Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Нам доверяют

Партнеры

Новые правила разработки ПМЛА

Статья посвящена Постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (далее – ПП РФ № 1437).

ПП РФ № 1437 вступило в силу вместо Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 года № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (далее – ПП РФ № 730).

Ниже по пунктам разобраны основные изменения и нововведения:

1. Одним из важных моментов является сохранение действия планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее – ПМЛА, План мероприятий), разработанных и утвержденных до вступления в силу ПП РФ № 1437. Конечно при условии, что срок их действия не истёк, и не наступила необходимость пересмотра ПМЛА.

Об этом написано в преамбуле ПП РФ № 1437, ниже вырезка:

«Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.»

2. Срок действия ПП РФ № 1437 до 1 января 2027 г.

3. Планы мероприятий также как и ранее разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

4. В ПП РФ № 730 был такой пункт: «4. План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов

В ПП РФ № 1437 такого пункта нет. Видимо в какой-то мере это ограничивало возможность разработки ПМЛА для объектов незарегистрированных в государственном реестре. Сейчас такого ограничения нет.

5. Следующим важным моментом является увеличение срока действия ПМЛА для некоторых видов объектов.

Ниже сравнительная таблица:

ПП РФ № 730 ПП РФ № 1437
а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, - 1 год
в) для объектов I класса опасности - 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта) в) для объектов I, II и III классов опасности (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта) - 5 лет
г) для объектов II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта)
д) для объектов III класса опасности - 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта)
 
Как видно из таблицы, существенно (до 5 лет) увеличился срок действия ПМЛА для объектов I и II классов опасности не связанных с шахтами и горнорудкой.

Приветствую такое изменение.

6. Порядок пересмотра ПМЛА.

ПП РФ № 730 ПП РФ № 1437
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий
б) не позднее 1 месяца после:
- реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
- внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
- внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
- ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии.
б) не позднее 30 календарных дней после:
- реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
- внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
- изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий.
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте в) на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах. г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  д) на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
 
Как видно из таблицы сильно «похудел» подпункт «б)».

Носят ли эти изменения положительный характер? Мне сложно сказать. Убрали подпункт для горнорудки, видимо для них это было лишнее. Все равно большинство объектов это сети газопотребления, оборудование, работающее под избыточным давлением и нефтянка. Для них интересных изменений нет.

Может показаться, что добавился подпункт «д)» в ПП РФ № 1437, но по факту, просто подпункт «г)» ПП РФ № 730 разделили на два подпункта.

7. В части состава ПМЛА заметных изменений нет. ПМЛА также состоит из общих и специальных разделов.

Попробуем найти изменения:

ПП РФ № 730
План мероприятий предусматривает:
 
ПП РФ № 1437
Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте; а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;
в) организацию взаимодействия сил и средств; в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;
г) состав и дислокацию сил и средств; г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности; д) организация взаимодействия сил и средств;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте; е) состав и дислокация сил и средств;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте; з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; и) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения; к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте. л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;
Общие разделы плана мероприятий содержат:
а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.
м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);
  н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
 
Ниже сравнительная таблица пунктов, которые между собой перекликаются:

ПП РФ № 730
План мероприятий предусматривает:
 
ПП РФ № 1437
Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте; б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;
в) организацию взаимодействия сил и средств; д) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств; е) состав и дислокация сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности; ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте; з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; и) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте; к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения; м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте. н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
Общие разделы плана мероприятий содержат:
а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.
а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;
 
Мне видится, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если у кого-то другое мнение, с удовольствием обсужу…

С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru