Обновлено руководство по безопасности для организаций, эксплуатирующих ОПО
11.04.2023Ростехнадзор обновил руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты». Новый документ утвержден Приказом Ростехнадзора от 09 марта 2023 года № 103.
Одновременно признан утратившим силу ведомственный приказ от 29 июня 2020 года №248, ранее утвердивший аналогичное руководство.
Данное руководство распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II класса опасности, которые обязаны создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование, а также на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV класса опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.
СУПБ рекомендуется создавать как неотъемлемую часть управленческой и (или) производственной системы эксплуатирующей организации.
Руководство содержит:
- общие рекомендации по разработке документации СУПБ;
- рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Рассмотрим все изменения подробнее.
Из руководства полностью удалены пункты, посвященные формированию рабочих групп, участвующих в разработке и внедрении СУПБ на предприятии.
Изменился 12 пункт (15 п. старой редакции):
Было | Стало |
15. Текст заявления о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включить в программу проведения инструктажа по охране труда, проводимого в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации. |
12. Ознакомление с заявлением о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включать в программу проведения вводного инструктажа по охране труда, проводимого в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации. |
Сокращен и скорректирован 13 пункт (16 п. старой редакции) Руководства по безопасности, в котором перечислен перечень сведений в обязательном порядке содержащийся в Положении о СУПБ:
Было | Стало |
16. Положение о СУПБ эксплуатирующей организации содержит следующие сведения: а) задачи в области промышленной безопасности; б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления; в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указывать номер свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов); г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности; д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности; е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ; ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; з) порядок анализа функционирования СУПБ, корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности; и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ; к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций; м) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ; н) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах; о) п) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов. |
13. Положение о СУПБ эксплуатирующей организации в соответствии с пунктом 7 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1243, должно содержать следующие сведения: а) задачи в области промышленной безопасности; б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления; в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов); г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности; д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности; е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ; ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; з) порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности; и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ; к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций; л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ; м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах; н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов. В случае если вышеуказанные сведения содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о СУПБ указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о СУПБ могут не включаться. |
В Руководстве появились рекомендации, отсутствующие в старой версии, которые представлены 15 пунктом:
«Описание взаимодействия структурных подразделений эксплуатирующей организации базируется на действующей организационной структуре. Рекомендуется максимально полно использовать существующие в эксплуатирующей организации инструменты управления: систему документооборота, систему распределения ответственности, систему бюджетирования, систему закупок и материально-технического обеспечения, систему информирования и другие системы.»
Пункт 17 (21 п. старой редакции) дополнен задачами в области промышленной безопасности:
«В подразделе положения о СУПБ эксплуатирующей организации «Задачи в области промышленной безопасности» рекомендуется указывать основные задачи в области промышленной безопасности:
а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения количества аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства;
д) выявление опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев;
е) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;
ж) управление основными производственными рисками;
з) взаимодействие с:
- федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;
- научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;
к) обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
л) контроль за созданием системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и указанные системы в пригодном к использованию состоянии;
м) взаимодействии с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.»
Скорректирован Пункт 21 (25 п. старой редакции), посвященный консультациям с работниками ОПО:
Было | Стало |
25. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности» указываются: должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности; форма и срок предоставления письменных консультаций; В подразделе указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе: права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах; изменения действующих требований промышленной безопасности; последствия нарушения требований промышленной безопасности; иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта. |
21. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности» рекомендуется указывать: должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов и представителей работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам последствий при нарушениях требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности; форму и срок предоставления письменных консультаций. В подразделе рекомендуется указывать вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе: права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах; изменения действующих требований промышленной безопасности; фактическое соответствие опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности; последствия нарушения требований промышленной безопасности; иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта. |
23 пункт (27 п. старой редакции) Руководства дополнен рекомендацией о сроке, на который рекомендуется формировать документы планирования по снижению риска аварий:
Было | Стало |
27. В подразделе положения о СУПБ «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте» указываются планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий). Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваются по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации. |
23. В подразделе положения о СУПБ «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте» рекомендуется указывать порядок формирования планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий). Структура и содержание планов мероприятий могут определяться руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваться по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации. Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте рекомендуется формировать на срок более одного календарного года. |
Сократился 24 пункт (28 п. старой редакции), посвященный подразделу о порядке проведения анализа функционирования СУПБ:
Было | Стало |
28. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности» указываются: порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период; сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами; выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период; приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования организации промышленной безопасности. При проведении анализа функционирования СУПБ следует учитывать: результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте; количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте за отчетный период; количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности; коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов; индекс производственных несчастных случаев; коэффициент тяжести травмирования; результаты соответствия ведения работ проектным решениям; результаты соответствия материально-технического снабжения требованиям промышленной безопасности; дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ. Работников опасного производственного объекта следует ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ. На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности. |
24. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности» рекомендуется указывать: порядок и ссылки на результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период; ссылки на сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами; выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период. При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется учитывать результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ. Работников опасного производственного объекта рекомендуется ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ. На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности. |
Изменился 25 пункт (29 п. старой редакции), содержащий информацию об информационном обеспечении СУПБ:
Было | Стало |
29. В подразделе положения о СУПБ «Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ» указываются применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности: информационные стенды по промышленной безопасности, содержащие в том числе информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте; инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ; видеоролики по безопасным методам производства работ; обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте за истекший месяц; видеореконструкции тяжелых несчастных случаев в целях визуализации причин и последствий несчастных случаев на опасных производственных объектах; справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности. Информационное обеспечение в рамках СУПБ проводится в целях: оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте; ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий; раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте; визуализации безопасных методов производства работ и последствий нарушения требований промышленной безопасности работниками опасного производственного объекта; доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. |
25. В подразделе положения о СУПБ «Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ» рекомендуется указывать: применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности; информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; ссылки на видеоролики по безопасным методам производства работ; обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности. Информационное обеспечение в рамках СУПБ рекомендуется проводить в целях: оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте; ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий; раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте; доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. |
Скорректирован 26 пункт (30 п. старой версии) Руководства:
Было | Стало |
30. Подразделы положения о СУПБ «Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций» и «Порядок аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций» разрабатываются в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» и в соответствии с соответствующими требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. | 26. Подраздел положения о СУПБ «Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций» рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и соответствующими требованиями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. |
Изменился 27 пункт (31 п. старой редакции), где перечислены виды документации обеспечения СУПБ:
Было | Стало |
31. В подразделе положения о СУПБ «Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния промышленной безопасности необходимо указать наименование и место для ознакомления с проектными, техническими и технологическими, учетно-контрольными и организационными видами документации, такими как: технико-экономические обоснования и рабочие проекты строительства опасного производственного объекта, проекты, схемы, паспорта на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; документация на проведение опасных видов работ; комплекс мероприятий по обеспечению промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасного производственного объекта; комплекс профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на опасном производственном объекте. |
27. В подразделе положения о СУПБ «Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния промышленной безопасности рекомендуется описать порядок организации документационного обеспечения СУПБ, а также порядок ознакомления с техническими и организационными видами документации, такими как: проектная документация на опасный производственный объект; технологические регламенты; документация о мероприятиях по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более одного календарного года; паспорта на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах; документация на проведение опасных видов работ; документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасных производственных объектов; документация о проведении профилактических мероприятий на опасных производственных объектах. |
Видоизменился 29 пункт (34 п. старой версии), содержащий рекомендации о содержании подраздела СУПБ, касающегося идентификации опасностей и оценки риска аварии:
Было | Стало |
34. В подразделе положения о СУПБ «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов» указываются: перечень всех существующих технологических процессов и производственных операций, а также расстановка приоритетов проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов, по результатам которых формируется график проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов; график проведения оценки рисков возникновения аварий и оценки рисков возникновения инцидентов, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации; состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов. В подразделе указываются ситуации, при которых проводятся плановая и внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов. Плановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов проводятся при: выполнении работ, для которых не разработана техническая документация; существенных изменениях в технологии производства работ. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов проводятся при: замене технических устройств, применяемых в технологических процессах; проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства; привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте; возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, если причиной послужила ранее не идентифицированная опасность. |
29. В подразделе положения о СУПБ «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов» рекомендуется указывать: процедуру идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов; состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов. Идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов может проводиться вновь при: выполнении работ, для которых не разработана техническая документация; существенных изменениях в технологии производства работ; замене технических устройств, применяемых в технологических процессах; проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства; привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте; возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах. |
Из Руководства полностью удалена глава «Общие рекомендации по внедрению системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».
Из новой версии Руководства исключен пункт, посвященный подразделу положения о СУПБ по обеспечению безопасности опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте.
Также в новой версии отсутствует содержание пунктов старой версии Руководства:
45.В ходе осуществления контрольных функций в рамках производственного контроля в объем контролируемых требований рекомендуется включить требования СУПБ эксплуатирующей организации. Допускается в рамках осуществления контрольных функций использовать инструмент аудита промышленной безопасности.
51. В рамках функционирования СУПБ следует установить дату проведения анализа до момента окончательного формирования годового бюджета эксплуатирующей организации с целью достижения обеспеченности всех принимаемых в ходе анализа решений необходимыми ресурсами.
Новое руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты» актуально с 9 марта 2023 года.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru