Получите премиальную скидку -15%
Лицензии Ростехнадзора Разработка ПМЛА за 39 тыс. рублей Аттестация по электробезопасности Регистрация ГПМ в Ростехнадзоре Аудит промышленной безопасности

Новости

Все новости


Нам доверяют

Партнеры

Изменения в Порядок расследования причин аварий, инцидентов на ОПО

5 ноября 2017 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2017 г. № 313, который внес изменения в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных ФСЭТАН.

В рамках данной статьи мы сделаем обзор основных корректировок, которое внесены в Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 и прокомментируем некоторые из них.

Общие положения

В текст Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 внесено более 70 изменений. Некоторые из них являются просто сменой формулировок и исправлением опечаток. Однако большая часть – заслуживает внимания.

Прежде всего отметим, что по всему тексту документа термин «повреждение гидротехнического сооружения (повреждение ГТС)» заменен на «авария гидротехнического сооружения (авария ГТС)».

В связи с этим в обновленном тексте Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 (далее – приказ № 480) часто встречается формулировка «аварии» вместо «аварии, повреждения ГТС» (в большинстве случаев фраза «повреждения ГТС» вовсе удалена). Именно эта правка составляет основную массу изменений в документе.

Скорректированы абзацы 3-4 п. 2 приказа № 480. Это связано в том числе с правкой существующих приложений к документу и введением нового Приложения 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте».

Было Стало
Оперативное сообщение - сведения об аварии, в том числе о несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;
 
Информация об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения - сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;
Оперативное сообщение - сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;
 
Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения - сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;
 
Изменен п. 8 приказа № 480 (вместе с примечанием):

Было Стало
8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает информацию об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее - ОДС).
--------------------------------
<*> При временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения.
8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее - ОДС).
--------------------------------
<*> При временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения.
 

Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений

Можно заметить, что изменено само наименование раздела – вместо фразы «повреждения гидротехнических сооружений» указана – «аварии гидротехнических сооружений», о чем было сказано выше. Аналогичным образом изменились названия подразделов.

Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения

Изменена редакция п. 9 документа. Внимания заслуживают корректировки в абзац 1:

Было Стало
9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, повреждения гидротехнического сооружения объекта промышленности и водохозяйственного комплекса (далее - аварии, повреждения ГТС) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, повреждения ГТС, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, повреждении ГТС, а также на разработку мер по устранению их последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий, повреждений ГТС на данном и других поднадзорных Службе объектах. 9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее - аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.
 
Правки не обошли стороной и п. 10 приказа № 480. Причем помимо изменения текста в пункте сделаны важные дополнения.

Так, теперь в состав комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:

- не только организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, но и собственника ГТС;

- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (то есть органы МЧС России, которые ранее в комиссию не входили).

В новой редакции изложен абзац 9 п. 10:

Было Стало
При авариях, повреждениях ГТС, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также, для уточнения данных о последствиях аварии, повреждения ГТС и уровнях загрязнения, привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения соответствующих качественных и количественных измерений. При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.
 
Таким образом, оснований для включения в состав комиссии надзорного органа ООС стало меньше. А эксперты для уточнения данных о последствиях аварии на ГТС и уровнях загрязнения и вовсе не привлекаются.

Редакция п. 18 приказа № 480 приведена в соответствие с актуальной версией ФЗ № 116 (в ней упоминаются общественные инспекторы в области промышленной безопасности):

Было Стало
18. Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях. 18. Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.
 
Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии гидротехнического сооружения

Важное изменение внесено в абзац 1 п. 30 документа:

Было Стало
30. Учет аварий, повреждений ГТС ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, повреждений ГТС по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку и один раз в полугодие, при наличии аварий, повреждений ГТС, информация об авариях, повреждениях ГТС и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект. 30. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в журнале учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
 
 
Согласно внесенной правке, теперь не нужно один раз в полугодие подавать в Ростехнадзор информацию об авариях на ОПО и ГТС, а также их причинах.

Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа

Новая редакция заголовка подраздела говорит о том, что пункты 32-35 приказа № 480 больше не применяются к расследованию причин, учету и анализу инцидентов на ГТС.
Изменения в п. 32 документа можно назвать принципиальными:

Было Стало
32. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и ГТС, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, и согласованными с территориальным органом Службы, осуществляющим надзор за данными объектами. 32. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.
 
Обратите внимание: с 5 ноября 2017 года больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ). Теперь документ просто утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Изменения в Приложения к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480

Основное количество изменений внесено именно в Приложения к приказу № 480.

В Приложении № 1:

- изменилось название формы оперативного сообщения об аварии – теперь оно звучит, как «Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»;

- термин «повреждение ГТС» заменен на «авария гидротехнического сооружения»;

- вместе с регистрационным номером ОПО в оперативном сообщении теперь надо указывать класс опасности объекта;

- изменилось название формы информации об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта – теперь оно звучит, как «Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения»;

Добавилось Приложение 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте», которое должно включать следующую информацию:

1) Вид инцидента:
- отказ технических устройств;
- повреждение технических устройств;
- отклонение от установленного режима технологического процесса.

2) Наличие пострадавших – указать их количество, в том числе погибших. В данном ситуации к оперативному сообщению об инциденте нужно приложить оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае по образцу из Приложение № 2 к приказу № 480.

3) Дата и время (московское) инцидента.

4) Хозяйствующий субъект, вертикально-интегрированная структура.

5) Территориальный орган (Ростехнадзора), вид надзора.

6) Организация (эксплуатирующая объект).

7) Место нахождения организации (субъект Российской Федерации, город, поселок).

8) Место инцидента (производство, участок, цех, координаты по трассе с привязкой к ближайшему населенному пункту).

9) Регистрационный номер объекта – указывается наименование и рег. номер ОПО по Свидетельству о регистрации, класс опасности ОПО.

10) Обстоятельства инцидента и последствия (в том числе травмирование).

11) Реквизиты и контакты лица, передавшего оперативное сообщение об инциденте.

12) Реквизиты лица, принявшего оперативное сообщение об инциденте (заполняет надзорный орган).

13)  Дата и время (московское) приема оперативного сообщения об инциденте (заполняет надзорный орган).

14) Причина задержки передачи информации в установленный срок (указывается при задержке более 24 часов).

В Приложении № 3:

- изменилось наименование формы акта технического расследования причин аварии – теперь оно звучит, как «Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении»;

- по всему тексту акта технического расследования причин аварии удалена фраза «повреждение ГТС».

В Приложении № 4:

- изменилось наименование формы журнала учета аварий – теперь оно звучит, как «Журнал учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений»;

- по всему тексту формы журнала удалена фраза «повреждение ГТС».

В Приложении № 5:

- изменилось наименование формы журнала учета инцидентов – теперь оно звучит, как «Журнал учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах» (упоминание о ГТС исключено).