») законная, добросовестная и безопасная (ее величество) ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru