Рекомендации по транспортированию опасных веществ на ОПО
13.11.2023
Ростехнадзор обновил Руководство по безопасности «Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами».
Новый документ утвержден Приказом Ростехнадзора от 30 октября 2023 г. № 390. Предыдущая версия руководства, утв. приказом Ростехнадзора от 20 января 2017 г. N 20 с 1 января 2024 года признается утратившей силу.
В Руководстве содержатся рекомендации о соблюдении требований ПБ для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) организаций, в пределах территорий которых перевозятся жд и авто транспортными средствами следующие опасные вещества:
Новый документ утвержден Приказом Ростехнадзора от 30 октября 2023 г. № 390. Предыдущая версия руководства, утв. приказом Ростехнадзора от 20 января 2017 г. N 20 с 1 января 2024 года признается утратившей силу.
В Руководстве содержатся рекомендации о соблюдении требований ПБ для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) организаций, в пределах территорий которых перевозятся жд и авто транспортными средствами следующие опасные вещества:
- воспламеняющиеся;
- окисляющие;
- взрывчатые;
- горючие;
- представляющие опасность для окружающей среды;
- токсичные;
- высокотоксичные.
В соответствии с международными требованиями, опасные грузы подразделяются на классы, подклассы, категории и группы.
В рассматриваемом руководстве по безопасности не содержатся рекомендации по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.
Новое руководство по безопасности рекомендуется использовать при:
В рассматриваемом руководстве по безопасности не содержатся рекомендации по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.
Новое руководство по безопасности рекомендуется использовать при:
- проектировании и строительстве ОПО;
- эксплуатации опасных производственных объектов;
- реконструкции, проведении капитального ремонта ОПО;
- осуществлении технического перевооружения, консервации, а также ликвидации опасного объекта;
- разработке обоснования безопасности ОПО и изменений, вносимых в него;
- изготовлении, обслуживании, диагностировании, монтаже, наладке, ремонте и эксплуатации тех. устройств, которые применяются на опасном производственном объекте;
- проведении экспертизы промбезопасности тех. устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на опасном производственном объекте.
В соответствии Руководством, перед тем как начать эксплуатацию жд путей и автодорог, которые входят в состав ОПО, рекомендуется провести их комплексное обследование и разработать меры для дальнейшего безопасного использования таких объектов.
Для обеспечения безопасности при транспортировании опасных грузов на ОПО Ростхенадзор в своем руководстве советует разработать внутреннюю инструкцию, в которой рекомендуется:
Для обеспечения безопасности при транспортировании опасных грузов на ОПО Ростхенадзор в своем руководстве советует разработать внутреннюю инструкцию, в которой рекомендуется:
- указать права и обязанности ответственных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за безопасностью при транспортировании, а также погрузке, выгрузке опасных грузов;
- указать права и обязанности лиц, которые ответственны за контроль технич. состояния эксплуатируемого на ОПО жд состава и авто транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
- перечислить основные применяемые меры контроля за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов на ОПО;
- привести основные меры по контролю технического состояния, эксплуатируемого на ОПО жд подвижного состава и авто транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
-
указать порядок, а также периодичность проведения дефектоскопии рельсов по маршруту транспортирования опасных веществ (рекомендовано не реже
раз в 2 года);
- указать порядок и периодичность проведения технического осмотра жд путей и автодорог необщего пользования (рекомендовано 2 раза в год);
- указать периодичность, а также объем ремонта железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендовано 1 раз в 25 лет);
- указать периодичность проведения поверки контрольно-измерительных приборов в соответствии с требованиями их изготовителей.
Также во внутренней инструкции рекомендовано привести данные:
- об основных мерах обеспечения безопасности при проведении сливо-наливных операций на железнодорожных и автоналивных эстакадах;
- об основных мерах по учету, хранению, использованию, клеймению, окраске, списанию тормозных башмаков, в том числе в искробезопасном исполнении;
- о местах погрузки/выгрузки и слива/налива опасных веществ;
- о местах установки газоанализаторов в местах производства слива-налива опасных и легковоспламеняющихся веществ, а также в местах подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ;
- об основных применяемых в местах производства погрузки/выгрузки, слива/налива опасных веществ мерах по заземлению и молниезащите.
- об основных мерах по антитеррористической защищенности объектов транспортирования опасных веществ.
Кроме того, Ростехнадзор рекомендует указать в инструкции:
- посты видеонаблюдения за осуществлением транспортировки, перемещения, погрузки-выгрузки опасных веществ и подготовки транспорта к перевозке опасных веществ на ОПО;
- меры по обустройству и размещению лестниц, поручней, рабочих площадок эстакад, слива-налива опасных веществ, которые обеспечивают безопасность работников от воздействия опасных факторов на производстве;
- меры по техническому содержанию технологического транспорта ( самодвижущихся тележек, погрузчиков, электроталей и др.) для транспортирования опасных веществ;
- меры по привлечению подрядных организаций;
- меры по пресечению проникновения на предприятие посторонних лиц;
- перечень внутренних инструкций, связанных с осуществлением проведенных работ на данном ОПО.
При эксплуатации ж/д путей необщего пользования на ОПО, организацию движения и маневровой работы на таких путях на территории ОПО Руководством рекомендовано осуществлять в соответствии с документами:
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250;
- Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 26;
- Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № АН-1З2-Р.
Согласно Руководству, автодороги необщего пользования с размещенными на них сооружениями, предназначенные для перемещения опасных веществ, эксплуатируются в соответствии с требованиями строительных норм и стандартов, правил, которые устанавливают допустимые для обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автодорог, и др. нормативно-технических документов, относящихся к эксплуатации автодорог необщего пользования.
Касаемо передвижения автомобильного транспорта с опасными грузами Руководством рекомендовано:
Касаемо передвижения автомобильного транспорта с опасными грузами Руководством рекомендовано:
- движение транспортных средств с опасными веществами на ОПО организовывать по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков и указателей, определенных Правилами дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090;
- маршруты следования автотранспортных средств устанавливать по наиболее короткому направлению с минимальным числом остановок в пути и учитывая: возможность подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшие ограничения скорости и обеспечение безопасности движения;
- по маршруту на видных местах обеспечить установку схемы движения. На указанных схемах следует в том числе указать допустимую скорость движения транспортных средств по территории ОПО;
- по маршруту следования транспортных средств устанавливать дорожные знаки «направление движения с опасными грузами» и на видных местах схемы движения;
- при перевозке опасных веществ на ОПО водителям транспортных средств соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
В Руководстве также приведены рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ.
Согласно Руководству, внесение изменений в конструкцию транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на ОПО, производится по технической документации при условии соблюдения габаритов транспортного средства, требований транспортной безопасности на ОПО и промышленной безопасности, согласовывается с изготовителем и с учетом требований технических регламентов, а также статей 7, 8, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № Пб-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения безопасности рекомендуется учитывать особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.
Помимо прочего, в Руководстве содержатся рекомендации по организации погрузочно-разгрузочных работ на ОПО.
При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.
Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в соответствующих технологических инструкциях с указанием:
Согласно Руководству, внесение изменений в конструкцию транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на ОПО, производится по технической документации при условии соблюдения габаритов транспортного средства, требований транспортной безопасности на ОПО и промышленной безопасности, согласовывается с изготовителем и с учетом требований технических регламентов, а также статей 7, 8, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № Пб-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения безопасности рекомендуется учитывать особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.
Помимо прочего, в Руководстве содержатся рекомендации по организации погрузочно-разгрузочных работ на ОПО.
При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.
Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в соответствующих технологических инструкциях с указанием:
- обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;
- порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;
- безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.
При проведении ЭПБ сооружений, применяемых на ОПО, связанных с транспортированием опасных веществ, Руководством рекомендуется акцентировать внимание на таких сооружениях, как:
- сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;
- автомобильная дорога в установленных границах, включающая в себя земляное полотно, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки), другие, относящиеся к дороге сооружения, - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;
- элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).
Новое Руководство по безопасности «Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами» может применяться с 1 января 2024 года.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru