МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Изменены правила расследования причин аварий в электроэнергетике

Постановлением Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 внесены изменения в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846).

Поправки, вступившие в силу 23 июня 2016 года, приняты в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования.
В данной статье мы предлагаем вашему вниманию обзор изменений, внесенных в правила расследования причин аварий в электроэнергетике (далее – Правила).

Радел I. Общие положения

В обновленной версии Правил уточняется, чем регламентирован порядок расследования:
  • нарушений в работе электротехнического оборудования атомных станций;
  • причин аварий ГТС;
  • причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента.
Так, п. 1 Правил дополнен следующими абзацами:

- «Технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, соответствующие критериям, указанным в подпунктах «в (2)» и «ж» – «н» пункта 4 настоящих Правил, расследуются в соответствии с настоящими Правилами. Иные нарушения в работе атомных станций расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии».

- «Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

- «Расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством РФ о промышленной безопасности, и критериям аварий, установленным подпунктом «б» пункта 4 и (или) пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о промышленной безопасности и настоящими Правилами».

Скорректировано понятие «авария», принятое в Правилах. Изменения внесены в п. 2:

Было Стало
2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
 
2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
 
В новой редакции п. 3 Правил уточняется, что расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в п. 4 и 5 Правил критериям, в том числе технологические нарушения на атомных станциях, указанные в п. 1 Правил.

В обновленных Правилах скорректирован перечень аварий, причины которых расследует орган государственного энергетического надзора. Так, в новой редакции изложены некоторые подпункты п. 4 (приводятся только измененные положения).

Было Стало
б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главного паропровода или питательного трубопровода, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более;
 
б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса;
 
Подпункт в) разделен на три части:

Было Стало
в) повреждение турбины генератора или силового трансформатора номинальной мощностью 10 МВт (10 МВА) и более, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте оборудования в течение 25 суток и более;
в) повреждение турбины номинальной мощностью 10 МВт и более с разрушением проточной части турбины, изменением формы и геометрических размеров или смещением корпуса турбины на фундаменте;
 
в(1)) повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора;
 
в(2)) повреждение силового трансформатора (автотрансформатора)мощностью 10 МВА и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса;
 
Подпункты «д)» и «е)», в которых говорилось о повреждении ГТС и взрыве газа в газифицированной топке или газоходе котлов соответственно, утратили силу.
Дополнена редакция п.п. «и)»:

Было Стало
и) отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности энергосистемы, включая:
 
разделение энергосистемы на части, выделение отдельных энергорайонов Российской Федерации на изолированную от Единой энергетической системы России работу (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России);
 
превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
 
применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;
 
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на срок более 1 суток на величину 100 МВт и более;
 
и) отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, при возникновении любого из следующих событий:
 
разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части;
 
выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;
 
превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
 
применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;
 
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей;
 
 
Дополнен п.п. «н)»:

Было Стало
н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к прекращению связи (диспетчерской связи, передачи телеметрической информации или управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики) между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, объектом электроэнергетики и (или) энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более.
н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к одному из следующих случаев потери связи между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и объектом электроэнергетики или энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более:
 
полная потеря диспетчерской связи и дистанционного управления объектом электроэнергетики;
 
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи телеметрической информации;
 
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи или приема управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики.
 
Также в Правилах скорректирован перечень аварий, причины которых расследует собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация. Внесены изменения в п. 5.

Теперь собственник объекта электроэнергетики не расследует причины аварий при повреждении ГТС, которое требует проведения внепланового ремонта (утратил силу п.п. «г)»).

Вместе с тем, владелец объекта вправе расследовать причины аварий, которые вызвали отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившиеся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики (введен п.п. «к)»).

Согласно новой версии Правил собственники энергообъектов более не обязаны направлять результаты расследования аварий субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (п. 6 Правил утратил силу).

Радел II. Порядок расследования причин аварий

В новой редакции Правил появились дополнительные требования к порядку расследования причин аварий собственником объекта электроэнергетики.

Так, согласно абзацу, добавленному в п. 8 Правил, теперь владелец (эксплуатант) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии должен принять решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и о составе такой комиссии.

В п. 12 Правил уточняется, кто может принимать участие в расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики. К числу таких лиц (по согласованию) относятся:
  • представители органа федерального государственного энергетического надзора;
  • представители субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • представители заводов-изготовителей оборудования;
  • сотрудники организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций.
В п. 14 новой версии Правил установлено, кто вправе продлить срок проведения расследования причин аварии не более чем на 45 календарных дней. Это могут быть:
  • руководитель органа федерального государственного энергетического надзора (его заместитель) – при расследовании причин аварии органом федерального государственного энергетического надзора;
  • собственник объекта электроэнергетики, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация – при расследовании причин аварии указанными лицами.
Раздел III. Порядок оформления результатов расследования

В п. 23 обновленных Правил установлено, кто хранит материалы расследования причин аварий.
  • Если расследование проводил орган государственного энергетического надзор – материалы в отдельном деле хранятся в указанном надзорном органе в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
  • Если расследование проводил собственник объекта электроэнергетики – материалы в отдельном деле хранятся у означенного собственника в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
В новой редакции п. 26 Правил уточняется, что орган федерального государственного энергетического надзора контролирует выполнение противоаварийных мероприятий и предписаний только по тем авариям, причины которых расследует он сам (указаны в п. 4 Правил). Ранее такого уточнения не было.