«От проверок – к профилактике»: промышленная безопасность – 2023 part II
Публикуем продолжение статьи, посвященной новому закону о промышленной безопаности. С 1 частью статьи можно ознакомиться по ссылке.Аудит ПБ как «лекарство» от частых плановых проверок
Ростехнадзор «любит» владельцев ОПО. Почему? Потому что изобретает всё новые и новые «лекарства» от (частых) плановых проверок (или просто работать не хочет?).Одно их таких есть в упомянутом законопроекте. Как его зовут? Аудит системы управления промышленной безопасностью.
«Эка невидаль… Аудит ПБ проводят последние 3-4 года почти все экспертные организации».
Вы уверены, что это тот аудит? Да, в обоих случаях перед нами «независимая оценка деятельности эксплуатантов ОПО». Но…
Для «законнорожденного» аудита нужно, чтобы на объекте была и функционировала система управления промышленной безопасностью.
Система – отдельный «зверь». К ней свои требования и куча документов (не только ППК со товарищи). Посмотрите п. 3-5 статьи 11 ФЗ №116 и еще Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243. Сразу всё поймете.
Для ОПО I или II классов «система» обязательна.
ОПО III и IV классов могут (даже сейчас) обзавестись ей по желанию (то есть добровольно) и пользоваться всеми «благами» нового аудита (он, кстати, тоже добровольный).
А там есть за что зацепиться… Не только «выявление нарушений и рекомендации по их устранению». Результаты аудита влияют на… частоту выездных плановых проверок.
Для ОПО I класса – это шанс «сбежать» от постоянного госнадзора. При «положительном» аудите их не проверяют в течение года.
ОПО II и III классов могут рассчитывать на плановые проверки не чаще 1 раза в 5 лет.
А что IV класс? Ну, можно «помахать» заключением аудита перед носом Ростехнадзора при внеплановом визите. Вдруг да зачтется.
«И кто же будет проводить аудит? Опять эксперты ПБ?».
Ни в коем случае. Найдутся новые герои. Аудиторы в области промышленной безопасности (непредвзятые и независимые).
Еще один «клон» экспертов ПБ, который «обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности» и соответствует требованиям ФНП.
А еще – аудитор должен быть аттестован. Где? Конечно в Ростехнадзоре (и так диагностов «отдали» на независимую оценку квалификации). Порядок аттестации выпустит Правительство РФ.
Мда… Ростехнадзор не стал «изобретать велосипед» и взял почти всю «начинку» из экспертизы ПБ.
Пусть сама процедура пока туманна (будут и ФНП, и акты Правительства), но общая канва…
Например, по результатам аудита выдают заключение, которое должны подписать руководитель аудиторской конторы и аудиторы, участвовавшие в процессе (чем не заключение ЭПБ).
Заключение аудита нужно внести в реестр Ростехнадзора (прям ЭПБ-шное дежавю).
Заключение аудита могут (по решению суда) признать заведомо ложным, если оно (сравните с п. 6 статьи 13 ФЗ №116):
- подготовлено без аудита;
- явно противоречит содержанию материалов, предоставленных аудитору и рассмотренных в ходе аудита;
- противоречит фактическому состоянию ОПО, передвижных ТУ.
Как вам «придумка»? На бумаге выглядит неплохо.
Хотя… при обсуждении законопроекта на regulation.gov.ru некоторые «сознательные» граждане критиковали, возмущались, даже сыпали предложениями. Одно очень понравилось:
«… вместо аудита системы управления промышленной безопасности (вопрос давно урегулирован законодательством о ТР – системой соответствующих стандартов) – внедрить самообследование с аналогичными (предлагаемому аудиту) правовыми последствиями».
То есть… пусть эксплуатант ОПО (передвижного ТУ) сам следит за своим объектом и отчитывается (в какой-то новой форме) перед госорганом? Ага, конечно…
Аудит вообще лишен правовых последствий (только «надзорные» преимущества). Это ж какой «кредит доверия» должен выдать Ростехнадзор владельцам опасных объектов…
Он (= Ростехнадзор) так и ответил на комментарий (передаем общий смысл высказывания):
«Ребята, вы же обнаглеете в край. Не будет объективной независимой оценки. Что захотите, то и напишите. А вам за это «надзорные» льготы?».
