МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности до 2027 года

В рамках регуляторной гильотины с 1 января 2021 года вступил в силу новый приказ №420 от 20.10.2020 г. Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». Новый документ пришел на смену Приказу Ростехнадзора от 14.11.2013 г. N 538, в настоящее время утратившему силу, и действует до 01.01.2027 г.

Новый приказ содержит ряд изменений, которые по сути не являются значительными и, несмотря на новый приказ Ростехнадзора, правила проведения экспертизы остались прежними. 

Раздел I «Общие положения» сокращен в новой редакции на 2 пункта (6 из 8).

В первом разделе теперь отсутствует пункт, в котором было указано, что данные нормы и правила разработаны в соответствии с ФЗ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. и пункт, в котором было указано, какие документы являются основанием для проведения экспертизы. Однако отсутствие этих пунктов не изменило состав этих оснований. Как и прежде, мы продолжаем осуществлять процесс экспертизы на основании ФЗ № 116 и основных НПА в области промышленной безопасности, регламентирующих порядок проведения экспертизы и нормы, предъявляемые к объектам промышленной безопасности. Остальные пункты I раздела остались прежними.

Раздел II «Требования к экспертам» соответствует предыдущему документу.

Требования остались прежними, но в раздел добавлен пункт 7, который дает точное определение эксперта промышленной безопасности, чего не было в документе, утратившем силу. Этот пункт не изменил саму суть всего раздела, в котором по-прежнему описываются требования к образованию и стажу работы эксперта.

Раздел III «Проведение экспертизы».

Пункт 14 устанавливает сроки проведения экспертизы промышленной безопасности. В старой редакции документа срок исчисляется с момента получения от заказчика всех необходимых документов, перечень которых должен определяться договором на проведение экспертизы. В новом приказе срок также начинает отсчитываться с даты предоставления документации. Однако формулировка «с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы» поменялась на «с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов».

В некоторой степени это изменение упрощает жизнь экспертным организациям. Теперь у юристов компаний нет возможности ссылаться на то, что экспертная организация запрашивает документы, не указанные в договоре. В свою очередь, экспертная организация при запросе документов ориентируется на существующие ФНП и тех. регламенты, в соответствии с которыми для различных объектов требуется разный перечень предоставляемой документации.

В пункте 15 этого раздела также изменена формулировка.

Старая редакция: «Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора».

Новая редакция: «Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика.» В данном случае суть этого пункта не изменилась.

Также в 15 пункте убрали полностью из новой редакции следующий абзац: «В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с «Методикой» определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 г. N 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 г. регистрационный N 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., N 21).

При расчете стоимости «Методика» не являлась единственным основанием, напротив, помимо этого существует ряд других параметров, по которым производились и будут производиться расчеты.

Согласно старой редакции документа в п. 18 допускалось, вхождение в экспертную комиссию сторонних экспертов узкой специализации, если таковых нет в штате: «В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации». Согласно действующему приказу, экспертизу проводят только те специалисты, которые состоят в штате экспертной организации.

В новой редакции пункт 18 определяет категорию специалиста для экспертизы объектов I класса опасности, а формулировка пункта 18 прежнего документа удалена полностью.

В пункте 22 нового документа для экспертов добавились условия соблюдения правил проведения работ: «Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком».

В пункте 29 настоящего приказа (старая редакция п. 21.5) впервые появилось описание работы экспертных специалистов при экспертизе документов  на тех. перевооружение ОПО: «При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности»

В старой редакции приказа в п.22 (новая редакция п. 30) ответственность за качество и результаты работ привлекаемых к процессу организаций и лиц на руководителя экспертной организации. В новом документе эта формулировка исключена полностью. То есть ответственность на руководство организации, проводящей экспертизу, больше не возлагается.
 
 
Раздел IV «Оформление заключения экспертизы»
 
П. 32 приказа (старая редакция п. 24) появилось дополнение о возможности выдачи электронного экспертного заключения. Электронный документ, заверенный электронной подписью экспертов, имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе.
 
В части остальных пунктов нового приказа Ростехнадзора изменений не появилось и следующие новые правила проведения экспертизы мы ждем не раньше 1 января 2027 года. Из этого можно сделать вывод, что изменения в законодательстве по ОПО в меньшей степени коснулись проведения экспертизы.


Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru