Выездное обследование лифта без контакта с его владельцем… чудеса?
Да-а-а, товарищи. Госнадзор за лифтами продолжает «развиваться». Раньше мы думали, что выездными в практике Ростехнадзора бывают только проверки. А теперь… откуда ни возьмись… «выскочило» выездное обследование объекта, да еще и без контакта с эксплуатирующей его организацией.
То есть инспектор (шифруясь всеми правдами и неправдами) может в любое время приехать и без ведома владельца проверить «соблюдение обязательных требований»? А потом незаметно ретироваться, как будто ничего не было? Получается, так. Наверное, поэтому многие новостные сайты (из нашей с вами отрасли) уже окрестили это мероприятие «дистанционной проверкой».
К счастью… они не правы. Любая проверка (а термин «дистанционная», как вы помните, звучал в административной практике и сейчас внедряется в нее) предполагает непосредственный контакт. Госорган может позвонить, отправить e-mail, вызвать вас по видеосвязи. Как минимум, чтобы запросить (дополнительные, уточняющие, доказывающие что-то) документы, получить разъяснения и комментарии, просто побеседовать «за жизнь».
В случае с выездным обследованием… речь идет о полном бесконтакте. Никаких встреч, разговоров, переписок, предоставления документов и т.д. Владелец лифта может ВООБЩЕ не знать, что Ростехнадзор приезжал и «прикладывался» к его объекту (шпионские игры, не иначе). На первый взгляд – «чудесная» в своей невиданности и немыслимости картина. Но если копнуть глубже…
Перед нами совсем не новинка. «Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом» были от «сотворения» Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (см. статью 56). Они существуют сами по себе (а с 2021 года их даже не надо прописывать в положении о виде контроля). Просто в лифтовой (да и в ростехнадзоровской) практике эти «загадочные» мероприятия раньше отсутствовали. Так что давайте смотреть…
Что собой представляет выездное обследование в одном ряду с Ростехнадзором и лифтами
Это «специфическая» (нестандартная для нас с вами) контрольно-надзорная процедура. Ее «каноническая» версия расписана в статье 75 ФЗ № 248. А реально-практикуемый формат… вряд ли будет от нее (сильно) отличаться.
Ростехнадзор сможет приходить на объект, не информируя об этом эксплуатирующую организацию. И оценивать «соблюдение обязательных требований». То есть… искать нарушения. Все, которые получится увидеть, услышать или нащупать руками (не погружаясь в «начинку» лифтового оборудования). Ведь у госоргана в обойме всего одно контрольное действие – осмотр. Другие (разрешенные ФЗ № 248):
- отбор проб (образцов);
- инструментальная оценка (с видеозаписью);
- испытание;
- экспертиза…
…либо неприменимы, либо могут спровоцировать «нежелательный» контакт (прежде всего, с владельцем объекта). И тогда «безобидное» выездное обследование превратится в… несанкционированную выездную проверку, за которую Ростехнадзор может «огрести люлей» от вышестоящей (прокурорской) инстанции.
Но разве плох «визуальный метод»? С его помощью можно много всего изучить, например:
- кабину, ее состояние и оснащение, работу дверей, точность остановки, освещенность и т.д.;
- работу кнопок (индикаторов), световых указателей, табло (в кабине и на этажах);
- освещенность этажных площадок;
- работу и качество двусторонней переговорной связи;
- таблички (наклейки, распечатки А4 «за стеклом» – если они вообще присутствуют) в кабине и/или на основном посадочном этаже с телефонами лифтера, электромеханика, аварийно-диспетчерской службы; с правилами пользования лифтом; с учетным и заводским номерами, датой ввода в эксплуатацию, сроком службы, датой следующего ТО…
…и много всего найти (а потом пожалеть, что это была не внеплановая проверка).
