МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Ввод лифтов в эксплуатацию после замены или модернизации

После замены/модернизации лифт нужно повторно ввести в эксплуатацию. Процедуру санкционирует Ростехнадзор.

Требования к вводу лифтов в эксплуатацию после замены или модернизации установлены:
  • Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (п. 5-9, далее – правила по лифтам).
  • Административным регламентом по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации, утв. приказом Ростехнадзора от 27.11.2019 № 454 (документ вступил в силу 20 января 2020 года, далее – административный регламент).
  • Приказом Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов…» (содержит формы документов для ввода в эксплуатацию, далее – приказ Ростехнадзора № 309).
  • Статьей 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (требования к оценке соответствия лифтов, в т.ч. после замены или модернизации, далее – ТР ТС 011/2011).
 

Ввод в эксплуатацию замененного или модернизированного лифта включает пять последовательных этапов:
  1. Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы (чтобы принять решение о замене или модернизации).
  2. Оценка соответствия лифта после модернизации или замены (п. 5.3 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
  3. Подача в Ростехнадзор уведомления о вводе лифта в эксплуатацию.
  4. Контрольный осмотр лифта представителями Ростехнадзора.
  5. Принятие Ростехнадзором решения о вводе лифта в эксплуатацию, оформление акта ввода в эксплуатацию.

Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы

Обследование лифтаЕсли лифт отработал назначенный срок службы, перед его заменой или модернизацией нужно провести экспертное обследование (часть 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011).

Обследование проводит аккредитованная испытательная лаборатория.

В штате лаборатории должны быть специалисты (эксперты) по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (проф. стандарт «Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности», утв. приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 267н).

Обследование должно определить:
  • насколько лифт соответствует/не соответствует общим и специальным требованиям безопасности (см. приложение №1 к ТР ТС 011/2011) и требованиям правил по лифтам;
  • насколько лифту нужны модернизация или замена, в какие сроки нужно провести эти мероприятия.
По результатам обследования составляют заключение, которое содержит:
  • условия и возможный срок продления использования лифта;
  • рекомендации по модернизации или замене лифта.
Обратите внимание: копию заключения нужно приложить к уведомлению о вводе модернизированного или замененного лифта в эксплуатацию (п. 15 административного регламента). Уведомление подают в Ростехнадзор (об этом напишем ниже).

Оценка соответствия лифта после модернизации или замены

Согласно части 3 и п. 5.3 ТР ТС 011/2011, оценку соответствия лифта после замены или модернизации проводят в форме декларирования по схеме 4д (см. приложение №3 к ТР ТС 011/2011):

1) владелец лифта (заявитель):
  • подготавливает собственные доказательства (соответствия лифта требованиям технического регламента и других нормативных актов), указанные в статье 6 ТР ТС 011/2011;
  • подает заявку в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) для технического освидетельствования лифта;
2) аккредитованная испытательная лаборатория (центр):
  • проводит техническое освидетельствование лифта;
  • оформляет акт технического освидетельствования;
3) владелец лифта (заявитель) на основании собственных доказательств и положительных результатов технического освидетельствования:
  • оформляет декларацию соответствия;
  • делает в паспорте лифта запись о его технической готовности к вводу в эксплуатацию.

Подача в Ростехнадзор уведомления о вводе лифта в эксплуатацию

Чтобы запустить процедуру ввода лифта в эксплуатацию после замены или модернизации, нужно подать в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения лифта):
Уведомление обязательно должно содержать:
  • реквизиты декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 (см. выше и п. 5.3 ТР ТС 011/2011);
  • реквизиты страхового полиса ОСОПО (+ наименование страховщика, оформившего полис, его адрес и номер лицензии).
К уведомлению нужно приложить (п. 15 административного регламента):
  • копию договора (договоров) на выполнение работ по монтажу (демонтажу), модернизации лифта, заключенного со специализированной организацией;
  • копию заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (см. п. 5.3 ТР ТС 011/2011).
Документы в Ростехнадзор может подать владелец объекта (см. п. 2 административного регламента и п. 3 правил по лифтам).

Ростехнадзор может отказать в приеме документов, если (п. 19-20 административного регламента):
  • уведомление о вводе в эксплуатацию и приложенные документы не читаемы;
  • документы представлены в неполном объеме;
  • уведомление и документы не соответствуют п. 14-17 административного регламента;
  • уведомление и документы поданы с нарушением п. 17 административного регламента;
  • не подтверждена действительность усиленной квалифицированной электронной подписи (для электронных документов).

