МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Класс опасности АГЗС

29.03.2023

Газ, как вид автомобильного топлива, в последние годы стал очень популярен. А что? Он дешевле бензина. Экологичный. На российской земле в избытке. Ставишь газобаллонное оборудование (ГБО) и наслаждаешься благами цивилизации.

Газовые заправки? Их тоже хватает. Особенно АГЗС, которые заправляют автомобили сжиженным углеводородным газом (пропан-бутановой смесью). Они вообще ходовой вариант. Простая технология. Быстрая установка. «Нехитрая» эксплуатация. Настоящая мечта для региональных предпринимателей и… «головная боль» для сетевых многотопливных АЗС.

При всём при этом АГЗС… опасный производственный объект, который нужно легализовать в органах Ростехнадзора. Как минимум, зарегистрировать ОПО и поставить на учет резервуар СУГ. Как максимум… получить лицензию.

Что влияет на «объем действий»? Класс опасности, конечно. О нем и пойдет речь в нашей статье. Но сначала разберемся, почему АГЗС вообще относятся к ОПО. Какие у объекта…

Признаки опасности

АГЗС относятся к объектам газоснабжения (см. раздел 11 приложения № 1 к Требованиям, утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471). При регистрации ОПО получают наименование «станция газозаправочная (автомобильная)». Идентифицируются по двум признакам опасности:

1) Хранение, транспортирование и использование опасных веществ «в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В нашем случае – это воспламеняющиеся и горючие газы (что СУГ воспламеняется и горит, сомнений не вызывает). А количество опасного вещества – это (максимальная) вместимость (объем) резервуаров СУГ, указанная в паспорте сосуда, проектной документации и т.д.

2) Использование оборудования, работающего под избыточным давлением (ОРПД) более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Речь о сосудах (резервуарах) СУГ вместимостью больше 100 литров (0,1 м3), которые работают под давлением сжиженного газа больше 0,07 МПа (0,7 кгс/см2).

Они подлежат учету в органах Ростехнадзора (см. п. 2-3, п. 222-223 ФНП ОРПД, утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536). А объекты с их «участием» нужно регистрировать в реестре ОПО (п. 227 ФНП ОРПД, утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536).

Эти самые признаки не только «отправляют» АГЗС в категорию опасных производственных объектов, но и влияют на их…

Класс опасности

Как вы уже поняли, класс опасности АГЗС зависит:
  • от количества опасного вещества (СУГ), которое «одновременно» находится или может находиться на объекте;
  • от «паспортного» давления сосуда (резервуара) СУГ.
Оба критерия дают «свой» класс опасности, поэтому посмотрим на каждый из них отдельно.

Начнем с «количества опасного вещества». Это максимально возможная вместимость (объем) всех резервуаров СУГ, которые есть на объекте. Где ее найти? Изучите паспорта сосудов, проштудируйте проектную документацию, спросите у инженеров.

Далее вам нужно:

1) Перевести литры или куб. метры в тонны.

2) Сложить получившиеся цифры (если у вас несколько сосудов СУГ).

3) Заглянуть в таблицу 2 приложения 2 к ФЗ № 116:

Виды опасных веществ Количество опасных веществ, т
I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности
Воспламеняющиеся и горючие газы 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
 
4) Узнать класс опасности вашей АГЗС по ОДНОМУ из признаков («обращение опасного вещества»).

На самом деле, количество опасного вещества (СУГ) даже на «большой» АГЗС редко превышает 20 тонн (бывает, что и до тонны не дотягивает). Так что в этом направлении не всегда набирается даже IV класс.

Погоду делает другой признак опасности – использование ОРПД. Он же создает проблемы, но… обо всём по порядку.

Согласно п. 5 приложения 2 к ФЗ № 116, объекты с ОРПД получают:

1) III класс опасности, если:
  • осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей;
  • используют оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
2) IV класс опасности – во всех остальных случаях (не теплоснабжают население; давление ниже 1,6 МПа; температура ниже 250 С).

Примечание. На фразу «за исключением оборудования автозаправочных станций…» внимания не обращаем. АГЗС в нашей статье заправляют сжиженным углеводородным газом (СУГ) – пропан-бутановой смесью. В то время как природный газ – это метан (если не вдаваться в химические подробности).

С виду всё просто. Если давление сосуда (резервуара) АГЗС больше или равно 1,6 МПа, объект получит III класс опасности. Если меньше (1,57-1,58-1,59 МПа), то IV класс. Однако…

Есть одно весомое «НО» – (обоснованная и официальная) позиция Ростехнадзора. С 2019 года он считает, что АГЗС (по признаку «использование ОРПД») должны получать только III класс опасности. Независимо от того, какое давление указано в паспорте сосуда. Всё дело… в ГОСТах.

Есть ГОСТ Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия». В нем прописаны физико-химические и эксплуатационные свойства СУГ, в том числе… величина избыточного давления насыщенных паров этих газов, которая составляет не более 1,6 МПа (раздел 4, таблица 2, п. 3).

Казалось бы… ничего страшного. Больше – нельзя, а меньше-то можно. Но нет. Ростехнадзор видит ситуацию иначе. Он ратует за соблюдение требований ТР ТС 032/2013 к безопасности ОРПД и минимизацию рисков «возникновения инцидента, аварии при его эксплуатации». Поэтому:
  • максимальное («паспортное») рабочее давление сосудов СУГ не может (и не должно) быть меньше максимального давления насыщенных паров СУГ, установленного ГОСТ Р 52087-2018 (т.е. фиксировано 1,6 МПа).
Иное – «происки» заводов-изготовителей, которые вводят в заблуждение своих клиентов. Может они и научились легально обходить ГОСТы – настраивают автоматику безопасности и регуляторы так, что давление просто не может подняться выше, скажем, 1,57 МПа…

Но Ростехнадзору это без разницы. Он всех собак вешает на владельцев АГЗС. Обвиняет их в «необоснованном снижении рабочего давления сосудов СУГ в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта». Отказывает в регистрации по IV классу. Штрафует при проверках. Запрещает деятельность. Жалуется в прокуратуру.

В итоге… по признаку «использование ОРПД» остается только III класс опасности. Спорить бесполезно. Люди доходят аж до Верховного суда и всё равно не получают желаемого результата (спрашивается, зачем тратить время и деньги).

А теперь вернемся к началу. У нас два признака опасности. Два «найденных» класса:
  • 4-й по «количеству опасного вещества»;
  • 3-й по «использованию ОРПД».
Вопрос – каким будет класс опасности АГЗС? Ведь должен остаться только один, как в шотландских легендах…

А вот здесь, товарищи, включается п. 10 приложения 2 к ФЗ № 116, согласно которому:
  • «…если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1-9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности».
То есть… при регистрации опасного производственного объекта АГЗС получают III класс опасности. Без лазеек и вариантов.

«Но ведь есть же АГЗС с IV классом…».

Разумеется. Кто-то ведь оформил (легализовал) объект до 2019 года. Этим «четвероклассникам» пока везёт. Но, увы – до первой внеплановой проверки, аварии (не приведи Минюст) или необходимости внести изменения в реестр ОПО.

Такова «эксплуатационная» судьба автогазозаправочных станций, которые снабжают автомобильный транспорт сжиженным углеводородным газом (СУГ).

«А как же заправки с природным газом? Они ведь тоже АГЗС…»

Ммм… в какой-то степени да, но в нормативке называются по-другому.

К примеру, заправки со сжатым (компримированным) природным газом именуются АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). Объект более сложный и зачастую «двухкомпонентный» (заправка отдельно, газопровод отдельно). Относится к ОПО магистрального трубопроводного транспорта и мало напоминает «классические» АГЗС, о которых мы писали в статье.

Есть еще заправки со сжиженным природным газом (СПГ). Их называют КриоАЗС, потому что СПГ хранится при низких температурах и доставляется в криоцистернах. А сам объект буквально напичкан криогенным оборудованием. Да, он больше похож на «классическую» АГЗС, имеет то же типовое наименование ОПО «станция газозаправочная (автомобильная)», но… не так «популярен».

Вообще, оба объекта «проигрывают» обычным АГЗС на СУГ. И с точки зрения цен на топливо, и по стоимости монтажа с эксплуатацией. К тому же с их «классификацией» нет никаких баталий. Истории, явно не подходящие для нашей статьи.

Мы пишем про АГЗС на СУГ, класс опасности которых вызывает горячие споры почти 4 года. С Ростехнадзором конфликтуют, бодаются, судятся.  А он как скала – тверд и непреклонен. «III класс, товарищи, только III класс» (который, возможно, когда-нибудь закрепят на законодательном уровне).

Многие не согласны. Есть судебная практика (жаль, что вся она не в пользу эксплуатирующих организаций). Вы тоже можете попробовать. Но лучше… примите неизбежное и соблюдайте требования промышленной безопасности.

А если нужна регистрация АГЗС в реестре ОПО, обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru