Изменения в Порядок расследования причин аварий, инцидентов на ОПО
5 ноября 2017 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2017 г. № 313, который внес изменения в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных ФСЭТАН.
В рамках данной статьи мы сделаем обзор основных корректировок, которое внесены в Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 и прокомментируем некоторые из них.
Общие положения
В текст Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 внесено более 70 изменений. Некоторые из них являются просто сменой формулировок и исправлением опечаток. Однако большая часть – заслуживает внимания.Прежде всего отметим, что по всему тексту документа термин «повреждение гидротехнического сооружения (повреждение ГТС)» заменен на «авария гидротехнического сооружения (авария ГТС)».
В связи с этим в обновленном тексте Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 (далее – приказ № 480) часто встречается формулировка «аварии» вместо «аварии, повреждения ГТС» (в большинстве случаев фраза «повреждения ГТС» вовсе удалена). Именно эта правка составляет основную массу изменений в документе.
Скорректированы абзацы 3-4 п. 2 приказа № 480. Это связано в том числе с правкой существующих приложений к документу и введением нового Приложения 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте».
Было | Стало |
Оперативное сообщение - сведения об аварии, в Информация об аварии, |
Оперативное сообщение - сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы; Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения - сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы; |
Изменен п. 8 приказа № 480 (вместе с примечанием):
Было | Стало |
8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, -------------------------------- <*> При временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, |
8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее - ОДС). -------------------------------- <*> При временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения. |
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений
Можно заметить, что изменено само наименование раздела – вместо фразы «повреждения гидротехнических сооружений» указана – «аварии гидротехнических сооружений», о чем было сказано выше. Аналогичным образом изменились названия подразделов.Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения
Изменена редакция п. 9 документа. Внимания заслуживают корректировки в абзац 1:
Было | Стало |
9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, |
9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее - аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению. |
Правки не обошли стороной и п. 10 приказа № 480. Причем помимо изменения текста в пункте сделаны важные дополнения.
Так, теперь в состав комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:
- не только организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, но и собственника ГТС;
- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (то есть органы МЧС России, которые ранее в комиссию не входили).
В новой редакции изложен абзац 9 п. 10:
Было | Стало |
При авариях, |
При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды. |
Таким образом, оснований для включения в состав комиссии надзорного органа ООС стало меньше. А эксперты для уточнения данных о последствиях аварии на ГТС и уровнях загрязнения и вовсе не привлекаются.
Редакция п. 18 приказа № 480 приведена в соответствие с актуальной версией ФЗ № 116 (в ней упоминаются общественные инспекторы в области промышленной безопасности):
Было | Стало |
18. Комиссия по техническому расследованию может |
18. Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях. |
Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии гидротехнического сооружения
Важное изменение внесено в абзац 1 п. 30 документа:
Было | Стало |
30. Учет аварий, |
30. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в журнале учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. |
Согласно внесенной правке, теперь не нужно один раз в полугодие подавать в Ростехнадзор информацию об авариях на ОПО и ГТС, а также их причинах.
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа
Новая редакция заголовка подраздела говорит о том, что пункты 32-35 приказа № 480 больше не применяются к расследованию причин, учету и анализу инцидентов на ГТС.Изменения в п. 32 документа можно назвать принципиальными:
Было | Стало |
32. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах |
32. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. |
Обратите внимание: с 5 ноября 2017 года больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ). Теперь документ просто утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Изменения в Приложения к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480
Основное количество изменений внесено именно в Приложения к приказу № 480.В Приложении № 1:
- изменилось название формы оперативного сообщения об аварии – теперь оно звучит, как «Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»;
- термин «повреждение ГТС» заменен на «авария гидротехнического сооружения»;
- вместе с регистрационным номером ОПО в оперативном сообщении теперь надо указывать класс опасности объекта;
- изменилось название формы информации об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта – теперь оно звучит, как «Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения»;
Добавилось Приложение 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте», которое должно включать следующую информацию:
1) Вид инцидента:
- отказ технических устройств;
- повреждение технических устройств;
- отклонение от установленного режима технологического процесса.
- повреждение технических устройств;
- отклонение от установленного режима технологического процесса.
2) Наличие пострадавших – указать их количество, в том числе погибших. В данном ситуации к оперативному сообщению об инциденте нужно приложить оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае по образцу из Приложение № 2 к приказу № 480.
3) Дата и время (московское) инцидента.
4) Хозяйствующий субъект, вертикально-интегрированная структура.
5) Территориальный орган (Ростехнадзора), вид надзора.
6) Организация (эксплуатирующая объект).
7) Место нахождения организации (субъект Российской Федерации, город, поселок).
8) Место инцидента (производство, участок, цех, координаты по трассе с привязкой к ближайшему населенному пункту).
9) Регистрационный номер объекта – указывается наименование и рег. номер ОПО по Свидетельству о регистрации, класс опасности ОПО.
10) Обстоятельства инцидента и последствия (в том числе травмирование).
11) Реквизиты и контакты лица, передавшего оперативное сообщение об инциденте.
12) Реквизиты лица, принявшего оперативное сообщение об инциденте (заполняет надзорный орган).
13) Дата и время (московское) приема оперативного сообщения об инциденте (заполняет надзорный орган).
14) Причина задержки передачи информации в установленный срок (указывается при задержке более 24 часов).
В Приложении № 3:
- изменилось наименование формы акта технического расследования причин аварии – теперь оно звучит, как «Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении»;
- по всему тексту акта технического расследования причин аварии удалена фраза «повреждение ГТС».
В Приложении № 4:
- изменилось наименование формы журнала учета аварий – теперь оно звучит, как «Журнал учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений»;
- по всему тексту формы журнала удалена фраза «повреждение ГТС».
В Приложении № 5:
- изменилось наименование формы журнала учета инцидентов – теперь оно звучит, как «Журнал учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах» (упоминание о ГТС исключено).