Толку от самообследования не будет… Оно и так есть (должно быть!) – в формате производственного контроля. И что, аварий стало меньше?
Сам аудит – тоже решение спорное. Парочка аварий… и рухнет вся «придумка».
Правительство надавит на Ростехнадзор.
Ростехнадзор пойдет с проверками. И все вернется к старым проверенным («штрафным») схемам.
Но ведь госорган-то хоро-о-о-ший (хотя бы на бумаге). Он вообще не хочет спешить с проверками. Сначала профилактика:
1) информирование (лишь бы сайты обновлялись не раз в полгода);
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений (без проблем – рассылает пачками);
4) стимулирование добросовестности, оценка соответствия эксплуатанта ОПО критериям добросовестности за 5 лет (даже интересно, что за критерии такие? не был? не замечен? не привлекался?);
5) консультирование (попробуйте дозвониться в Ростехнадзор).
Новая «табель о классах»
В законопроекте с классификацией ОПО туговато… Классы есть (еще можно понять, ОПО или не ОПО). А «критериев отнесения к классам опасности» НЕТ.«Как так? Отменили?».
И не мечтайте…
Просто «критерии» отдали на откуп Правительству РФ. Когда (если) примут новый ФЗ, вот тогда и узнаем, кому частые проверки, а кому – «вольготная жизнь».
«Ну отдали и отдали… Что здесь такого?».
А вот что… При таком раскладе классификацию ОПО… легче изменить. Давайте разбираться.
Как внести изменения в федеральный закон? Правильно. Нужно сделать новый федеральный закон и пройти о-о-о-очень долгий путь. Например, такой:
- Правительство РФ решило изменить закон о промышленной безопасности;
- Ростехнадзор готовит законопроект;
- Документ проходит кучу обсуждений и согласований (кулуары, regulation.gov.ru, опять кулуары);
- Три чтения в Госдуме (хорошо, если без поправок);
- Одобрение Совета Федерации;
- Подпись Президента (а вдруг ему не понравится?);
- Только теперь можно публиковать.
- инициатива Правительства;
- Ростехнадзор готовит проекта постановления;
- мал-мала обсуждений и согласований (кулуары, regulation.gov.ru);
- подпись премьер-министра (он почти всегда согласен);
- теперь можно публиковать.
Вот захотят «надзорщики» III класс для башенных кранов. Не вопрос! Через полгодика уже планово проверяют (еще и лицензироваться обяжут).
«И что? Как теперь узнать, к какому классу будет относиться объект?».
Остается только гадать (и бояться), кого «повысят», кого «понизят», а кого вообще «отправят в запас».
Так что крепитесь, граждане. Новая классификация ОПО может вас сильно удивить (возмутить, порадовать, расстроить). Тем более что увидим ее не раньше осени 2023 года.
В остальном… перемен практически нет.
Разве что сетям газопотребления и газораспредления «дали» отдельный тип ОПО:
«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
…
2) транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ под избыточным давлением свыше 0,005 мегапаскаля».
Ну и таблицы с опасными веществами стали помасштабней. Кто-то может «загреметь» в ОПО-шную категорию.
Сварка на ОПО под контролем!
Ох уж эти сварочные работы… Самая дискуссионная тема при обсуждении законопроекта.
В чем только не обвиняют Ростехнадзор. И в коррупции (что не новость), и в двуличии. И в «лоббировании интересов НАКС». И еще в парочке несвязанных «смертных грехов».
А всё почему? Потому что госорган решил контролировать на уровне ФЗ «Проведение сварочных работ на ОПО и передвижных ТУ».
Дело в том, что небогатая (и архивная) «нормативка» по сварке на ОПО утратит силу с 1 сентября 2022 года. По велению Правительства РФ – см. постановление от 30.12.2020 № 2355.
