Получите премиальную скидку -15%
Регистрация кранов в Ростехнадзоре Для владельцев сетей газопотребления! Разработка ППК за 23 тыс. рублей Страхование ГПМ как опасных объектов

Новости

Все новости


Нам доверяют

Партнеры

Закон об экологическом страховании (мнение эксперта НССО Л. Фроимсон)

Закажите онлайн
скидка -15%
В ноябре этого года Постоянной комиссией по аграрной политике, природным ресурсам и экологии МПА СНГ были рассмотрены и одобрены предложения по разработке новой редакции Модельного закона «Об экологическом страховании».
Такая инициатива вызвана необходимостью приведения модельного законодательства в соответствие с природоохранным, страховым законодательством и практикой стран СНГ. 

Как отмечает Александр Вайнберг, член Комитета Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию, обращение к теме экологического страхования актуально и для общей российской природоохранной практики. Развитие и совершенствование законодательства в этом направлении позволит активно развивать отраслевое и экологическое нормативно-правовое обеспечение, в частности в сфере обращения отходов производства и потребления, где уже предусматриваются механизмы предоставления финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде. 

Эксперт НССО Лидия Фроимсон об экологическом страховании в России 

- Как специалисты в области страхования оценивают инициативу внедрения экологического страхования в нашей стране? Насколько это своевременно и правильно? 

- С точки зрения рационального природопользования и охраны окружающей среды этот вопрос давно назрел. Особенно в связи с вступлением нашей страны в ВТО и повышением негативного воздействия на окружающую среду, появлением новых экологических вызовов — климатические изменения, необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба и др., требуются новые подходы и механизмы для решения экологических проблем. 

За последнее время произошли значительные изменения в развитии международного и национального гражданского, природоохранного законодательства, направленные на внедрение экономических методов регулирования в сфере охраны окружающей среды. Практически во всех странах, крупнейших торгово-экономических партнерах Российской Федерации, была серьезно пересмотрена и ужесточена ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда объектам окружающей среды (объекты животного и растительного мира, природные комплексы, поверхностные водные объекты, почвы). В Европейском союзе в 2004 году была принята Директива 2004/35/СЕ «Об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде», устанавливающая ответственность загрязнителя за проведение предупредительных мероприятий и предоставление финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде, где страхование рассматривается как наиболее удобный и универсальный инструмент. В европейских странах экологическое страхование становится неотъемлемой частью экологического управления рисками на промышленных предприятиях, что позволяет регулировать ряд экологических проблем, связанных как с управлением на производстве, так и с ответственностью за загрязнение объектов окружающей среды. По оценкам экспертов, 90-95 % европейских промышленных предприятий страхуются от возможных экологических рисков. В США требования о финансовых гарантиях, в том числе страхового покрытия на случай нанесения вреда объектам окружающей среды, содержатся во всех основных природоохранных актах. 

Такая же тенденция в развитии законодательства прослеживается и в государствах - участниках СНГ. 3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», гармонизированный с вышеуказанной Директивой. Экологическое законодательство ряда государств — участников СНГ содержат положения об экологическом страховании. В 2002 в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 г. в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования. 

Рядом российских нормативно-правовых актов, в первую очередь Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заложены основы для развития в Российской Федерации обязательного экологического страхования. Опыт реализации положений некоторых нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, таких как законы от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996г. № 147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и других, подтверждает, что экологическое страхование может стать наиболее универсальным и перспективным инструментом обеспечения экологической безопасности и гарантированного возмещения вреда окружающей среде. 

Здесь необходимо отметить, что целью введения механизма экологического страхования является в первую очередь защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причиненному негативным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий. 

С другой стороны, страхование экологических рисков это действенный инструмент защиты интересов общества в случае, если хозяйствующий субъект не достаточно эффективно осуществляет деятельность по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде, а также в случае банкротства предприятия или, например, предъявления исков на возмещение вреда, которые превышают финансовые возможности предприятия. 

Одновременно страхование экологических рисков выступает как инструмент, способствующий социально-экономическому развитию страны, стимулирующий хозяйствующие субъекты к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий. Система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий и проведения предупредительных природоохранных мероприятий. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, должен также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде. 

- Готовы ли страховые компании предоставлять такую услугу, или же нужны специальные страховые компании? 

- Многие российские страховые компании осуществляют страхование рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды в добровольном порядке. Вряд ли необходимы для осуществления такого страхования специализированные страховые организации. С другой стороны специалистам в этой области необходимы глубокие знания природоохранного законодательства и практики, методических документов и методологии по оценке причиненного экологического вреда, уровня экологической безопасности объектов, проведению экологического аудита и экспертизы, их увязки с гражданским и природоохранным законодательством. В этой связи показателен совместный эксперимент Ассоциации экологического страхования, Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и РУДН по проведению 2-х недельных курсов по переподготовке кадров страховых организаций для целей судебно-экологической экспертизы и экологического страхования. 

Кто и каким образом должен будет проводить экспертизу страхового случая? 

- Наряду с информацией федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, а также данными государственного экологического мониторинга, важным инструментом обследования предприятий и организаций для целей экологического страхования является экологический аудит. 

Экологический аудит проводится в целях: 

- подготовки договоров экологического страхования; 

- определения размера вреда окружающей среде при наступлении страхового случая; 

- разработки плана восстановительных мероприятий; 

- разработки планов предупредительных мероприятий для снижения экологических рисков; 

- предъявления и судебного рассмотрения исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды. 

В разрабатываемом проекте Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности» экологическому аудиту отводится важное место наряду с другими инструментами определения и оценки экологических рисков, используемым как на этапе подготовки и заключения договоров страхования, так и урегулирования наступивших убытков. 

Что касается наступления страхового случая, то при причинении вреда окружающей среде и здоровью населения необходимо проводить специальные исследования. Такие исследования могут включать: 

- замеры на источниках выбросов (сбросов), исследование образцов отходов; 

- замеры загрязнения окружающей среды в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта; 

- изучение состояния растительности, животного мира, экосистем и здоровья населения в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта и другие аспекты. Для проведения специальных исследований могут быть привлечены аккредитованные лаборатории для определения состояния окружающей среды. 

- Экологическое страхование — насколько оно выгодно страховым компаниям?

- Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и как следствие — представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако, существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно конечно говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.