Так ли хорош IV класс? «Безнадзорность» АГЗС приводит к авариям
Сжиженный углеводородный газ (СУГ) для автомобилей – не новый, но весьма экологичный вид топлива. В наш загрязненный век – какая-никакая забота об окружающей среде.Жаль, что у любой «заботы» есть своя цена. И на «обратной стороне» экологичности стоит плачевное состояние несетевых газовых заправок (АГЗС) с точки зрения промышленной и пожарной безопасности.
АГЗС – вообще проблемный объект. Одна только «битва за классы» тянется с 2014 года.
Речь о III и IV классах опасности ОПО, на которых используют оборудование под давлением (сосуды):
- для 3-го класса нужно рабочее давление 1,6 МПа и выше.
- желанный 4 класс получают сосуды с «паспортным» рабочим давлением ниже 1,6 МПа (например, 1,59-1,58-1,57 и т.д.).
Но… Сметливые заводы-изготовители научились обходить ТР ТС 032/2013 и сопутствующие ГОСТы. «Поколдовали» с регуляторами давления (сбросными и предохранительными клапанами), автоматикой безопасности (давление просто не может подняться выше, скажем, 1,57 МПа).
И вуаля – IV класс опасности. Большие продажи. Иллюзия «законности» для владельцев ОПО.
Ростехнадзору это… не понравилось.
Еще меньше удовольствия получили крупные многотопливные заправки и средние сети АГЗС (у них-то 3 класс – лицензия, плановые проверки).
С Ростехнадзором – понятно. Их интересует контроль («безопасность должна быть безопасной») и возможность планово собирать штрафы (для 4-го класса не нужна лицензия и нет плановых проверок).
У сетевых «заправщиков» мотивация посложнее. Официально – 4-классники показывают «низкий уровень безопасности», который компрометирует всю отрасль.
Реально же их волнует банальная конкуренция. Ведь владельцы АГЗС 4 класса опасности могут продавать топливо дешевле (ниже накладные расходы, в том числе на поддержку промбезопасности).
«Многоликая» трактовка законов породила споры, «силовые разборки» (особенно за Уралом), судебные процессы.
В итоге Ростехнадзор «психанул». И с 2019 года регистрирует все АГЗС только по III классу опасности ОПО. Попутно упрекает владельцев газовых заправок в искусственном («необоснованном») снижение рабочего давления сосудов СУГ (плевать, что там в паспорте написано) «в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта».
«Официальная позиция Ростехнадзора» (которая звучит в судах всех инстанций – мы дополнили и чуть-чуть перефразировали):
Требования к СУГ установлены ГОСТ Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия». В документе указаны физико-химические и эксплуатационные показатели СУГ и определено, что значение избыточного давления насыщенных паров СУГ составляет не более 1,6 МПа (см. раздел 4, таблица 2, п. 3).
Чтобы обеспечить требования ТР ТС 032/2013 к безопасности оборудования и минимизировать риски возникновения инцидента, аварии при его эксплуатации, максимальное рабочее давление сосудов СУГ не может быть меньше максимального давления насыщенных паров СУГ, установленного ГОСТ Р 52087-2018, т.е. 1,6 МПа.
Такое «вероломство» госоргана породило новую болезнь. АГЗС вообще перестали регистрировать в Ростехнадзоре. «Нет ОПО = (якобы) нет проблем».
Успешные (до поры до времени) предприниматели как будто забыли, что сосуды СУГ:
- вместимостью более 100 литров (0,1 м3), работающие под избыточным давлением сжиженного газа более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2))
Объекты «с их участием» нужно регистрировать в реестре ОПО.
Только зачем? Деньги и так можно зарабатывать. Нет ОПО… вы же помните?
Правда, есть один нюанс. Если нет ОПО, нет и промышленной безопасности (во всех смыслах этого слова). А еще – нет страховой защиты от аварий на опасном объекте (значит пострадавшие ничего не получат и будут оббивать пороги судов).
Внимание, вопрос – стоит ли в этой связи «демонизировать» Ростехнадзор?
Да, у госоргана много претензий. Потому что… владельцы АГЗС много нарушают. С точки зрения Ростехнадзора, они (как минимум):
- снижают рабочее давление сосудов СУГ, чтобы снизить класс опасности ОПО;
- не оформляют лицензию на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности;
- не страхуют гражданскую ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на объекте (страховой полис ОСОПО);
- допускают к работе НЕобученный (неквалифицированный) и НЕаттестованный персонал;
- не назначают ответственных 1) за осуществление производственного контроля; 2) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
- не (своевременно) проводят техническое освидетельствование (ТО) и техническое диагностирование (ТД) сосудов СУГ;
- неправильно организуют газоопасные и огневые работы (например, слив газа из автоцистерн в резервуары/сосуды СУГ) и т.д.
Снижение рабочего давления сосудов СУГ
Нарушение стало «массовым» в 2019 году (историю вопроса и аргумент Ростехнадзора – см. выше). Тогда же – обострились споры. И народ чаще обычного потянулся в суды…
По всей вероятности, решить конфликты «миром» сможет только нормативный акт, в котором «черным по белому» будет написано, какой класс опасности у АГЗС – III, IV или зависит от давления сосуда.
