Досудебное обжалование решений надзорных органов стало обязательным
С 01.01.2023 порядок досудебного обжалования решений надзорных органов стал обязательным для всех видов госконтроля.В этой связи «официальные лица» (ведомства) решили поделиться статистикой за 1,5 года использования «механизма».
Как вы помните, он стартовал в экспериментальном режиме летом 2021 года. За это время рассмотрено 5 000 жалоб на решения разных органов госконтроля (жаль, нет статистики отдельно по Ростехнадзору, но мы обязательно поищем…). Из них большинство подано в 2022 году (видимо, «распробовали» процедуру и убедились в ее работоспособности).
«Каждое четвертое обжалование» (больше 1000 обращений) рассмотрено в пользу представителей бизнеса.
Кроме того, планомерно снижается срок рассмотрения жалоб. Если в 2021-м средний показатель был «13 дней», то в 2022-м уже «10 дней» (и даже «6 дней» в отдельных случаях). При этом нормативный срок рассмотрения обращений – 20 дней (все-таки «онлайн» творит чудеса).
«Досудебный порядок обжалования» задумывался как оптимальный процесс разрешения споров между «поднадзорным» и «надзирающим» (без суда, следствия и дополнительных расходов). И судя по данным, оптимизация работает.
Процедура описана в Административных регламентах большинства надзорных органов. Обжаловать можно многое:
- акт проверки;
- решение по результатам проверки (штраф, приостановление деятельности и т.д.);
- предписание об устранении нарушений;
- порядок назначения (решение о проведении) проверки;
- действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа и т.д.
К тому же пройти процедуру очень просто – через спецраздел портала «Госуслуги» https://knd.gosuslugi.ru/.
Там вам и «Жалоба на нарушение моратория на проверки»:
И другие более стандартные варианты:
Чтобы обратиться в госорган, нужно:
1) Авторизоваться на «Госуслугах» (как представитель организации, ИП или обычное физ. лицо).
2) Заполнить форму жалобы:
3) Отправить жалобу – в течение суток вы получите уведомление о ее регистрации (входящий рег. №, дата регистрации, наименование ведомства, ориентировочный срок рассмотрения).
А дальше… следим за «ходом» документа («Госуслуги» будут уведомлять через приложение, смс или по e-mail) и ждем ответа контролеров.
Госорган может:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- полностью или частично отменить обжалуемое решение;
- отменить решение и принять новое решение;
- признать действия (бездействие) должностных лиц незаконным и вынести «решение по существу, в том числе об осуществлении определенных действий».