Ростехнадзор должен сделать новые НПА. А в 2021 году – подготовить такие же изменения про сварку в ФЗ №116 (то есть «сварочный» дебют может состояться в 2022 году).
Людей возмутила «проверка готовности к выполнению сварочных работ» (для исполнителей – физлиц и юрлиц), которая включает аттестационные испытания:
- технологий сварки;
- сварочного оборудования (по мнению комментаторов, «вообще не имеет смысла, т.к. противоречит ТР ТС 010, по которому происходит подтверждение соответствие сварочного оборудования требованиям безопасности») и сварочных материалов;
- сварщиков и специалистов сварочного производства.
Никого не напоминает? А если вот так. Профобъединение должно:
- быть основано на принципе обязательного членства;
- объединять не менее 75 юридических лиц, находящихся не менее чем в 60 субъектах РФ.
Да, профобъединение должно подтвердить свой статус и получить от Ростехнадзора «заключение о соответствии…». Но мы же с вами понимаем, как «непрозрачно» это будет происходить.
Беспокоит другое. Профобъединение разработает кучу всего (материалы и требования для аттестационных центров, реестры, методички и т.д.), в том числе утвердит «методику определения стоимости услуг аттестационных центров по проверке готовности…». То есть будет монополизм по ценам.
А еще… Оценивать работу профобъединения и аттестационных центров будут… при проверках ОПО! При этом само объединение никто проверять не собирается. Опять «всех собак» повесят на владельцев опасных объектов (не тех позвали… не проверили… не убедились…).
В этой связи понравился один комментарий к законопроекту (орфографию и пунктуацию немного подправили):
«… если лоббировать в 116ФЗ организации, аналогичные НАКС, то они должны быть полностью подконтрольны соответствующему министерству, быть ему подотчетны. Финансовая деятельность должна быть абсолютно прозрачна. Далее, большой вопрос к квалификации «экспертов» такой организации. В СССР, помимо Минпрома, вопросы сварки курировали ведущие институты, например, ВТИ, ЦКТИ, ЦКБА и т.д. Окончательное мнение было именно за научными советами, что и обеспечивало высокое качество сварки и сварочных работ в целом…».
«Советские» объекты стоят до сих пор. Поэтому подход (наверное) оправдан.
Радует одно. Профессиональное объединение несет ответственность (вопрос – какую?) вместе с аттестационными центрами за «причинение вреда… в результате нарушения требований к проверке готовности…». Плохо проверил – будешь наказан! Лишь бы схема работала…
Прочие «новинки»
Есть в законопроекте еще пара «новинок», которые стоит вскользь упомянуть.Первое. «Узаконили» систему дистанционного контроля (СДК) промышленной безопасности.
Вы же знаете, да? «Комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств» (то есть куча дорогого оборудования), который установлен на ОПО.
Это «сборище» девайсов непрерывно получает, обрабатывает и передает информацию о риске возникновения аварий на объекте.
СДК – далеко не новость. Их тестируют уже 3-4 года на крупных объектах. Теперь они (будут) «в законе» и тоже помогут уйти от плановых проверок.
Ростехнадзор будет мониторить объекты, оснащенные СДК, в режиме (якобы) реального времени.
Вообще новый вид надзора появился – «мониторинг в области промышленной безопасности». Сиди себе на стульчике и следи за «приборами».
Установка СДК – добровольное и дорогое «удовольствие». Потратишь больше, чем сэкономишь. Поэтому выгодно скорее крупным объектам I-II классов опасности.
Второе. Еще одна «независимая оценка». На этот раз поинтересней. «Независимая оценка качества оказания услуг в области промышленной безопасности».
Настоящие и будущие владельцы ОПО (передвижных ТУ) могут проверить работу экспертов (диагностов, аудиторов) и отследить качество:
- аудита системы управления промышленной безопасностью;
- экспертизы промышленной безопасности;
- технического диагностирования технических устройств;
- обследования технического состояния зданий и сооружений.
