МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Безопасная эксплуатация лифтов: законодательную базу могут изменить

2016 год начался с громкой аварии на пассажирском лифте в Москве, в результате которой погиб человек. Печальный инцидент (который, к сожалению, стал лишь одним из многих, достаточно вспомнить аварию со смертельным исходом, произошедшую 19 декабря 2015 года на пассажирском лифте, установленном в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, д. 49) получил широкое освещение в СМИ и породил череду проверок лифтового оборудования по всей стране органами прокуратуры. Свою порцию внеплановых надзорных мероприятий провел и Ростехнадзор.

К примеру, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по заданию Генеральной прокуратуры РФ проверило порядка 600 лифтов в Удмуртской Республике. В результате, выявлено 278 нарушений и привлечены к ответственности юридические и должностные лица, ответственные за безопасную эксплуатацию лифтов.

Ленское управление Ростехнадзора совместно с сотрудниками прокуратуры города Якутска и города Нерюнгри провело выездные внеплановые проверки состояния лифтового оборудования 18 предприятий, которые эксплуатируют 54 лифта. В ходе проверок установлено, что у 9 организаций отсутствуют страховые полисы ОСОПО. Также выявлено 29 нарушений технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Неутешительные результаты внеплановых проверок привлекли внимание органов законодательной и исполнительной власти, а также национальных объединений и экспертов отрасли. Они отмечают несовершенство (вернее, полное отсутствие) нормативной базы, регламентирующей вопрос безопасной эксплуатации лифтового оборудования и устанавливающей меры ответственности за его ненадлежащее обслуживание. 

Действительно, в результате оптимизации контрольно-надзорных функций и с учетом принятых технических регламентов с 15 марта 2013 года лифты исключены из категории ОПО. Это сделало невозможным применение к этим объектам норм законодательства о промышленной безопасности, в частности, ранее действовавших правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

В настоящее время обязательные требования общего характера к лифтам установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», который вступил в силу 15 февраля 2013 года. Более детализированные нормы содержатся в ГОСТах, которые не являются обязательными для применения.
Нерешенным является также вопрос о наказании за нарушение требований ТР ТС 011/2011 лиц, которые осуществляют эксплуатацию лифтов. К административной ответственности за нарушение Технического регламента могут быть привлечены только изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) и продавец лифтового оборудования.

После вступления в силу ТР ТС «Безопасность лифтов» в 2013 году надзор за соблюдением установленных в нем требований согласно Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 был возложен на Ростехнадзор (в отношении лифтов на стадии эксплуатации), Росстандарт (в отношении лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления, а также монтажа), а также на федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственного строительного надзора.

При таком отсутствии централизованного контроля образовался правовой вакуум в вопросах обеспечения безопасной эксплуатации лифтов: нет требований к квалификации персонала, порядку учета ГПМ, проведению планово-восстановительных ремонтов, организации диспетчерского контроля и т.д.

Кроме того, отсутствуют конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов.  Это позволяет недобросовестным и непрофессиональным фирмам выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства некачественно, без надлежащего обеспечения уровня безопасности, создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Что нужно сделать, чтобы лифты стали безопасными

Ряд органов законодательной и исполнительной власти, в том числе Ростехнадзор, провели совещания по вопросам изменения нормативно-правовой базы в части безопасной эксплуатации лифтов. Главная цель законодательных инициатив – усилить надзор за качеством обслуживания и ремонта лифтов, установить меры ответственности для эксплуатирующих и обслуживающих организаций, а также снизить риск возникновения в дальнейшем трагических случаев, вызываемых нарушениями в работе лифтового оборудования.

Так, Ростехнадзор уже разработал:
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
  • Проект Постановления Правительства «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов»
  • Проект правил «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».
Кроме того, Ростехнадзор предлагает:
  • внести изменения в Постановление Правительства РФ, предусматривающее наделение Ростехнадзора полномочиями по надзору за исполнением требований ТР ТС 011/2011 на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации, в том числе предусматривающими право проведения проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации с применением к ним мер административного воздействия;
  • проработать комплекс мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов;
  • увеличить численность (что маловероятно в нынешних экономических условиях) инспекторского состава для обеспечения качественного осуществления надзора за безопасностью лифтового хозяйства.
Свои методы решения вопроса безопасной эксплуатации лифтов предлагают и депутаты Государственной думы. Ими разработан и направлен в ВС РФ и Правительство РФ для получения отзыва законопроект, призванный усилить меры ответственности компаний, занимающихся содержанием и эксплуатацией лифтов. Парламентарии предлагают дополнить УК РФ новой статьей, устанавливающей наказание за нарушение законодательства РФ в области содержания и эксплуатации объектов лифтового хозяйства.

Так, за выполнение в процессе содержания и эксплуатации лифтов и лифтового оборудования работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья людей, а равно невыполнение необходимых работ в области содержания и эксплуатации лифтов и лифтового оборудования могут ввести штраф в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Повышенные санкции (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до пяти лет или без такового) предусмотрены за те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.
Если же такое преступление повлечет смерть двух или более лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 10-15 лет.

Ожидается, что принятие предлагаемых поправок позволит повысить ответственность эксплуатирующих организаций и их сотрудников за исполнение своих должностных обязанностей. В комплексе с иными мерами инициатива может обеспечить повышение качества содержания и эксплуатации лифтового оборудования в интересах соблюдения безопасности жизни и здоровья людей.