Могут появиться новые индикаторы риска для экспертных организаций
Ростехнадзор может в 5 раз увеличить «набор» индикаторов риска нарушения обязательных требований для организаций, выполняющих экспертизу промышленной безопасности.Проект приказа на эту тему размещен на портале regulation.gov.ru и сейчас (не очень активно) обсуждается.
На сегодняшний день у экспертных организаций есть всего один индикатор риска, который утвержден приказом Ростехнадзора от 13.12.2021 № 426. Видимо, госорган такая ситуация не устраивает (особенно в контексте «однозначного вывода ЭПБ», который «наступит» с 01.03.2023). И он решил добавить еще четыре, дабы экспертам было, о чем задуматься.
Ведь индикаторы риска – это повод усомниться в качестве работы организации и внепланово проверить ее деятельность (а вдруг нарушают? или закрылись давно?). А также дополнительный инструмент лицензионного контроля (их набор сейчас ограничен).
Понятно, что проект – еще не приказ. Его могут не принять, изменить, переписать. Но, как говориться… «предупрежден – значит вооружен». Давайте поймем, к чему готовиться (и чего экспертным организациям не стоит допускать в своей работе).
- «Акт технического расследования причин аварии <…> и (или) акт, составленный по результатам расследования несчастного случая на производстве <…> содержит выводы о взаимосвязи причин аварии (несчастного случая) с возможной недостоверностью выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности (для заключения ЭПБ, проведенной в отношении технического устройства или здания (сооружения) – в случае проведения такой экспертизы не более чем за 6 (шесть) месяцев до произошедшей аварии, несчастного случая)».
- «Поступление в территориальные органы Ростехнадзора заявлений о внесении в реестр <…> заключения экспертизы промышленной безопасности, проведенной экспертной организацией в отношении объекта экспертизы, не предусмотренного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ».
- документация на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО;
- технические устройства, применяемые на ОПО;
- здания и сооружения на ОПО;
- декларация промышленной безопасности;
- обоснование безопасности ОПО.
Видимо, поэтому Ростехнадзор и озабочен. А вдруг эксперты просто решили заработать денег? Или совсем не знают законы? У госоргана будет возможность проверить свои гипотезы (если приказ увидит свет).
- «Принятие территориальными органами Ростехнадзора в течение календарного года более 2 (двух) решений об отказе во внесении в реестр <…> заключений экспертиз промышленной безопасности, проведенных соответствующей экспертной организацией», за исключением случаев отказов по причинам: представления заявительных документов не в полном объеме; отсутствия сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; несоответствия информации, представленной заявителем, сведениям, находящимся в распоряжении Ростехнадзора; представления недостоверных и противоречивых сведений.
- «Трехкратный и более рост количества заключений экспертиз промышленной безопасности, внесенных в Реестр ЗЭПБ за календарный год, по сравнению с аналогичным предыдущим периодом при условии отсутствия изменений в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности, способствующих увеличению количества объектов экспертизы промышленной безопасности».
Интересен другой вопрос. Если организация в прошлом году сделала одну экспертизу, а в этом сделает три, она тоже попадет в «список неблагонадежных»? Аналогично «2/6», «3/9» – без каких-то астрономических значений.
Все-таки здесь не помешала бы конкретика. «Твердая цифра», по достижении которой вы рискуете «прогневить» Ростехнадзор.
- «Отсутствие в течение 1 (одного) года и более поступивших в территориальные органы Ростехнадзора заявлений о внесении в Реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, проведенных соответствующей экспертной организацией».
Вот так, товарищи… нет покоя в Датском королевстве. Плановых проверок госорган лишили – он ищет поводы для внеплановых.
Что ж, будем следить за развитием событий. Ведь мы тоже в этом заинтересованы.