МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Расследование причин инцидентов на ОПО

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», под инцидентом понимается отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса.

К инцидентам также можно отнести нарушение положений ФЗ №116, других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.

Техническое расследование причин инцидента на ОПО – нормативно закрепленная процедура, которая призвана установить и документально зафиксировать обстоятельства и причины инцидента, определить лиц, ответственных за указанное происшествие, а также разработать мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий.

Базовые требования к порядку технического расследования причин инцидентов установлены Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480. Согласно п. 32 этого нормативного акта, расследование причин инцидентов на ОПО, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией-владельцем ОПО.

Такой документ носит название - Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ).

Таким образом, расследование (установление причин), анализ и учет инцидентов возлагается на организацию, эксплуатирующую ОПО. В отличие от аварий, расследование которых осуществляется по инициативе, при участии и под контролем территориального управления Ростехнадзора.

Положение о расследовании инцидентов со скидкой -24%

Работа комиссии по расследованию причин инцидентов на ОПО

Для расследования причин инцидентов руководитель эксплуатирующей ОПО организации издает приказ о создании комиссии, включающей нечетное количество человек.

Председателем (главой) комиссии может стать руководитель эксплуатирующей организации, его заместитель либо лицо, ответственное за производственный контроль на ОПО (главный инженер, главный энергетик и т.д.).

В состав комиссии могут входить:
  • представители заводов-изготовителей оборудования, на котором произошел инцидент;
  • представители экспертных центров, испытательных лабораторий, проектных и строительных организаций;
  • представители органов местного самоуправления (если, к примеру, в результате инцидента нарушены конструктивные особенности объекта капитального строительства, магистральных трубопроводов и т.д.);
  • представители аварийно-спасательных служб и формирований;
  • представители территориального управления Ростехнадзора;
  • представители иных гос. ведомств, учреждений и организаций по усмотрению владельца ОПО.
Комиссия по расследованию инцидентов должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе. Мероприятия по расследованию, как правило, занимают от 15 до 30 рабочих дней (срок должен быть указан в Положении о расследовании инцидентов).

Следует отметить, что расследование инцидентов, не связанных с нарушением условий безопасной эксплуатации ОПО, может производиться как постоянно действующими, так и специально назначенными комиссиями.

Комиссия по расследованию инцидентов должна работать в соответствии с регламентом (алгоритмом действий), который устанавливает ее председатель. Обратите внимание, что согласно такому регламенту вскрытие или разборка поврежденного оборудования должны производиться только по разрешению председателя комиссии в присутствии представителей заводов-изготовителей и других организаций, включенных в состав комиссии.

В своей работе комиссия по расследованию инцидентов должна обеспечить выполнение следующих мероприятий:
  • сохранить обстановку после инцидента (по возможности), сфотографировать и описать объекты нарушения;
  • изъять и передать по акту представителю ведомственного надзора регистрограммы, магнитофонные записи оперативных переговоров и другие вещественные свидетельства нарушения;
  • описать состояние оборудования после инцидента;
  • запросить и изучить полный комплект документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования.
Все перечисленные выше документы должны быть удостоверены подписями руководства и печатью организации, эксплуатирующей ОПО.

Кроме того, комиссия должна обязать владельца ОПО:
  • провести необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, фотосъемку и другие работы;
  • изготовить фотоснимки поврежденного объекта и представить все необходимые материалы;
  • выделить транспорт и средства связи, необходимые для проведения расследования;
  • привлечь при необходимости экспертов и специалистов других организаций;
  • выделить помещение, где должна храниться вся необходимая техническая документация;
  • произвести печать и размножение в необходимом количестве документации по результатам расследования.

Оформление результатов расследования причин инцидентов на ОПО

Результаты работы комиссии по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной владельцем ОПО в Положении о порядке технического расследования причин инцидентов.

Акт должен содержать информацию:
  • о дате и месте инцидента;
  • о причинах и обстоятельствах инцидента;
  • о принятых мерах по ликвидации инцидента;
  • о продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде;
  • о мерах по устранению причин инцидента.
Акты расследования составляются в трех экземплярах, утверждаются руководителем эксплуатирующей организации и регистрируются в отдельном журнале учета инцидентов.

Каждому акту присваивается номер (например, состоящий из двух частей: первая часть — номер по порядку, вторая – последние цифры года). Как правило, нумерация актов по журналу начинается с цифры 1 ежегодно.

В Положении о расследовании инцидентов должен быть установлен срок хранения актов расследования инцидентов (например, 2 года), а также журналов их регистрации (например, 5 лет).

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин инцидентов. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

Также к акту расследования должны прилагаться все необходимые сведения, подтверждающие выводы комиссии (выписки из журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, опросные листы и т.п.).

Как правило, один экземпляр акта расследования инцидента (со всеми приложениями) направляется в курирующий отдел (отделы) территориального управления Ростехнадзора.

Учет инцидентов, произошедших на ОПО

Учет инцидентов, произошедших на ОПО, ведется в журнале учета инцидентов по рекомендуемой форме из Приложению № 5 к Приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480.

В журнале регистрируются:
  • дата и место инцидента;
  • характеристика и причины инцидента;
  • продолжительность простоя оборудования;
  • экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде);
  • мероприятия по устранению причин инцидента с отметкой об их выполнении.
Владелец ОПО должен не реже одного раза в квартал направлять в территориальное управление Ростехнадзора информация о происшедших инцидентах, в которой указываются:
  • количество инцидентов;
  • характер инцидентов;
  • анализ причин возникновения инцидентов;
  • принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Если за отчетный период (3 месяца) инцидентов на объекте не произошло, информацию о них (то есть об их отсутствии) направлять не требуется.

Обратите внимание: территориальные управления Ростехнадзора в ходе надзорных мероприятий осуществляют:
  • контроль учета инцидентов на ОПО;
  • проверку правильности проведения расследований инцидентов на ОПО;
  • проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
  • контроль за выполнением в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.