Контрольный осмотр лифта представителями Ростехнадзора

РостехнадзорЕсли Ростехнадзор принял документы о вводе лифта в эксплуатацию, то в течение 7-10 рабочих дней после этого он должен прийти на объект с контрольным осмотром (п. 7 правил по лифтам).

Ростехнадзор должен определить дату контрольного осмотра и сообщить ее (уведомить о ней) владельцу лифта.

Обратите внимание: дату и время контрольного осмотра можно перенести (см. п. 53 административного регламента), если владелец лифта (его уполномоченные представители) не может:
  • присутствовать при проведении осмотра;
  • обеспечить доступ к объекту в указанную дату.
Для этого нужно позвонить в Ростехнадзор по телефону, указанному в «уведомлении о проведении контрольного осмотра», и согласовать новые время и дату.

При осмотре сотрудники Ростехнадзора проверят:

1) Техническое состояние замененного или модернизированного лифта и его готовность к вводу в эксплуатацию (в том числе отсутствие нарушений из приложения №1 к правилам по лифтам).

2) Наличие сопроводительной документации лифта (п. 9 правил по лифтам):
  • паспорт;
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • копии сертификатов на лифт и устройства безопасности лифта;
  • техническая документация по замене или модернизации;
  • монтажный чертеж и принципиальная электрическая (гидравлическая) схема с перечнем элементов.
3) Наличие декларации о соответствии ТР ТС 011/2011, оформленной после замены или модернизации, и заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (при наличии).

4) Договор (договоры) со специализированной организацией на работы по монтажу, демонтажу, эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифта (если эти работы не выполняет сам владелец лифта).

5) Документы о соблюдении требований п. 17 правил по лифтам, в том числе об образовании, обучении (повышении квалификации) и назначении из числа квалифицированного персонала:
  • ответственного за организацию эксплуатации объекта;
  • ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
  • электромеханика по лифтам;
  • лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
6) Наличие страхового полиса ОСОПО.

Результат проверкиакт контрольного осмотра (приложение №2 к приказу Ростехнадзора № 309) в 2 экземплярах (один экземпляр остается в Ростехнадзоре, второй передают владельцу лифта).

Акт подписывают:
  • представитель территориального органа Ростехнадзора, который проводил контрольный осмотр (либо сразу на объекте, либо позже в своем кабинете);
  • владелец лифта (его уполномоченный представитель, который присутствовал на осмотре).
В акте отражают:
  • соответствие/несоответствие лифта требованиям ТР ТС 011/2011 и сопроводительной документации;
  • соблюдение/несоблюдение владельцем объекта требований, указанных в п. 4 правил по лифтам;
  • перечень нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий (могут привести к отказу Ростехнадзора);
  • заключение о возможности/невозможности ввести лифт в эксплуатацию.
Обратите внимание: если Ростехнадзор пришел к выводу, что лифт вводить в эксплуатацию нельзя (слишком много нарушений), то процедура повторится (см. п. 61 административного регламента):
  • владелец объекта должен все исправить и повторно подать уведомление о вводе лифта в эксплуатацию;
  • Ростехнадзор должен повторно провести контрольный осмотр.

Принятие Ростехнадзором решения о вводе лифта в эксплуатацию

Если контрольный осмотр показал, что:
  • лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
  • мероприятия по безопасному использованию и содержанию лифта выполнены (есть все нужные сведения и документы – см. выше);
  • лифт может быть введен в эксплуатацию;
то в течение 5 рабочих дней (с даты оформления акта контрольного осмотра) Ростехнадзор принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию.

Решение оформляют актом ввода лифта в эксплуатацию (приложение №3 к приказу Ростехнадзора № 309) в 2 экземплярах.

Акт подписывает только представитель Ростехнадзора (как правило, проводивший контрольный осмотр).

В акте указывают:
  • данные сотрудника Ростехнадзора, проводившего контрольный осмотр (ФИО, должность);
  • данные владельца лифта (ФИО, должность, название организации);
  • дату контрольного осмотра;
  • тип, модель, заводской номер и адрес установки лифта;
  • заключение о том, что лифт вводится в эксплуатацию.
Один экземпляр акта остается в Ростехнадзоре, второй – передают владельцу лифта (бумажный заказным письмом или в форме электронного документа).

Обратите внимание: акт контрольного осмотра и акт ввода в эксплуатацию нужно приложить к паспорту лифта и хранить весь период его эксплуатации.