Естественно, оценка будет платной… Появится ли спрос? Да, пожалуй. Для судов может пригодиться.
«Это как же… Эксперты сами себя оценивать будут».
Не-а. Услуга «пойдет» из третьих (независимых) рук.
Оценивать будет «автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой войдут общероссийские объединения работодателей и Торгово-промышленная палата РФ».
Так уже есть такая… Поняли, о какой организации речь?
Правильно. Это «Федеральная экспертная палата в области промышленной безопасности» (ФЭППБ, которая рейтинг экспертных организаций делает). Вот и денежки начнет зарабатывать на «независимой оценке».
И конечно… «на основе результатов независимой оценки могут формироваться рейтинги» организаций, осуществляющих ЭПБ, аудит, ТД и обследование. Так вот ненавязчиво… введут систему «рейтингов» на законодательном уровне.
Вместо заключения
Вот основные моменты (ноу-хау), на которых «настаивает» Ростехнадзор.Принесет такой ФЗ пользу промышленной безопасности и всем ее адептам?
Доживем – увидим (может еще не примут).
Напоследок давайте разберем один комментарий к законопроекту. Его выдал вполне конкретный человек на портале regulation.gov.ru (публичное обсуждение (2й этап) – ваши предложения – ваше общее мнение по предлагаемому регулированию? – 14-й комментарий по счету).
Честно? Зацепило. Нет, не удивило. Звучит такое довольно часто… от крановщиков, АГЗС-ников, даже газовиков. Но… по-человечески огорчило.
По мнению комментатора, Ростехнадзору (и другим ПБ-законодателям) нужно:
«… сосредоточиться на внедрении модели регулирования, при которой полная ответственность за причинение вреда возложена на эксплуатанта ОПО (при этом ОПО – не мелочь (как сейчас), а крупный промышленный объект, соответствующий определению Конвенции МОТ).
А наиболее важными задачами регулятора являются:
- глубинное изучение причин происшествий и создание открытой информационной среды для доведения их (этих причин) до эксплуатантов;
- распространение передовых технологий и внедрение механизмов стимулирования добросовестности хозяйствующих правосубъектов;
- отказ от «мелочных» обязательных требований, от которых возможны предусмотренные законом отступления – таких требований быть в принципе не должно – при необходимости такие «пожелания» могут быть описаны в рекомендательных руководствах…».
Замечательно, правда? Комментатор, наверное, забыл, что людей (в основном) калечат не крупные промышленные объекты. А всякая «мелочь». Краны. АГЗС. Газовые сети. Резервуары с горючими жидкостями.
И лишь базовый страх перед законом заставляет этих «некрупных» ребят содержать объекты в приличном состоянии. Пусть уж лучше соблюдают «мелочные» обязательные требования, чем совсем никакие… И бизнес целее будет, и здоровье окружающих людей.
Мы все помним «безнадзорные» лифты. Падали. Калечили. Убивали.
Теперь представьте такой же «нормативный вакуум» вокруг… башенных кранов (сколько их даже в небольшом городе?), газовых заправок (а этих сколько?), газовых котельных, мелких нефтехранилищ и мини-НПЗ. Как думаете, много будет аварий?
Да, Ростехнадзор местами предвзятый, но… хоть какой-то «санитар леса». Чтобы реже случались новосибирски (взрыв на АГЗС), волгограды (взрыв на АГЗС), омски (падение башенного крана). Про Норильск вообще ни слова. Всё же это крупный промышленный объект.
Новый ФЗ о промышленной безопасности не идеален. Однако он мягче и лояльней, чем действующий ФЗ №116. Там есть курс «на снижение числа плановых проверок». Но там есть и риск – развалить всю систему промышленной безопасности. Что поделаешь… Прогресс. Доверие. Профилактика.
Главное, чтобы лозунг «от проверок – к профилактике» не повернулся тыльной стороной и не привел снова от профилактики к (более жестким и жестоким) проверкам.