МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Выделение ПС по заявкам сторонних организаций

13.09.2024

Жизнь владельцев ОПО с подъемными сооружениями только с виду кажется «счастливой». Да, у них нет плановых проверок, нет лицензий и опасных веществ. Зато много других (крупных и не очень) обязательных требований, некоторые из которых… вполне могут выпасть из поля зрения.

Далеко не все хотят перечитывать ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП по ПС). И тем более соблюдать всё, что там написано. А зря, ведь наш госорган имеет здесь свое, контролерское мнение. Он никогда не забывает, что кое-кому из эксплуатантов ОПО с ПС, наряду с легализацией объекта, назначением ответственных, проведением осмотров, освидетельствований и экспертиз, нужно, к примеру:
  • определять «порядок выделения и направления ПС на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций» (п. 122 ФНП, абзац второй).
Да-да, граждане (особенно владельцы самоходных ПС, которые регулярно отправляют своих железных «питомцев» на чужие, например, строительные объекты), это не пустая формальность. Ростехнадзор следит за соблюдением данной нормы – при внеплановых проверках или расследованиях причин аварий.

Даже вносит ее неисполнение в перечень «типичных нарушений», которые упоминает в отчетах и докладах о правоприменительной практике. Если вы загляните в доклад за 2023 год  утв. приказом ФСЭТАН от 20.03.2024 № 101, и пролистаете его до 53 (54 в pdf-файле) страницы, то найдете следующую формулировку:
  • «не определён порядок выделения и направления подъёмных сооружений на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций».
Так что отмахиваться от этой части п. 122 ФНП по ПС – себе дороже (этак на 220 тыс. рублей). Напротив, ее лучше соблюдать, не глядя на низкую вероятность контролерского визита. Причем без нормативных «подсказок» (НПА, ГОСТы, руководства ФСЭТАН не дадут по теме ничего полезного). Полагаясь только на эксплуатантское чутье и промышленно-безопасную смекалку. Ну и наши «15 копеек», расписанные в статье (мы постарались чуть-чуть заполнить информационные бреши).

Соблюдать, кстати, не очень сложно. Всего-то надо… утвердить пару документов, выпустить 1-2 приказа и учесть… один ключевой нюанс. После этого у вас в компании появится (угодный Ростехнадзору)…

Порядок выделения и направления подъемных сооружений на объекты по заявкам сторонних организаций

В пункте 122 ФНП упоминаются еще «структурные подразделения» (добавились после «гильотины»), но… они есть не у всех, поэтому в статье мы говорим только о «внешних» заказчиках.

Итак, порядок. Разные владельцы подъемных сооружений излагают его в разных форматах. Кто-то делает «положение о порядке…», кто-то разрабатывает стандарт организации (СТО). «Оболочка» может быть любой (это ваш внутренний документ). Главное здесь, разумеется, содержание. И при его «сотворении» нужно учитывать, что:
  • всю «ответственность за обеспечение (= соблюдение) требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ» (= владелец грузо(людо)подъемной техники).
То есть «голый» автомобильный кран или подъемник выделять нельзя (только если отдавать в аренду/оперативное управление, с регистрацией ОПО на «принимающую» сторону). «Заказанное» ПС должно быть в полном «боевом снаряжении» (проверенные СГП, тара, которые соответствуют характеру и массе будущих грузов, и т.д.). И с полным «комплектом» необходимых работников – крановщик (оператор), стропальщик (рабочие люльки) и… ответственный за безопасное производство работ с применением ПС (назначенный специально на объект заказчика). Иное приведет:
  • к неполному контролю за выполнением «подъемных» работ со стороны «направляющей» организации (т.е. владельца ПС, который отвечает за их безопасное проведение и возможные «аварийные» последствия перед нашим любимым госорганом);
  • к «разделению ответственности» при эксплуатации (ОПО с) ПС между исполнителем (владельцем) и заказчиком подъемных сооружений, которое давным-давно (с 2016 года) не предусмотрено (да что уж там… не допустимо – см. цитату выше или п. 122 ФНП по ПС);
  • к прямому нарушению требований промышленной безопасности, ведь «эксплуатирующая организация может быть только одна», как пишет Ростехнадзор в своих разъяснениях – она назначает, допускает, следит, выполняет, проверяет и (в случае чего) «кается» перед контролерами
(…а еще платит штрафы, которые «принимающая» сторона обычно не компенсирует, даже если сама виновата в нарушениях).

Бывают случаи, когда заказчик «настаивает». Мол, мои ребята справятся – и со строповкой, и с ответственностью, и из люльки не выпадут. Дайте нам подъемное сооружение и парня, который им управляет. Остальное мы сделаем сами…

Знакомый сценарий, правда? Видимо, эти граждане так и не переступили порог 2016 года. И здесь вы должны проявить твердость. Настоять на своем (чтобы у контролеров было меньше вопросов). Или… пойти на условный компромисс – назначить (своим) приказом (их) ответственных специалистов. А (их) стропальщикам/рабочим люльки проверить знания, выдать (свое) удостоверение и допуск к работе.

