МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Рекомендации по транспортированию опасных веществ на ОПО

13.11.2023

Ростехнадзор обновил Руководство по безопасности «Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами».

Новый документ утвержден Приказом Ростехнадзора от 30 октября 2023 г. № 390. Предыдущая версия руководства, утв. приказом Ростехнадзора от 20 января 2017 г. N 20 с 1 января 2024 года признается утратившей силу.

В Руководстве содержатся рекомендации о соблюдении требований ПБ для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) организаций, в пределах территорий которых перевозятся жд и авто транспортными средствами следующие опасные вещества:
  • воспламеняющиеся;
  • окисляющие;
  • взрывчатые;
  • горючие;
  • представляющие опасность для окружающей среды;
  • токсичные;
  • высокотоксичные.
В соответствии с международными требованиями, опасные грузы подразделяются на классы, подклассы, категории и группы.

В рассматриваемом руководстве по безопасности не содержатся рекомендации по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.
 
Новое руководство по безопасности рекомендуется использовать при:
  • проектировании и строительстве ОПО;
  • эксплуатации опасных производственных объектов;
  • реконструкции, проведении капитального ремонта ОПО;
  • осуществлении технического перевооружения, консервации, а также ликвидации опасного объекта;
  • разработке обоснования безопасности ОПО и изменений, вносимых в него;
  • изготовлении, обслуживании, диагностировании, монтаже, наладке, ремонте и эксплуатации тех. устройств, которые применяются на опасном производственном объекте;
  • проведении экспертизы промбезопасности тех. устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на опасном производственном объекте.
В соответствии Руководством, перед тем как начать эксплуатацию жд путей и автодорог, которые входят в состав ОПО, рекомендуется провести их комплексное обследование и разработать меры для дальнейшего безопасного использования таких объектов.

Для обеспечения безопасности при транспортировании опасных грузов на ОПО Ростхенадзор в своем руководстве советует разработать внутреннюю инструкцию, в которой рекомендуется:
  • указать права и обязанности ответственных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за безопасностью при транспортировании, а также погрузке, выгрузке опасных грузов;
  • указать права и обязанности лиц, которые ответственны за контроль технич. состояния эксплуатируемого на ОПО жд состава и авто транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
  • перечислить основные применяемые меры контроля за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов на ОПО;
  • привести основные меры по контролю технического состояния, эксплуатируемого на ОПО жд подвижного состава и авто транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
  • указать порядок, а также периодичность проведения дефектоскопии рельсов по маршруту транспортирования опасных веществ (рекомендовано не реже  раз в 2 года);
  • указать порядок и периодичность проведения технического осмотра жд путей и автодорог необщего пользования (рекомендовано 2 раза в год);
  • указать периодичность, а также объем ремонта железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендовано 1  раз в 25 лет);
  • указать периодичность проведения поверки контрольно-измерительных приборов в соответствии с требованиями их изготовителей.
 Также во внутренней инструкции рекомендовано привести данные:
  • об основных мерах обеспечения безопасности при проведении сливо-наливных операций на железнодорожных и автоналивных эстакадах;
  • об основных мерах по учету, хранению, использованию, клеймению, окраске, списанию тормозных башмаков, в том числе в искробезопасном исполнении;
  • о местах погрузки/выгрузки и слива/налива опасных веществ;
  • о местах установки газоанализаторов в местах производства слива-налива опасных и легковоспламеняющихся веществ, а также в местах подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ;
  • об основных применяемых в местах производства погрузки/выгрузки, слива/налива опасных веществ мерах по заземлению и молниезащите.
  • об основных мерах по антитеррористической защищенности объектов транспортирования опасных веществ.
 Кроме того, Ростехнадзор рекомендует указать в инструкции:
  • посты видеонаблюдения за осуществлением транспортировки, перемещения, погрузки-выгрузки опасных веществ и подготовки транспорта к перевозке опасных веществ на ОПО;
  • меры по обустройству и размещению лестниц, поручней, рабочих площадок эстакад, слива-налива опасных веществ, которые обеспечивают безопасность работников от воздействия опасных факторов на производстве;
  • меры по техническому содержанию технологического транспорта ( самодвижущихся тележек, погрузчиков, электроталей и др.) для транспортирования опасных веществ;
  • меры по привлечению подрядных организаций;
  • меры по пресечению проникновения на предприятие  посторонних лиц;
  • перечень внутренних инструкций, связанных с осуществлением проведенных работ на данном ОПО.
При эксплуатации ж/д путей необщего пользования на ОПО, организацию движения и маневровой работы на таких путях на территории  ОПО Руководством рекомендовано осуществлять в соответствии с документами:
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250;
  • Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 26;
  • Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № АН-1З2-Р.
Согласно Руководству, автодороги необщего пользования с размещенными на них сооружениями, предназначенные для перемещения опасных веществ, эксплуатируются в соответствии с требованиями строительных норм и стандартов, правил, которые устанавливают  допустимые для  обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автодорог, и др. нормативно-технических документов, относящихся к  эксплуатации автодорог  необщего пользования.
 
Касаемо передвижения автомобильного транспорта с опасными грузами Руководством рекомендовано:
  • движение транспортных средств с опасными веществами на ОПО организовывать по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков и указателей, определенных Правилами дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090;
  • маршруты следования автотранспортных средств устанавливать по наиболее короткому направлению с минимальным числом остановок в пути и учитывая: возможность подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшие ограничения скорости и обеспечение безопасности движения;
  • по маршруту на видных местах обеспечить установку схемы движения. На указанных схемах следует в том числе указать допустимую скорость движения транспортных средств по территории ОПО;
  • по маршруту следования транспортных средств устанавливать дорожные знаки «направление движения с опасными грузами» и на видных местах схемы движения;
  • при перевозке опасных веществ на ОПО водителям транспортных средств соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
В Руководстве также приведены рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ.

Согласно Руководству, внесение изменений в конструкцию транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на ОПО, производится по технической документации при условии соблюдения габаритов транспортного средства, требований транспортной безопасности на ОПО и промышленной безопасности, согласовывается с изготовителем и с учетом требований технических регламентов, а также статей 7, 8, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № Пб-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения безопасности рекомендуется учитывать особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.

Помимо прочего, в Руководстве содержатся рекомендации по организации погрузочно-разгрузочных работ на ОПО.

При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.

Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в соответствующих технологических инструкциях с указанием:
  • обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;
  • порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;
  • безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.
При проведении ЭПБ сооружений, применяемых на ОПО, связанных с транспортированием опасных веществ, Руководством рекомендуется акцентировать внимание на таких сооружениях, как:
  • сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;
  • автомобильная дорога в установленных границах, включающая в себя земляное полотно, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки), другие, относящиеся к дороге сооружения, - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;
  • элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).
Новое Руководство по безопасности «Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами» может применяться с 1 января 2024 года.

 

Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru