Ввод лифтов в эксплуатацию после замены или модернизации
После замены/модернизации лифт нужно повторно ввести в эксплуатацию. Процедуру санкционирует Ростехнадзор.
Требования к вводу лифтов в эксплуатацию после замены или модернизации установлены:
- Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (п. 5-9, далее – правила по лифтам).
- Административным регламентом по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации, утв. приказом Ростехнадзора от 27.11.2019 № 454 (документ вступил в силу 20 января 2020 года, далее – административный регламент).
- Приказом Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов…» (содержит формы документов для ввода в эксплуатацию, далее – приказ Ростехнадзора № 309).
- Статьей 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (требования к оценке соответствия лифтов, в т.ч. после замены или модернизации, далее – ТР ТС 011/2011).
Ввод в эксплуатацию замененного или модернизированного лифта включает пять последовательных этапов:
- Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы (чтобы принять решение о замене или модернизации).
- Оценка соответствия лифта после модернизации или замены (п. 5.3 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
- Подача в Ростехнадзор уведомления о вводе лифта в эксплуатацию.
- Контрольный осмотр лифта представителями Ростехнадзора.
- Принятие Ростехнадзором решения о вводе лифта в эксплуатацию, оформление акта ввода в эксплуатацию.
Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы
Если лифт отработал назначенный срок службы, перед его заменой или модернизацией нужно провести экспертное обследование (часть 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011).Обследование проводит аккредитованная испытательная лаборатория.
В штате лаборатории должны быть специалисты (эксперты) по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (проф. стандарт «Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности», утв. приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 267н).
Обследование должно определить:
- насколько лифт соответствует/не соответствует общим и специальным требованиям безопасности (см. приложение №1 к ТР ТС 011/2011) и требованиям правил по лифтам;
- насколько лифту нужны модернизация или замена, в какие сроки нужно провести эти мероприятия.
- условия и возможный срок продления использования лифта;
- рекомендации по модернизации или замене лифта.
Оценка соответствия лифта после модернизации или замены
Согласно части 3 и п. 5.3 ТР ТС 011/2011, оценку соответствия лифта после замены или модернизации проводят в форме декларирования по схеме 4д (см. приложение №3 к ТР ТС 011/2011):1) владелец лифта (заявитель):
- подготавливает собственные доказательства (соответствия лифта требованиям технического регламента и других нормативных актов), указанные в статье 6 ТР ТС 011/2011;
- подает заявку в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) для технического освидетельствования лифта;
- проводит техническое освидетельствование лифта;
- оформляет акт технического освидетельствования;
- оформляет декларацию соответствия;
- делает в паспорте лифта запись о его технической готовности к вводу в эксплуатацию.
Подача в Ростехнадзор уведомления о вводе лифта в эксплуатацию
Чтобы запустить процедуру ввода лифта в эксплуатацию после замены или модернизации, нужно подать в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения лифта):- уведомление о вводе лифта в эксплуатацию (приложении №1 к приказу Ростехнадзора № 309).
- реквизиты декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 (см. выше и п. 5.3 ТР ТС 011/2011);
- реквизиты страхового полиса ОСОПО (+ наименование страховщика, оформившего полис, его адрес и номер лицензии).
- копию договора (договоров) на выполнение работ по монтажу (демонтажу), модернизации лифта, заключенного со специализированной организацией;
- копию заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы (см. п. 5.3 ТР ТС 011/2011).
Ростехнадзор может отказать в приеме документов, если (п. 19-20 административного регламента):
- уведомление о вводе в эксплуатацию и приложенные документы не читаемы;
- документы представлены в неполном объеме;
- уведомление и документы не соответствуют п. 14-17 административного регламента;
- уведомление и документы поданы с нарушением п. 17 административного регламента;
- не подтверждена действительность усиленной квалифицированной электронной подписи (для электронных документов).
Контрольный осмотр лифта представителями Ростехнадзора
Если Ростехнадзор принял документы о вводе лифта в эксплуатацию, то в течение 7-10 рабочих дней после этого он должен прийти на объект с контрольным осмотром (п. 7 правил по лифтам).Ростехнадзор должен определить дату контрольного осмотра и сообщить ее (уведомить о ней) владельцу лифта.
Обратите внимание: дату и время контрольного осмотра можно перенести (см. п. 53 административного регламента), если владелец лифта (его уполномоченные представители) не может:
- присутствовать при проведении осмотра;
- обеспечить доступ к объекту в указанную дату.
При осмотре сотрудники Ростехнадзора проверят:
1) Техническое состояние замененного или модернизированного лифта и его готовность к вводу в эксплуатацию (в том числе отсутствие нарушений из приложения №1 к правилам по лифтам).
2) Наличие сопроводительной документации лифта (п. 9 правил по лифтам):
- паспорт;
- руководство (инструкция) по эксплуатации;
- копии сертификатов на лифт и устройства безопасности лифта;
- техническая документация по замене или модернизации;
- монтажный чертеж и принципиальная электрическая (гидравлическая) схема с перечнем элементов.
4) Договор (договоры) со специализированной организацией на работы по монтажу, демонтажу, эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифта (если эти работы не выполняет сам владелец лифта).
5) Документы о соблюдении требований п. 17 правил по лифтам, в том числе об образовании, обучении (повышении квалификации) и назначении из числа квалифицированного персонала:
- ответственного за организацию эксплуатации объекта;
- ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
- электромеханика по лифтам;
- лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
Результат проверки – акт контрольного осмотра (приложение №2 к приказу Ростехнадзора № 309) в 2 экземплярах (один экземпляр остается в Ростехнадзоре, второй передают владельцу лифта).
Акт подписывают:
- представитель территориального органа Ростехнадзора, который проводил контрольный осмотр (либо сразу на объекте, либо позже в своем кабинете);
- владелец лифта (его уполномоченный представитель, который присутствовал на осмотре).
- соответствие/несоответствие лифта требованиям ТР ТС 011/2011 и сопроводительной документации;
- соблюдение/несоблюдение владельцем объекта требований, указанных в п. 4 правил по лифтам;
- перечень нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий (могут привести к отказу Ростехнадзора);
- заключение о возможности/невозможности ввести лифт в эксплуатацию.
- владелец объекта должен все исправить и повторно подать уведомление о вводе лифта в эксплуатацию;
- Ростехнадзор должен повторно провести контрольный осмотр.
Принятие Ростехнадзором решения о вводе лифта в эксплуатацию
Если контрольный осмотр показал, что:- лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
- мероприятия по безопасному использованию и содержанию лифта выполнены (есть все нужные сведения и документы – см. выше);
- лифт может быть введен в эксплуатацию;
Решение оформляют актом ввода лифта в эксплуатацию (приложение №3 к приказу Ростехнадзора № 309) в 2 экземплярах.
Акт подписывает только представитель Ростехнадзора (как правило, проводивший контрольный осмотр).
В акте указывают:
- данные сотрудника Ростехнадзора, проводившего контрольный осмотр (ФИО, должность);
- данные владельца лифта (ФИО, должность, название организации);
- дату контрольного осмотра;
- тип, модель, заводской номер и адрес установки лифта;
- заключение о том, что лифт вводится в эксплуатацию.
Обратите внимание: акт контрольного осмотра и акт ввода в эксплуатацию нужно приложить к паспорту лифта и хранить весь период его эксплуатации.