Но как «вытворить» такое с персоналом «чужой» организации?

Никак. Придется оформить «незнакомых» товарищей к себе, скажем, по совместительству на 0,5 (или хотя бы на 0,25) ставки (Ростехнадзор и Трудовой кодекс такую схему не запрещают). Тут главное помнить, что «чужой» (да нет… уже ваш) эксплуатационный персонал должен быть обучен по соответствующим специальностям, а ИТР – аттестованы в сфере промышленной безопасности по Б.9.3 (с 01.09.2024 – единая область для подъема-перемещения грузов и для подъема-транспортировки людей).

И только после этих «хитрых» манипуляций (или спокойного выезда на объект в полном составе) можно «давать добро» и приступать к выполнению работ (выделенным ПС) на территории заказчика.

Вот такая вот «неприятная» (промышленно-безопасная) загогулина, без учета которой легитимный «порядок выделения и направления» не составить. Учли? Значит, пора делать регламентирующий документ. Облекать мысли в слова, а решения – в конкретные «пункты».

Только, граждане… при составлении не надо изобретать велосипед, сыпать канцеляритом или практиковаться в формализме. Лучше составьте «живой» (пошаговый) алгоритм. Изложите реальные схемы, четкие требования, обязанности и ответственность участников процесса. Например, в документе можно расписать:

1) что делает заказчик («просящая» и «принимающая» сторона), скажем, «после заключения договора на оказание услуг по подъему и перемещению грузов направляет заявку с указанием… по форме… с приложением…» и т.д.;

2) что делаете вы (владелец ПС, который выделяет грузо(людо)подъемную технику) – обрабатываете заявку (за сколько дней?), назначаете ответственных работников, подбираете ГПМ с «экипажем» и оснащением, которое подходит для выполнения работ, и т.д.;

3) кто принимает решение о выделении (направлении) ПС (это может быть директор, главный инженер, ответственный за осуществление ПК, начальник транспортного цеха и т.д.), в какие сроки;

4) кто участвует в процессе «выделения и направления» (можно расписать весь бюрократический маршрут с набором действий для каждого участника);

5) кого нужно ознакомить с порядком (как правило, участников процесса и, возможно, рабочий персонал, который выезжает вместе с ПС);

6) кто входит в «экипаж» выделяемых подъемных сооружений, к примеру:
  • «крановщик, стропальщик, работник, ответственный за безопасное производство работ»;
  • «оператор, 2 рабочих люльки, работник, ответственный за безопасное производство работ» и т.д.;
7) какие обязанности у каждого члена «экипажа» (что они делают до прибытия на место, непосредственно на месте, после завершения работ и т.д.), каким базовым требованиям они должны соответствовать, чтобы заказчик и Ростехнадзор были довольны (аттестация по промышленной безопасности для ИТР, удостоверения и приказы с допуском для рабочего персонала);

8) что делает специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС, находясь на объекте заказчика (проводит инструктаж, делает «разрешительную» запись в вахтенном журнале, обеспечивает выполнение условий работы и т.д.);

9) кто следит за выполнением порядка «выделения и направления», в т.ч. контролирует «ход событий» на каждом этапе (это может быть один, специально назначенный человек или несколько работников в разных подразделениях эксплуатирующей организации);

10) в каких случаях направление ПС (в т.ч. производство работ на «чужом» объекте) запрещено, скажем:
  • когда в заявке нет каких-то отметок или сведений (виз ответственных специалистов, подписи/печати заказчика, номера договора на оказание услуг и т.д.);
  • когда выяснилось, что работы, фактически необходимые на объекте, отличаются от «заявленных»;
  • когда не назначен работник, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС на территории конкретного заказчика и т.д.
11) какую ответственность несут участники процесса «выделения и направления» (как правило, дисциплинарную, но можно «…в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации»);

12) какую ответственность несет «экипаж» выделенного крана или подъемника (если она отличается от «общеустановленной» пунктом ранее) и т.д.

Еще там можно зафиксировать:

1) Набор действий по оформлению и регистрации в журнале учета путевых листов самоходных (автомобильных) ПС, в т.ч. «приложить» их форму и дать рекомендации по ее заполнению.

2) «Особенности» подготовки ППР/ТК для работы выделенных ГПМ на «чужом» объекте. Кстати, формально за их составление отвечает «направляющая» сторона, как и за соблюдение других требований промышленной безопасности (готовый вариант согласовывается с заказчиком). Но по факту (на практике) документы можно сделать «совместными усилиями» (разумеется, до начала производственного процесса).

