МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Закон об экологическом страховании (мнение эксперта НССО Л. Фроимсон)

В ноябре этого года Постоянной комиссией по аграрной политике, природным ресурсам и экологии МПА СНГ были рассмотрены и одобрены предложения по разработке новой редакции Модельного закона «Об экологическом страховании».
Такая инициатива вызвана необходимостью приведения модельного законодательства в соответствие с природоохранным, страховым законодательством и практикой стран СНГ. 

Как отмечает Александр Вайнберг, член Комитета Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию, обращение к теме экологического страхования актуально и для общей российской природоохранной практики. Развитие и совершенствование законодательства в этом направлении позволит активно развивать отраслевое и экологическое нормативно-правовое обеспечение, в частности в сфере обращения отходов производства и потребления, где уже предусматриваются механизмы предоставления финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде. 

Эксперт НССО Лидия Фроимсон об экологическом страховании в России 

- Как специалисты в области страхования оценивают инициативу внедрения экологического страхования в нашей стране? Насколько это своевременно и правильно? 

- С точки зрения рационального природопользования и охраны окружающей среды этот вопрос давно назрел. Особенно в связи с вступлением нашей страны в ВТО и повышением негативного воздействия на окружающую среду, появлением новых экологических вызовов — климатические изменения, необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба и др., требуются новые подходы и механизмы для решения экологических проблем. 

За последнее время произошли значительные изменения в развитии международного и национального гражданского, природоохранного законодательства, направленные на внедрение экономических методов регулирования в сфере охраны окружающей среды. Практически во всех странах, крупнейших торгово-экономических партнерах Российской Федерации, была серьезно пересмотрена и ужесточена ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда объектам окружающей среды (объекты животного и растительного мира, природные комплексы, поверхностные водные объекты, почвы). В Европейском союзе в 2004 году была принята Директива 2004/35/СЕ «Об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде», устанавливающая ответственность загрязнителя за проведение предупредительных мероприятий и предоставление финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде, где страхование рассматривается как наиболее удобный и универсальный инструмент. В европейских странах экологическое страхование становится неотъемлемой частью экологического управления рисками на промышленных предприятиях, что позволяет регулировать ряд экологических проблем, связанных как с управлением на производстве, так и с ответственностью за загрязнение объектов окружающей среды. По оценкам экспертов, 90-95 % европейских промышленных предприятий страхуются от возможных экологических рисков. В США требования о финансовых гарантиях, в том числе страхового покрытия на случай нанесения вреда объектам окружающей среды, содержатся во всех основных природоохранных актах. 

Такая же тенденция в развитии законодательства прослеживается и в государствах - участниках СНГ. 3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», гармонизированный с вышеуказанной Директивой. Экологическое законодательство ряда государств — участников СНГ содержат положения об экологическом страховании. В 2002 в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 г. в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования. 

Рядом российских нормативно-правовых актов, в первую очередь Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заложены основы для развития в Российской Федерации обязательного экологического страхования. Опыт реализации положений некоторых нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, таких как законы от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996г. № 147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и других, подтверждает, что экологическое страхование может стать наиболее универсальным и перспективным инструментом обеспечения экологической безопасности и гарантированного возмещения вреда окружающей среде. 

Здесь необходимо отметить, что целью введения механизма экологического страхования является в первую очередь защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причиненному негативным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий. 

С другой стороны, страхование экологических рисков это действенный инструмент защиты интересов общества в случае, если хозяйствующий субъект не достаточно эффективно осуществляет деятельность по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде, а также в случае банкротства предприятия или, например, предъявления исков на возмещение вреда, которые превышают финансовые возможности предприятия. 

Одновременно страхование экологических рисков выступает как инструмент, способствующий социально-экономическому развитию страны, стимулирующий хозяйствующие субъекты к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий. Система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий и проведения предупредительных природоохранных мероприятий. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, должен также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде. 

- Готовы ли страховые компании предоставлять такую услугу, или же нужны специальные страховые компании? 

- Многие российские страховые компании осуществляют страхование рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды в добровольном порядке. Вряд ли необходимы для осуществления такого страхования специализированные страховые организации. С другой стороны специалистам в этой области необходимы глубокие знания природоохранного законодательства и практики, методических документов и методологии по оценке причиненного экологического вреда, уровня экологической безопасности объектов, проведению экологического аудита и экспертизы, их увязки с гражданским и природоохранным законодательством. В этой связи показателен совместный эксперимент Ассоциации экологического страхования, Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и РУДН по проведению 2-х недельных курсов по переподготовке кадров страховых организаций для целей судебно-экологической экспертизы и экологического страхования. 

Кто и каким образом должен будет проводить экспертизу страхового случая? 

- Наряду с информацией федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, а также данными государственного экологического мониторинга, важным инструментом обследования предприятий и организаций для целей экологического страхования является экологический аудит. 

Экологический аудит проводится в целях: 

- подготовки договоров экологического страхования; 

- определения размера вреда окружающей среде при наступлении страхового случая; 

- разработки плана восстановительных мероприятий; 

- разработки планов предупредительных мероприятий для снижения экологических рисков; 

- предъявления и судебного рассмотрения исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды. 

В разрабатываемом проекте Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности» экологическому аудиту отводится важное место наряду с другими инструментами определения и оценки экологических рисков, используемым как на этапе подготовки и заключения договоров страхования, так и урегулирования наступивших убытков. 

Что касается наступления страхового случая, то при причинении вреда окружающей среде и здоровью населения необходимо проводить специальные исследования. Такие исследования могут включать: 

- замеры на источниках выбросов (сбросов), исследование образцов отходов; 

- замеры загрязнения окружающей среды в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта; 

- изучение состояния растительности, животного мира, экосистем и здоровья населения в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта и другие аспекты. Для проведения специальных исследований могут быть привлечены аккредитованные лаборатории для определения состояния окружающей среды. 

- Экологическое страхование — насколько оно выгодно страховым компаниям?

- Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и как следствие — представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако, существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно конечно говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.