Понимаете, да? У госоргана есть (почти) всё необходимое, чтобы бесконтактно поддерживать порядок в лифтовой отрасли (кроме возможности наказывать, но об этом позже). И самое приятное – выездное обследование не надо согласовывать с прокуратурой (решил – собрался – поехал). Достаточно (внутреннего) задания от должностного лица (руководителя, зам. руководителя) территориального органа ФСЭТАН, где прописывают:
- должность и Ф.И.О. инспектора, который поедет «в гости» к лифтам;
- название и реквизиты контролируемого лица;
- адрес объекта, куда отправится контролер;
- надзорные действия (возможен только осмотр);
- предмет контроля (список НПА, их частей и пунктов, где «гнездятся» обязательные требования, соблюдение которых проверят);
- сроки проведения.
Кстати, форму задания Ростехнадзор уже утвердил – приказом от 28.03.2024 № 110. Так что бесконтактные мероприятия вот-вот начнутся.
Испугались? Не стоит. Ведь есть и хорошие новости. Например, объект, в том числе несколько рядом расположенных (скажем, в одном здании) лифтов, нельзя обследовать дольше 1 рабочего дня (хотите еще? приезжайте завтра, товарищи-контролеры). И делать это можно только в общедоступных, «открытых для посещения неограниченным кругом лиц» местах (а там шанс «подловить» Ростехнадзор и сорвать его «коварные планы» гораздо выше).
К ним, правда, относятся многоквартирные жилые дома (МКД), пусть даже с домофоном или консьержем. А еще поликлиники (возможно и больницы, хотя это более закрытые учреждения), торговые, развлекательные и местами деловые центры, спортивные объекты и т.д. То есть «фронт работ» достаточно широк, и госоргану будет, где и как развернуться. Но…
Самое главное (в т.ч. отличие от проверок) – по результатам выездного обследования контролеры не могут выдавать предписания, штрафовать, запрещать эксплуатацию объекта и делать другие «страшные вещи», описанные в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 90 ФЗ № 248. Они всего лишь составляют акт, в котором указывают:
- дату и номер задания (как бы… всё должно быть санкционировано);
- Ф.И.О. и должность сотрудника ФСЭТАН, проводившего надзорное мероприятие;
- название контролируемого лица, его реквизиты и адрес (места эксплуатации) объекта;
- дату и время (с… по…, часы и минуты) проведения обследования;
- результаты осмотра и выводы инспектора (нет нарушений или есть нарушения; если есть, то какие именно – полный список того, что удалось накопать);
- перечень приложений, в т.ч. «документов», доказывающих нарушения обязательных требований (при «визуальном контроле» это могут быть фотографии и/или видеозаписи).
(Форму акта тоже утвердили вышеупомянутым приказом Ростехнадзора от 28.03.2024 № 110).
Ну а дальше… думают думу и принимают некие «процессуальные решения». Ведь если инспектор что-то нашел, госорган не может оставить недостатки без внимания. Он должен либо отправить предостережение, либо «активировать» более серьезные…
«Последствия» бесконтактного выездного обследования
Речь, разумеется, о полномасштабной внеплановой проверке. В лучшем случае – документарной. В худшем (когда обнаружились весомые нарушения, факт или угроза причинения вреда) – выездной. А там… замаячит статья 9.1.1 КоАП РФ и прочие радости. Как минимум, наказание рублем:
1) по части 1 (если обошлось без «грубости»):
- штраф для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
- штраф для юридических лиц – от 20 000 до 40 000 рублей;
- штраф для граждан (обслуживающий персонал) – от 3000 до 5000 рублей;
- штраф для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей;
- штраф для юридических лиц – от 300 000 до 350 000 тысяч рублей…
…или приостановление (по сути, запрет) эксплуатации объекта на срок до трех месяцев.
Как максимум, Ростехнадзор может черкнуть письмецо в прокуратуру. И обычный «бесконтакт» превратится в крайне неприятную «многоходовочку». Но это резко негативный сценарий. У вас точно до такого не дойдет. Да и выездное обследование вряд ли состоится. Ведь в распоряжении госоргана есть еще один бесконтактный инструмент – мониторинг безопасности. Простое наблюдение за соблюдением обязательных требований (см. статью 74 ФЗ № 248), в ходе которого контролеры изучают информацию (документы, сведения):
- взятую из собственных архивов и реестров;
- полученную по межведомственным каналам;
- найденную «в государственных и муниципальных информационных системах»;
- опубликованную в интернете и т.д.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru