МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Новый административный регламент по лицензированию ОПО

24 октября 2015 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305, который утвердил новый Административный регламент по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Документ зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2015 г. за № 39229 и официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.10.2015 г. Одновременно утратил силу Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению госуслуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. N 714).

В целом документ является актуализированной версией старого регламента, которая приведена в соответствие с последними изменениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и о промышленной безопасности.

Что изменилось в новой версии административного регламента

Прежде всего, в тексте нового документа изменилось наименование лицензируемого вида деятельности. В прежнем регламенте использовалась формулировка «деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», а в нынешнем – «деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492).

Далее мы представим сравнительную характеристику новой и старой версии Административного регламента, в которой отразим наиболее значимые изменения в тексте документа и прокомментируем некоторые из них.

Административный регламент
Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 714)
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305)
Раздел I. Общие положения
п. 3 «Под взрывопожароопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых выполняются следующие работы (услуги)…» Исключен
Круг заявителей.
п. 4. Заявителями на получение лицензии являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие место осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Российской Федерации (далее - заявители).
Круг заявителей.
п. 3. Заявителями на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), планирующие осуществлять (соискатель лицензии) или осуществляющие деятельность (лицензиат) в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2013, N 9, ст. 874).
 
В случае, если результатом предоставления государственной услуги является получение сведений из реестра лицензий, заявителем является физическое (индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги.
11. Государственной услугой является лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Наименование государственной услуги
11. Государственная услуга по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
12. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
 
12. Федеральный орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, - Ростехнадзор и его территориальные органы в соответствии с разграничением полномочий.
 
В компетенцию:
 
центрального аппарата Ростехнадзора входит выдача лицензий на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, подлежащих декларированию промышленной безопасности;
 
территориальных органов Ростехнадзора входит выдача лицензий на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, не относящихся к компетенции центрального аппарата, в том числе для организаций с иностранными инвестициями.
 
В центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах Ростехнадзора определяются структурные подразделения, ответственные за предоставление государственной услуги: подразделение, ответственное за работу с заявителями; подразделение, ответственное за предоставление государственной услуги, и подразделение, ответственное за рассмотрение заявительных документов.
Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
 
13. Предоставление государственной услуги осуществляется Ростехнадзором.
 
14. Административные процедуры и действия выполняются федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов*.
 
*Несмотря на то, что в новом регламенте не прописаны компетенции управлений Ростехнадзора, их функции в части лицензирования деятельности на ОПО практически не изменились. Центральный аппарат Ростехнадзора по-прежнему выдает лицензии на декларируемые объекты. Кроме того, ЦА ФСЭТАН лицензирует ОПО, которыми владеют организации с иностранными инвестициями (иностранным капиталом). Территориальные органы Ростехнадзора выдают лицензии на эксплуатацию ОПО, не относящихся к компетенции центрального аппарата ФСЭТАН.
Описание результата предоставления государственной услуги
 
13. Результатами предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются:
1) выдача заявителю лицензии;
2) выдача заявителю дубликата или копии лицензии;
3) выдача заявителю выписки из реестра лицензий;
4) внесение сведений в реестр лицензий, уведомление заявителя о результатах рассмотрения заявительных документов.
Описание результата предоставления государственной услуги
 
15. Результатами предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности являются:
1) предоставление (отказ в предоставлении) лицензии;
2) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;
3) предоставление дубликата лицензии;
4) предоставление копии лицензии;
5) предоставление сведений из реестра лицензий либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
6) принятие решения о прекращении действия лицензии по заявлению о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
7) принятие решения о возврате документов, представленных для предоставления государственной услуги по заявлению о прекращении предоставления государственной услуги*.
*Описание результата предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО приведено в соответствие с нормами действующего законодательства в сфере промышленной безопасности и сфере лицензирования (ФЗ №116, ФЗ №99), а также с актуальной административной практикой Ростехнадзора.
 
Сроки предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО остались прежними (см. п. 16-21 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305).
 
В новой версии регламента актуализирован Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по лицензированию ОПО 1-3 классов опасности. В частности, добавлены Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492 (соответственно, исключено прежнее постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г.№ 454), приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2012 г. № 97 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности» и приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении ФНП в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (с изменениями).

В перечень документов на предоставление лицензии Ростехнадзора внесено сразу несколько изменений. Во-первых, он приведен в соответствие с нормами действующего законодательства в сфере промышленной безопасности – добавлены новые формулировки, наименования и требования к документам (соответственно, исключены требования о разрешениях на применение технических устройств, ЭПБ на планы мероприятий по локализации и ликвидации аварий, о согласовании ППК с органами Ростехнадзора и т.д.). Во-вторых, исключен пункт, который обязывает соискателя лицензии предоставлять нотариально заверенные копии учредительных документов.

Список документов на предоставление лицензии указан в п. 26 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305:

«26. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);

2) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);

3) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа) - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;

4) копия положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

5) копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;

6) копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;

7) копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;

8) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

9) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);

10) перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;

11) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

12) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте…, сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

13) опись прилагаемых документов».

Аналогичные изменения внесены в перечни документов, которые прилагаются к заявлениям на все виды переоформления лицензии (п. 27 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305).

Следует отметить, что в приложениях к новому административному регламенту даны рекомендуемые образцы описи документов, а также заявлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о предоставлении дубликата или копии лицензии, о прекращении лицензируемого вида деятельности.

В новой версии административного регламента по лицензированию ОПО скорректирован раздел «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления» (п. 32-34). В частности, дан конкретный перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, которые находятся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также органов, являющихся обладателями базовых государственных информационных ресурсов.

В новом регламенте изменения внесены также в описание состава и последовательности административных процедур в рамках лицензирования ОПО:

Административный регламент, утв. Приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 714 Административный регламент, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305
Состав и последовательность административных процедур
 
61. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием заявительных (иных) документов, их регистрация;
2) предварительное рассмотрение, принятие решения по результатам предварительного рассмотрения заявительных (иных) документов;
3) рассмотрение заявительных документов;
4) принятие решения по результатам рассмотрения заявительных документов, внесение сведений в реестр лицензий;
5) выдача документов, подтверждающих предоставление государственной услуги.
Состав и последовательность административных процедур
 
56. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием заявительных документов, их регистрация, отказ в приеме заявительных документов;
2) проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов;
3) формирование и направление межведомственных запросов;
4) рассмотрение заявительных документов;
5) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении), переоформлении (отказе в переоформлении), прекращении действия лицензии по заявлению о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, внесение сведений в реестр лицензий;
6) выдача документов, подтверждающих предоставление государственной услуги;
7) принятие решения о возврате документов, представленных для предоставления государственной услуги по заявлению о прекращении предоставления государственной услуги.
 
Соответственно, скорректированы (добавлены) и другие положения раздела III «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме», в которых подробно описывается каждый этап предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО (п. 57-105 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305). Административные процедуры, их состав, структура и сроки исполнения приведены в соответствие с действующей административной практикой Ростехнадзора в свете изменений в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности и о промышленной безопасности.

Информация о территориальных управлениях Ростехнадзора, которая дана в Приложении №1 как к старому, так и к новому административному регламенту также актуализирована – обновлена контактная информация, добавлено Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю.

Хочется верить, что новый административный регламент оптимизирует процесс лицензирования ОПО, а также сделает его открытым, оперативным и удобным как для сотрудников Ростехнадзора, так и для эксплуатирующих ОПО организаций.