А пока… Нужно смириться с позицией Ростехнадзора (3 класс, не ниже). Бизнес целее будет.
Перерегистрация ОПО не обязательна. У кого 4 класс, остается «при своих». Правда, до первой аварии и/или внеплановой проверки.
Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО
Во «взрывопожароопасности» АГЗС вряд ли кто-то усомнится (пострадавшие в авариях – точно нет).
И если госорган считает газовые заправки СУГ объектом III класса опасности, то для их эксплуатации нужна ЛИЦЕНЗИЯ.
Можно, конечно, бойкотировать и слать Ростехнадзор «на…». Но кроме риска налететь на уголовную статью «незаконное предпринимательство» (ст. 171 УК РФ, деятельность без лицензии, максимум до 5 лет тюрьмы со штрафами), вы вряд ли чего-то добьетесь.
Порядок лицензирования ОПО изменился в 2021 году (спасибо «регуляторной гильотине»). Ищите его в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661.
Там же найдете – лицензионные требования (что должен делать и соблюдать владелец ОПО) и список основных документов, которые нужны для получения лицензии.
Обучение и аттестация персонала
Вы бы легли под «нож» хирурга, у которого нет образования, но есть ОГРОМНЫЙ опыт (у хирурга, не у ножа)? Философский вопрос. Каждый имеет свое мнение.
А вот вам другой. Можно ли допускать к работе на опасном объекте (где высокий риск взрывов и пожаров) необученный персонал? Людей, которые мало знакомы с требованиями промышленной и пожарной безопасности (и зачастую не хотят такого знакомства).
Если верить Ростехнадзору и его статистике, многие владельцы АГЗС этим вопросом не задаются. И часто забывают, что их работники (за исключением, пожалуй, кассира, если он не выполняет газоопасные работы) должны пройти:
- обучение (повышение квалификации) по профилю должностных обязанностей;
- аттестацию по промышленной безопасности (как минимум, по областям А.1 и Б.7.4).
- стажировка на рабочем месте (перед допуском к самостоятельной работе);
- проверка знаний требований федеральных норм и правил (ФНП);
- вводный и периодический инструктаж;
- учебные тренировки по ликвидации аварий и пожаров на ОПО (минимум 1 раз в квартал).
«Незнание не освобождает от ответственности». Эта фраза должна стать девизом владельцев АГЗС.
Вы не знали, что за опасный объект должен кто-то отвечать? Теперь знаете. Нужны минимум два (лучше три) инженерно-технических работника. Эти «трое из ларца» зовутся:
- ответственный за осуществление производственного контроля (ПК);
- ответственный за исправное состояние ОПО;
- ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО.
Ответственные сотрудники должны:
- быть в штате организации, эксплуатирующей ОПО;
- иметь высшее (техническое) образование и дополнительное профобразование по промышленной безопасности (обязательно – для ответственного за ПК);
- иметь действующие протоколы аттестации по промышленной безопасности;
- иметь стаж работы в отрасли не менее 3-х лет.
Техническое освидетельствование и диагностирование сосудов СУГ
«Зачем? И так всё работает…». Когда сломается, поздно будет.
Техническое освидетельствование/диагностирование (ТО и ТД) – это не только соблюдение закона. Это профилактика аварий, инцидентов, поломок оборудования. Это залог и подтверждение безопасности.
В конце концов – экономия денег. Со сломанной АГЗС много не заработаешь. Да еще ремонт влетит в копеечку (может, и с шестью нулями).
ТО бывает:
- первичным – перед вводом АГЗС в эксплуатацию;
- периодическим – в процессе работы (раз в 1-2-3 года, сроки найдете в руководстве по эксплуатации сосуда);
- внеочередным – после простоя больше 12 месяцев, после демонтажа и установки на новом месте, после ремонта с применением сварки.
Проведение газоопасных работ
Слова «газ» и «опасность» не пугают вдалельцев АГЗС. «Да разве ж мы проводим такие работы? Мы ж не эксперты и не ремонтники…».
Еще как проводите… Вы знали, что «слив газа из автоцистерн в резервуары» (сосуды) тоже относится к газоопасным работам?
«Огласите весь список, пожалуйста…». Такой список есть. Загляните в п. 110 ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
«Как проводить?» и «Что соблюдать?» – смотрите там же (документ небольшой, можно осилить).
Помните, что «к выполнению газоопасных работ допускаются руководители, инженерно-технические работники», которые:
- знают, как пользоваться средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
- умеют оказывать первую помощь (обучены навыкам);
- прошли обучение по профессии «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» с правом проведения газоопасных работ (имеют удостоверение).
«Это ж сколько денег надо на выполнение всех требований…».
Да, соблюдать законы дорого (не соблюдать – еще дороже).
Мы все любим зарабатывать (чем больше, тем лучше). А тратить… Не всегда. Особенно на такую «безделицу», как (промышленная) безопасность... Безопасность работников, клиентов… да просто граждан, которые проходят или живут рядом с объектом.
А что в итоге?
В итоге – аварии, штрафы, уголовные дела
Вы же слышали про Новосибирск? Мощный взрыв и пожар (больше 1000 кв. м) на АГЗС.
Больше 30 пострадавших, в том числе двое детей (ожоги… реанимация… благо погибших нет).
Объект (кстати, IV класса опасности), не подлежащий восстановлению.
Сибирский Ростехнадзор, Следственный комитет России по Новосибирской области и дознаватели МЧС уже взялись за дело.
Предварительная причина аварии – газовоз (автоцистерна) не был заземлен, когда «сливал» топливо в резервуар СУГ (то есть «нарушение при выполнении газоопасных работ»).
Что ждет владельца (эксплуатанта) этой АГЗС?
1) Убытки от «мертвой» заправки.
2) Уголовные и административные дела:
- по статье 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (часть 2, п. «в») – от Следственного комитета (до 6 лет тюрьмы со штрафами);
- по статье 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» – от Следственного комитета (до 1 года тюрьмы со штрафами и ограничениями);
- по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ «Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии» – от Ростехнадзора (штраф до 1 000 000 руб.);
- (весьма вероятно) по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» – «осуществление предпринимательской деятельности без лицензии» (АГЗС ведь III класса опасности) – от тандема «Ростехнадзор + Следственный комитет» (до 5 лет тюрьмы со штрафами);
- (весьма вероятно) по части 1 статьи 217 УК РФ «Нарушение требований промышленной безопасности ОПО, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба» – от Следственного комитета (до 3 лет тюрьмы с дисквалификацией).
«Хватит страшилок… Это ж единичный случай».
Если бы…
Август 2020-го. Волгоград. Мощный взрыв и пожар на АГЗС в Тракторозаводском районе города.
13 пострадавших (0 погибших) – сотрудники МЧС, работники местного «Водоканала», обычные люди, проходившие мимо.
Объект разворотило… Не как в Новосибирске, но… тоже «без права на ремонт».
Причина аварии – нарушения (а может «злой рок»?) при перекачке газа из автоцистерны в резервуар (вроде заземлили, не курил никто…). Воспламенился трубопровод, который сбрасывает избыточное давление.
Владелец АГЗС – многострадальное ООО «Газэнергосеть-Поволжье» (было «дочкой» Газпрома). Ростехнадзор «кошмарит» этих ребят с 2013 года.
Чем закончилась история?
Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 1 статьи 217 УК РФ «Нарушение требований промышленной безопасности ОПО, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба». Кого-то, наверняка, осудили. Информации нет в открытом доступе.
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора внепланово «пробежалось» по 17 (!) АГЗС, которыми владело ООО «Газэнергосеть-Поволжье» на территории Волгоградской области.
Нашли 90 (!) нарушений (в том числе – «необоснованное снижение рабочего давления сосудов»).
Наказали юридическое лицо и 7 должностных лиц по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (где-то на 350 000 руб., слабовато…)
А еще… Нижне-Волжский Ростехнадзор решил проверить всю свою «поляну» – навестил владельцев АГЗС в Республике Калмыкия и Астраханской области. Профилактика удалась. И штрафов насобирали, и работу кое-где запретили.
Короче, все «благодарны» ООО «Газэнергосеть-Поволжье».
Июль-август 2020-го. Краснодарский край. Близ станицы «Васюринская» (26-й километр автодороги Краснодар – Кропоткин) взорвалась АГЗС.
Вслед за этим начался пожар на 300 кв. м (горела не только заправка, но и припаркованные рядом автомобили).
6 пострадавших (1 погибший). Объект, естественно, не подлежит восстановлению.
Авария случилась при заправке автомобиля. Виной всему «нагретые поверхности авто либо искры», а еще «натянутый напорный шланг подачи газа, который не отсоединили от отъезжающего автомобиля». Как думаете, кто больше нарушил – клиент или заправщик?
Владельца АГСЗ – 54-летнего ИП – арестовали (когда скончался один из пострадавших).
И скорее всего, осудили (нет информации в открытом доступе) по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью).
Северо-Кавказский Ростехнадзор новостями не делился. Но… зная темперамент этих ребят, меры были самыми жесткими. Как минимум, наказание для ИП по статье 9.1 КоАП РФ и внеплановые проверки АГЗС по всему Краснодарскому краю.
Вот лишь пара примеров (малая часть). И даже по ним… диагноз неутешительный.
Будет, как с башенными кранами. Помните, Ростехнадзор проверял их внепланово в 2017-2019 гг. Из-за частых аварий. По поручению Правительства РФ.
В случае с АГЗС сигнал тоже может прийти «сверху». И начнется… Череда внеплановых проверок во всех регионах РФ. Штрафы. Приостановки-запреты. Уголовные дела.
А еще – III класс опасности АГЗС на законодательном уровне (…похоронят малый бизнес).
Кому от этого станет лучше? Правильно. Ростехнадзору. Он соберет мно-о-о-о-го «дани».
Ну а горе-бизнесмены могут «присесть». Годика на два. При хорошем раскладе.