На заметку владельцам башенных кранов
МТУ Ростехнадзора информирует владельцев башенных кранов о причинах аварии на аналогичном ОПО.Источник – информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 26.12.2019 г. № 52472/А3/3.2-13 «Об аварии башенного крана Linden Comansa 10LC140».
Предыстория
МТУ Ростехнадзора расследовало аварию башенного крана Linden Comansa 10LC140, которая произошла 4 мая 2019 года на объекте строительства ЖК «Life - Кутузовский» (г. Москва, Гжатская ул., вл. 9).Авария привела к тяжелому несчастному случаю с машинистом башенного крана.

Что произошло?
При демонтаже внутренних щитов опалубки лифтовой шахты случились:- отрыв мест крепления монтажных захватов;
- снятие нагрузки с крюка крана (обрыв груза);
- разрушение болтов опорно-поворотного устройства;
- падение кабины машиниста крана со стрелой и противовесной консолью.
Результаты расследования
МТУ Ростехнадзора провело расследование и определило причины аварии.1) Технические причины:
- невыполнение требований руководства по эксплуатации завода-изготовителя по замене болтов опорно-поворотного круга при наличии браковочного показателя следов коррозии (пятен ржавчины) на резьбовой части;
- эксплуатация башенного крана с отсутствием 2-х болтов опорно-поворотного круга;
- неоднократные (систематические) превышения максимально допустимой нагрузки, действующей на болты опорно-поворотного круга, вследствие нарушения технологии производства работ по демонтажу съёмной опалубки;
- эксплуатация башенного крана с ограничителем грузоподъемности, отрегулированным с превышением максимальной грузоподъемности.
- неудовлетворительное осуществление производственного контроля на ОПО при эксплуатации, ремонте, техническом обслуживании, проведении монтажа и наладки приборов и устройств безопасности башенного крана;
- отсутствие контроля за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ, технологических карт (в части нарушения технологии монтажа/демонтажа опалубки, предусмотренной технологической картой на монтаж и демонтаж опалубки монолитных стен жилого дома).
- отсутствие контроля за выполнением машинистом башенного крана производственной инструкции в части проверки исправности ограничителя грузового момента и ограничения максимальной грузоподъемности путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены.
Выводы и рекомендации
Чтобы не допустить подобные аварии, МТК Ростехнадзора владельца башенных кранов и монтажным организациям1) Провести внеплановые инструктажи ответственным специалистам, машинистам и обслуживающему краны персоналу.
2) Провести внеплановый осмотр болтов опорно-поворотных устройств башенных кранов, находящихся в эксплуатации.
3) Обеспечить выполнение требований руководства по эксплуатации завода- изготовителя по замене болтов опорно-поворотного круга при наличии браковочного показателя следов коррозии (пятен ржавчины).
4) Обеспечить наличие контрольных грузов на строительных объектах массой, указанной в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя.
5) Обеспечить выполнение машинистами башенных кранов требований производственных инструкций по осмотру наличия всех болтов опорно-поворотного устройства и проверки исправности ограничителя грузового момента и ограничения максимальной грузоподъемности путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены.
6) Обеспечить контроль за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности при эксплуатации, ремонте, техническом обслуживании, монтаже, наладке приборов и устройств безопасности, а также выполнения требований проектов производства работ, технологических карт, в том числе технологии монтажа/демонтажа щитов опалубки.