3) «Нюансы» выдачи нарядов-допусков на проведение грузо(людо)подъемных операций близи ЛЭП, в том числе:
  • кто получает разрешение (наряд-допуск) для работ в охранной зоне (вблизи находящихся под напряжением проводов) – «принимающая» или «направляющая» сторона.
4) Перечень документов и сведений, которые при прочих равных может запросить у вас заказчик (и которые вы готовы ему предоставить), например:
  • паспорт (со всеми отметками, записями) и руководство (инструкция) по эксплуатации ПС;
  • сертификат (декларация) соответствия ТР ТС 010/2011 или заключение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ);
  • «активный» вахтенный журнал крановщика/оператора;
  • действующий приказ о назначении ответственных инженерно-технических работников (прежде всего, ответственного за безопасное производство работ, которого вы отряжаете вместе с выделяемым грузо(людо)подъемным механизмом);
  • производственные инструкции крановщика (оператора) и стропальщика (рабочего люльки);
  • приказы (распоряжения) о допуске к самостоятельной работе эксплуатационного персонала, входящего в «экипаж» ПС;
  • действующие удостоверения «экипажных» крановщиков (операторов) и стропальщиков (рабочих люльки), где указан тип ПС и виды работ, к которым они допущены;
  • результаты последних частичного (ЧТО) и полного (ПТО) технических освидетельствований для выделяемых подъемных сооружений (в т.ч. «бумаги», подтверждающие их проведение – например, записи в паспортах или акты);
  • документация на съемные грузозахватные приспособления и тару (СГП и Т), подтверждающая их исправность, работоспособность, а также соответствие массе и характеру грузов, которые планируется перемещать;
  • эксплуатационные журналы (учета проверки знаний и инструктажей, регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту, периодических осмотров и т.д.);
  • фото табличек с учетным и заводским номером ПС, его паспортной грузоподъемностью, датами следующих технических освидетельствований и т.д.
И не забывайте о «первичных» признаках локального нормативного акта (ЛНА):
  • гриф утверждения – в начале (правый верхний угол);
  • «разработал», «согласовано» и «ознакомлены» (при необходимости) – в конце.
На этом как бы всё. Регламентирующий документ «исчерпан». Чтобы он обрел практическую силу, его надо утвердить приказом по эксплуатирующей организации. А чтобы заработал сам порядок, нужна еще…

Форма заявки на выделение ПС сторонним организациям

Из ее заполненной версии вы должны черпать максимум информации. Поэтому делайте наглядный, подробный документ. Лучше – в виде таблицы, которая может (требований нет, бумага ваша) включать следующие разделы:
  • наименование заказчика (заявителя);
  • номер договора на оказание услуги (например, по подъему и перемещению грузов), к которому «привязана» заявка;
  • виды (характер, специфика) работ, которые нужно выполнить;
  • характеристика груза (размеры/габариты, масса), параметры подъема (высота, вылет, радиус);
  • адрес места/территории (площадки, объекта), где будут проводиться работы;
  • тип, марка, модель, комплектация подъемных сооружений, которые заказчик просит выделить;
  • оснащенность ПС (какие нужны СГП, тара и т.д.);
  • количество подъемных сооружений, необходимое заказчику;
  • планируемая дата начала работ, до которой нужно выделить ПС;
  • планируемый срок проведения работ (даты «с… по…»);
  • информация о наличии у заказчика уже разработанных ППР/ТК;
  • информация о наличии ЛЭП в месте (на территории) производства работ, в т.ч. разрешения от ее владельца на выполнение грузо(людо)подъемных операций в охранной зоне;
  • лицо, ответственное за производство (строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и др.) работ на «принимающей» стороне (т.е. «наблюдатель» от заказчика, который изложит суть дела, обозначит требования, будет стоять рядом с работником «направляющей» организации, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС);
  • информация о наличии у заказчика своего эксплуатационного персонала (стропальщиков, рабочих люльки – схему «работы» с ними мы описали выше);
  • реквизиты «просящей» организации, подпись ее должностного лица, дата и т.д.;
  • «служебные отметки», например, визы согласования, визы «разрешения», список выделяемых по заявке ПС и т.д.
Кстати, до июня 2016 года (благословенный «догильотинный» и «допандемийный» период) в заявке обязательно указывались работники «принимающей» стороны:
  • специалист, ответственный за производство работ (т.е. реальное ответственное лицо, которое назначалось заказчиком, при этом ваших контрольных товарищей могло вовсе не быть);
  • (их) стропальщики (вместе с номерами приказов о допуске к работе и действующих удостоверений).
И это было то самое «разделение ответственности», которое сейчас, увы, не возможно. Хотя оно и к лучшему. Теперь вы сами контролируете ситуацию и можете быть уверены в том, что аварий по «чужой» вине не случится. К тому же… вы установили хороший порядок выделения и направления ПС по заявкам сторонних организаций. И сделали это без напоминания госоргана. Дальше дело за малым… Неукоснительно. Его. Соблюдать.

А еще помнить, крепко помнить, что за промышленную безопасность (при выполнении работ на «чужом» объекте) отвечаете вы, какую бы песню не пел заказчик подъемных сооружений. Поэтому соблюдайте обязательные требования.

Назначайте (своих) ответственных. Проверяйте знания эксплуатационного персонала (даже если он «любезно предоставлен» принимающей организацией), по уму и по закону допускайте его к работе. А если нужна помощь – консультация, разработка документов для ОПО с ПС и т.д. – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru