Расследование причин инцидентов на ОПО
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», под инцидентом понимается отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса.
К инцидентам также можно отнести нарушение положений ФЗ №116, других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.
Техническое расследование причин инцидента на ОПО – нормативно закрепленная процедура, которая призвана установить и документально зафиксировать обстоятельства и причины инцидента, определить лиц, ответственных за указанное происшествие, а также разработать мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий.
Базовые требования к порядку технического расследования причин инцидентов установлены Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480. Согласно п. 32 этого нормативного акта, расследование причин инцидентов на ОПО, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией-владельцем ОПО.
Такой документ носит название - Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ).
Таким образом, расследование (установление причин), анализ и учет инцидентов возлагается на организацию, эксплуатирующую ОПО. В отличие от аварий, расследование которых осуществляется по инициативе, при участии и под контролем территориального управления Ростехнадзора.
Работа комиссии по расследованию причин инцидентов на ОПО
Для расследования причин инцидентов руководитель эксплуатирующей ОПО организации издает приказ о создании комиссии, включающей нечетное количество человек.Председателем (главой) комиссии может стать руководитель эксплуатирующей организации, его заместитель либо лицо, ответственное за производственный контроль на ОПО (главный инженер, главный энергетик и т.д.).
В состав комиссии могут входить:
- представители заводов-изготовителей оборудования, на котором произошел инцидент;
- представители экспертных центров, испытательных лабораторий, проектных и строительных организаций;
- представители органов местного самоуправления (если, к примеру, в результате инцидента нарушены конструктивные особенности объекта капитального строительства, магистральных трубопроводов и т.д.);
- представители аварийно-спасательных служб и формирований;
- представители территориального управления Ростехнадзора;
- представители иных гос. ведомств, учреждений и организаций по усмотрению владельца ОПО.
Следует отметить, что расследование инцидентов, не связанных с нарушением условий безопасной эксплуатации ОПО, может производиться как постоянно действующими, так и специально назначенными комиссиями.
Комиссия по расследованию инцидентов должна работать в соответствии с регламентом (алгоритмом действий), который устанавливает ее председатель. Обратите внимание, что согласно такому регламенту вскрытие или разборка поврежденного оборудования должны производиться только по разрешению председателя комиссии в присутствии представителей заводов-изготовителей и других организаций, включенных в состав комиссии.
В своей работе комиссия по расследованию инцидентов должна обеспечить выполнение следующих мероприятий:
- сохранить обстановку после инцидента (по возможности), сфотографировать и описать объекты нарушения;
- изъять и передать по акту представителю ведомственного надзора регистрограммы, магнитофонные записи оперативных переговоров и другие вещественные свидетельства нарушения;
- описать состояние оборудования после инцидента;
- запросить и изучить полный комплект документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования.
Кроме того, комиссия должна обязать владельца ОПО:
- провести необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, фотосъемку и другие работы;
- изготовить фотоснимки поврежденного объекта и представить все необходимые материалы;
- выделить транспорт и средства связи, необходимые для проведения расследования;
- привлечь при необходимости экспертов и специалистов других организаций;
- выделить помещение, где должна храниться вся необходимая техническая документация;
- произвести печать и размножение в необходимом количестве документации по результатам расследования.
Оформление результатов расследования причин инцидентов на ОПО
Результаты работы комиссии по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной владельцем ОПО в Положении о порядке технического расследования причин инцидентов.Акт должен содержать информацию:
- о дате и месте инцидента;
- о причинах и обстоятельствах инцидента;
- о принятых мерах по ликвидации инцидента;
- о продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде;
- о мерах по устранению причин инцидента.
Каждому акту присваивается номер (например, состоящий из двух частей: первая часть — номер по порядку, вторая – последние цифры года). Как правило, нумерация актов по журналу начинается с цифры 1 ежегодно.
В Положении о расследовании инцидентов должен быть установлен срок хранения актов расследования инцидентов (например, 2 года), а также журналов их регистрации (например, 5 лет).
Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин инцидентов. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
Также к акту расследования должны прилагаться все необходимые сведения, подтверждающие выводы комиссии (выписки из журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, опросные листы и т.п.).
Как правило, один экземпляр акта расследования инцидента (со всеми приложениями) направляется в курирующий отдел (отделы) территориального управления Ростехнадзора.
Учет инцидентов, произошедших на ОПО
Учет инцидентов, произошедших на ОПО, ведется в журнале учета инцидентов по рекомендуемой форме из Приложению № 5 к Приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480.В журнале регистрируются:
- дата и место инцидента;
- характеристика и причины инцидента;
- продолжительность простоя оборудования;
- экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде);
- мероприятия по устранению причин инцидента с отметкой об их выполнении.
- количество инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин возникновения инцидентов;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Обратите внимание: территориальные управления Ростехнадзора в ходе надзорных мероприятий осуществляют:
- контроль учета инцидентов на ОПО;
- проверку правильности проведения расследований инцидентов на ОПО;
- проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
- контроль за выполнением в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.