МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

«От проверок – к профилактике»: промышленная безопасность – 2023 часть I

Давайте заглянем в будущее… Что ждет промышленную безопасность в ближайшие 5-6 лет?

Как минимум… Новый Федеральный закон, чтобы заменить морально «устаревший» ФЗ №116.

Его начали обсуждать в 2019 году.

Грозились принять в «нехорошем» 2020-м (казалось бы, сиди на карантине… обсуждай и допиливай). Не получилось… Тогда в 2021-м? Опять осечка (вмешалась «вторая волна»).
«А давайте возьмем с запасом», – лихо крутанули законодатели и… «Счастье» перенеслось на туманный 2023-й. С небольшой репетицией в 2022-м (ну… те изменения про обследование зданий и диагностику технических устройств, которые Госдума приняла в первом чтении).

Ростехнадзор (при поддержке Правительства РФ) уже «слепил» законопроект. Разместил на портале regulation.gov.ru. Позвал народ к обсуждению (оно закончилось 1 июня).
Не то чтоб активно обсуждали… но 121 предложение набралось (приняли меньше трети). Были восторги одобрения (половина для «хорошей кармы»). Были нотки протеста (недовольные есть всегда).
Вообще, новый ФЗ о промышленной безопасности «замешан» на лозунгах Правительства РФ о профилактике нарушений вместо плановых проверок. Поэтому текст законопроекта получился:
  • «лояльным» (есть вера в людей);
  • «профилактическим» (больше способов уйти от частых проверок – тут вам и аудит, и системы дистанционного контроля);
  • «демократическим» (у людей появился выбор, правда местами добровольно-принудительный).
А еще – к такой «человеколюбивой» версии законопроекта Ростехнадзор подтолкнула… статистика. Вернее, анализ аварий и смертельного травматизма на ОПО за последние 15 лет (2005-2020).
Госорган увидел «повышение уровня безопасности» (ну, тенденцию увидел…). Шутка ли, количество аварий снизилось на 55 % (с 235 до 106), количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 72 % (с 404 до 112).

Обрадовались и решили создать «правовой механизм безсанкционного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (одна из целей нового ФЗ).

И задумали свет-чиновники масштабный федеральный закон. В нем не просто «эксплуатация ОПО». В нем – «ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» во всех… нет, все-таки во многих ее проявлениях.
Охватит новый ФЗ не только дела ОПО-шные. Он «отрегулирует» отношения, связанные:
  • с применением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • с ведением маркшейдерских работ;
  • с выполнением сварочных работ (на ОПО).
Где уж тут ФЗ №116 с его «обеспечением безопасной эксплуатации», «предупреждением аварий» и «готовностью к локализации-ликвидации».

Но… каким бы современным и «модерновым» не был законопроект, физическим лицам, незарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП), эксплуатировать ОПО по-прежнему нельзя (что за дискриминация?).

Хотя не найдете вы в новом ФЗ понятия «эксплуатация» (ОПО или передвижных ТУ, не важно). Эксплуатанты – есть. А эксплуатации – нет (что странно, ведь вопрос часто всплывает в спорах с Ростехнадзором и дает «лазейки»).

Не всё учли граждане-законотворцы. Оставили ма-а-а-а-ленький, но маневр «нерадивым» физическим лицам (и владельцам ОПО).

Вряд ли вообще можно объять такую махину, как «промышленная безопасность», в одном отдельно взятом законе. Нужна куча подзаконных актов.

Понятно, что проект ФЗ может измениться до неузнаваемости (два года впереди). Но основные замыслы, «новинки» и желания Ростехнадзора считываются уже сейчас.

Поэтому – приглашаем в путешествие по новому закону.

Вас ждут: «анти-проверочный» аудит, парочка новых «персонажей» промышленно-безопасной сказки, «колёсное» братство, «недремлющее око» Ростехнадзора, «сварочный беспредел» и другие невероятные приключения.

Готовы? Тогда в путь!

Зданиям и техническим устройствам – «лучших» диагностов!

Да-да, здесь про двух новых «персонажей». Но начнем вот с чего.

Экспертов в области промышленной безопасности… «обокрали». У них «забрали» здания (сооружения) ОПО и большую часть технических устройств (передвижных и не очень).

Правда, отдали «взрывчатые вещества и изделия на их основе» (так себе утешительный приз).

Эксперт ПБ в новом законе – человек зависимый. «Вживую» к ОПО не подойдешь, пока эксплуатант не позовет. Одна «радость» осталась – экспертиза технических устройств перед началом эксплуатации на ОПО. Дабы оценить соответствие оных требованиям ТР ТС и прочей «нормативки».

А так – суждено экспертам копаться в бумажках. Проекты оценивать (консервация, ликвидация, тех. перевооружение), декларации, обоснование безопасности (мизерный процент от всех заказов ЭПБ).
Буквально отлучают от «практики». Наверное, «извести» хотят.

«А кто же займется зданиями и устройствами техническими?»
Вот тут на сцену выходят два новых «персонажа» (они, возможно, дебютируют раньше – в 2022 году: всё те же поправки в ФЗ №116, которые Госдума приняла в первом чтении):
  • специалист по техническому диагностированию технических устройств;
  • специалист по обследованию технического состояния зданий и сооружений.
«Да ладно… Это те же самые эксперты ПБ».

Так да не так. Эксперт ПБ, конечно, может стать таким специалистом. Но… ему нужно пройти дополнительное обучение и независимую оценку квалификации по требованиям проф. стандарта. Новая «корочка». Новый статус. Всё происходит в «ручном режиме».

И да, эксплуатант ОПО (передвижного ТУ) может «призвать» на диагностику/обследование как «свежерожденных» специалистов, так и экспертов ПБ. Законопроект разрешает (даже подчеркивает).

Вот он – (почти) свободный выбор! Ищем тех, кто «дешевле», компетентней, шустрее и… несем ответственность за свое решение.

Все правильно. По новому ФЗ, «решение о возможности эксплуатации» зданий (сооружений) или технических устройств принимает эксплуатант ОПО (передвижного ТУ) с опорой на результаты обследования/диагностирования.

«Решение» – вполне реальный документ (не просто фраза «работаем»), бумажный либо электронный, под которым подписывается руководитель организации. Он же отвечает за качество диагностики, за правильность результатов, за все «тяготы мира».

«Заботливый» Ростехнадзор мечтает воспитать «добросовестных и дисциплинированных» руководителей ОПО. Тех, кто сознает личную ответственность, двигает объект к совершенству и печется о безопасности подчиненных (много ли таких в России?).

«Ура! Решаем сами! Свобода!».

Как бы не так.

Копию «решения» вместе с заключением обследования/диагностики нужно отправить в Ростехнадзор (у вас будет 14 рабочих дней с даты «принятия»). «Доверяй, но проверяй». Лишней свободы нам не надо.

Загрустили? Давайте утешаться. Разработчики закона (по их собственным словам) сохраняют одну любопытную «правовую возможность».

Эксплуатант ОПО (передвижного ТУ) может принять в штат «любого из указанных лиц» (то бишь экспертов ПБ или специалистов по диагностированию/обследованию). «Свой» всяко меньше денег запросит (и всегда «под рукой», и виноват если что).

Вроде как нет конфликта интересов. Ведь «решение» принимает руководитель? А уж кто там проводил диагностику…

Причем суть самой диагностики (обследования) вряд ли изменится (разве что изобретут «рентгеновское зрение»). Тот же разрушающий и неразрушающий контроль (замеры, испытания и прочие прелести).

Тут есть минус. Если берете в штат «своего», придется закупить оборудование (а оно не из дешевых).

«Так ведь и процедуры нужны не каждый день?».

Все верно. Диагностику/обследование проводят в тех же случаях, в которых сейчас нужна ЭПБ.

Для зданий (сооружений):
  • по истечении срока эксплуатации, установленного проектной или технической документацией;
  • когда нет проектной документации либо в проектной (технической) документации нет данных о сроке эксплуатации;
  • после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции;
  • по истечении срока, установленного «решением о возможности эксплуатации» (которое принял руководитель организации – см. выше).
Для технических устройств (передвижных и не очень):
  • при достижении срока службы (назначенного ресурса), установленных разработчиком (проектировщиком) или изготовителем;
  • когда в технической документации нет данных о сроке службы или назначенном ресурсе (если фактический срок службы превышает 10 лет);
  • после работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов;
  • после восстановительного ремонта от повреждений, полученных в результате аварии, инцидента;
  • по истечении срока службы или назначенного ресурса, установленных «решением о возможности эксплуатации» (которое принял руководитель организации – см. выше).
Согласитесь, срок службы (безопасной эксплуатации) истекает не часто. Поэтому «астрономических» расходов можно избежать.
Хотя… Сам же Ростехнадзор пишет (в пояснительной записке к законопроекту), что 60-70 % оборудования, применяемого на ОПО, «отработало нормативные сроки службы». При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600-700 млрд. рублей ежегодно.
И вот тут возникает «когнитивный диссонанс» (простите за мудреное слово).
То есть с оборудованием на ОПО всё плохо (со зданиями вряд ли лучше)?
И мы отдаем «продление срока службы» в руки новых, «необкатанных», диагностов (год на обкатку – мало, если они дебютируют в 2022 году).
Разумно такое? Ха… Вскрытие покажет (вопрос – чьё?). Главное, чтобы «всех собак» не повесили на владельцев ОПО.

«Подвижным» ОПО – особый статус!

В новой версии федерального закона Ростехнадзор щедр на «специальные условия».
Вот и «передвижные» ОПО (= технические устройства) рискуют получить особый статус. Они «уйдут» из категории «опасных производственных объектов» и станут (все банально) – «передвижными техническими устройствами».
Говоря словами Ростехнадзора, это машины, которые:
  • можно перемещать без «несоразмерного ущерба их назначению»: перенес/перевез – поставил – чуть-чуть «поколдовал» (собрал, подвесил и т.д.) – «всё работает» (нет мучительного монтажа, подключения и т.д.);
  • создают опасность для жизни и здоровья людей только при стационарном использовании: «на ходу» не опасны, ибо разобраны или… просто автомобили (тут все вопросы к ГИБДД).
«Дьявол в деталях». Ростехнадзор дает четыре группы таких устройств. Давайте каждую посмотрим и пообсуждаем.
1. Грузоподъемные машины (старые-добрые ПС/ГПМ) – большинство движутся сами, другие – нужно «подтолкнуть», чтобы перевезти на другой объект без осложнений:
  • башенные краны;
  • стреловые грузоподъемные краны (автомобильные, пневмоколесные, на спец. шасси, гусеничные, тракторные);
  • железнодорожные краны;
  • мачтовые грузоподъемные краны (вот их нужно «подтолкнуть»);
  • подъемники (автовышки) для перемещения людей, людей и груза (с высотой подъема свыше 6 метров);
  • строительные подъемники (грузопассажирские, фасадные);
  • краны-манипуляторы г/п свыше 5 тонн (кроме установленных на фундаменте или работающих только «в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений»);
  • экскаваторы, предназначенные для работы с крюком.
Интересный момент. Сейчас Ростехнадзор «учитывает» краны-манипуляторы г/п свыше 1 тонны. В новом ФЗ – опасность «появляется» после 5 тонн. Кому-то повезет…

2. Передвижные установки, в которых используется оборудование под давлением более 0,07 МПа:
  • пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

Сюда войдут передвижные парогенераторные установки (ППУ), автоцистерны различного назначения.

Интересно вот что. Попадут ли в эту группу автоцистерны СУГ? Они ведь «на карандаше» у Ростехнадзора.

По параметрам все ладно. Движутся сами. Оборудование под давлением. Сжиженный газ. Катаются в свое удовольствие. И «взрывают» попутно «безобидные» АГЗС (как в Новосибирске).

А модульные АГЗС? Их ведь тоже можно перемещать? Хотя нет… Здесь сошлются на «несоразмерный ущерб их назначению» (но повод для дискуссии есть).

Вообще, сосуды СУГ (хоть автоцистерны, хоть модуль, хоть стационарный резервуар) с «легкой руки» Ростехнадзора – это, на минуточку, III класс опасности.

С 2019 года не важно, какое давление стоит в паспорте сосуда (1,6 МПа или меньше). То бишь лицензия. Плановые проверки. Неужели госорган «отпустит» такой лакомый и уязвимый к штрафам «кусок»?

3. Передвижные склады взрывчатых материалов промышленного назначения.

Здесь «веселит» один момент. Передвижной склад ВМ – это прочный фургон (контейнер), «установленный и капитально закрепленный на автомобиле, повозке, прицепе, санях».

Только представьте… Ростехнадзор начал «учитывать» повозки и сани (хорошо хоть без оленей). Забавно, правда?

Все-таки для ВМ промышленного назначения лучше подойдут автомобили (самоходный склад) или автоприцепы (несамоходный склад).

4. Передвижные машины/оборудование по производству комбикормов (кормовых смесей).

По-другому – «Мобильные комбикормовые заводы». Сепаратор, дробилка, плющилка, бункер-смеситель и т.д. на шасси грузовика.

Очень удобная и модная штука в развитии сельхоз-бизнеса. Пока в основном иностранного производства – Германия, Австрия, даже братья-белорусы делают (и мы когда-нибудь начнем).

Технический прогресс. И Ростехнадзор «подгребает» его «под себя», потому что…

С «особым статусом» приходит… Правильно. Особая регистрация. Каждое передвижное ТУ нужно будет поставить на учет.

Где? Конечно в Ростехнадзоре. Как? Пока не ясно. Порядок утвердит (как всегда) Правительство РФ.

Теперь к «островку позитива». Передвижные ТУ не полежат плановым проверкам (и лицензия не нужна, раз это не ОПО). Здесь возликуют люди, у которых «мобильное оборудование под давлением» (у них у многих был III класс опасности).

Но не спешите радоваться такому «подарку».

Жизнь владельцев передвижных ТУ особо легче не станет. Тот же производственный контроль, обучение и аттестация персонала, страховка, техническое диагностирование, «полный набор» по инцидентам и авариям.

Да, без лицензии и плановых проверок. Ну, допустим, у владельцев ПС их и раньше не было… В чем тогда преимущества?

Обязанности работников – вообще «один в один».
Соблюдать! Проходить (подготовку, аттестацию, медосмотры)! Участвовать (в локализации аварий)!

Маловато «скинули» передвижным ТУ, чтобы кричать на всех углах о «снижении нагрузки на бизнес».

Или будет как с лифтами? Все требования только на бумаге. Период «безнадзорности» и «нормативной бесхозности». Попробуй разыщи автокран, бороздящий просторы, скажем, Тюменской области.

Как бы госорган не добавил себе работы (в попытках от нее «сбежать»), чтобы потом… Правильно. Свалить все «шишки» на владельцев передвижных технических устройств.



Читатайте продолжение по ссылке