МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как организовать и провести противоаварийную тренировку на ОПО

28.09.2023

Владельцы ОПО должны «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте». Это требование ФЗ № 116 (статья 10, часть 1). Расшифровкой закон не балует, но… мы-то с вами понимаем, что обучать можно «в теории» – на лекциях, семинарах и других аудиторных занятиях. И «на практике» – через учения, тревоги и тренировки.

Последнему варианту в «нормативке» отчего-то уделяется мало внимания.  Казалось бы… тренировки – полезная штука. Недаром Ростехнадзор (в новостях и «личных беседах») называет их «важной частью производственного контроля». И речь не о тех «экспериментах», которые устраивает сам госорган и которые описаны в п. 22 Положения о федеральном госнадзоре за промышленной безопасностью, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.

Речь о «добровольных» мероприятиях, которые проводят (должны проводить!) организации, эксплуатирующие ОПО. Чтобы научить сотрудников. Обкатать порядок действий. Убедиться в готовности всего и вся. Их обычно упоминают в разделе ПМЛА «Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте» и в одном из приложений к документу, например, под названием «Порядок изучения Плана мероприятий и организация учебных занятий». Представьте, у этих вот «столпов эксплуатации»… проблемы с законодательной базой. Ее практически нет.

В статье мы решили исправить эту несправедливость и подробней раскрыть тему «противоаварийных тренировок». То есть учебно-тренировочных занятий по ПМЛА (или «аварийным инструкциям» в случае с ОПО IV класса опасности). Вроде как… немного заполнить «нормативный вакуум».

Задачка, кстати, получилась не из легких. Ибо в федеральных законах и постановлениях Правительства тренировки вообще не фигурируют. Только «обеспечение готовности», которое по мере творческих сил нужно «красиво» разложить в ППК, ПМЛА и других нормативно-технических документах.

Раньше о тренировках писали в ежегодном отчете о производственном контроле (количество проведенных и запланированных занятий – см. раздел 2, п. 2.1 «архивной» формы отчета, утв. приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25). Но после щелчка «гильотины» эта практика тоже вышла из обихода.

Да, есть упоминания в некоторых ФНП. Например, из ФНП ОРПД мы узнаем, что ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию  должен (п. 236):
  • «е) проводить противоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом».
В то же время ответственный за осуществление производственного контроля должен (п. 233):
  • «и) контролировать проведение противоаварийных тренировок».
Пункт 9 ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (АГЗС), утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530, четко дает понять, что:
  • «Работники автозаправочных станций помимо обучения, стажировки и инструктажа не реже одного раза в квартал должны участвовать в учебно-тренировочных занятиях по ликвидации аварийных ситуаций, аварий и пожаров, предусмотренных ПМЛА на ОПО I, II и III классов опасности, а для ОПО IV класса опасности – инструкцией по действиям работников в аварийных ситуациях».
Ему вторит п. 40 ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532, согласно которому:
  • «Должностная инструкция лица, ответственного за безопасную эксплуатацию объектов, использующих СУГ, должна предусматривать: …организацию и проведение тренировок специалистов и рабочих по ликвидации возможных аварий».

В приложении № 6 к ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534, есть п. 10-11, посвященные учебно-тренировочным занятиям по ПМЛА.
 


В приказе Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» наличествует пункт 10, который предписывает организациям, эксплуатирующим ОПО:

  • «проводить учебные тревоги… по определению готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварий».

В иных «трудах» нашего любимого госоргана присутствуют более «мелкие» упоминания. Однако и здесь и там… по законотворческой традиции… никаких подробностей, конкретики или «опорных» материалов.

Больше всех повезло (хотя бы в этом) владельцам угольных шахт. У них есть целые ФНП «Инструкция по порядку разработки планов ликвидации аварий на угольных шахтах, ознакомления, ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРЕВОГ И УЧЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ, проведения плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий», утв. приказом Ростехнадзора от 27.11.2020 № 467.

Вернее, раздел VI этого документа, где (в меру подробно) расписана «последовательность проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий». Кто отвечает за тренировку и контролирует ее проведение. Что проверяют (немалый список параметров). Какие «бумаги» нужны для организации (график, план и т.д.). Периодичность. Состав участников. Оценка результатов. Отчетные документы и т.д. Крайне полезные сведения. Даже с налетом «универсальности».

Еще не бедствует «растительное сырье». У них в наличии (хотя бы) руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2018 № 287.

Документ, кстати, пережил «гильотину». Более того – в него вносились изменения в марте 2021 года. К тому же… он «не является нормативным правовым актом» (что открывает широкое поле для творчества). Вообще, эксплуатанты профильных ОПО найдут здесь МАКСИМУМ полезной (пусть и рекомендательной) информации по учебно-тренировочным занятиям (см. раздел VIII).

Вот, пожалуй, и всё. Спрашивается, что делать остальным, более «многочисленным» владельцам опасных производственных объектов. Тем, кто эксплуатирует сети газопотребления, ОПО с ОРПД, склады хранения или бесчисленное количество опасных производств. «Нефтяникам», «газовикам», «химикам», «металлургам»…

Брать «чужие» шаблоны и адаптировать под себя? Да, безусловно (а что остается?). Как раз для успешной адаптации  мы и хотим дать парочку универсальных советов. Они пригодятся всем владельцам ОПО, невзирая на отраслевую принадлежность.

Сразу оставим за скобками «пафос» о целях и задачах тренировки. Они очевидны. Закрепить теорию. На практике понять алгоритм действий («из удобного кресла да в полымя»). Проверить готовность «сил и средств». Локализовать и ликвидировать аварию в условиях, которые близки к «натуральным». «Спасти» людей. Уменьшить последствия.

В материале сосредоточимся на «практической части» (с образцами документов!). Но сначала разберемся…

Какими бывают противоаварийные тренировки

Существует три вида:

1) Комплексные тренировки, в которых могут участвовать любые сотрудники эксплуатирующей организации, так или иначе связанные с работой ОПО. А также внешние службы (АСФ, «скорая» и т.д.), которые могут быть задействованы при локализации и ликвидации реальной аварии в соответствии с ПМЛА. Мероприятие курирует главный инженер или другой технический руководитель компании-владельца объекта.
2) Цеховые тренировки, которые проводят на отдельно взятом производственном участке (площадке, цехе и т.д.) и в которых участвуют только работники «целевого» подразделения. Ими руководит начальник производственной службы (участка, цеха, площадки и т.д.). Отличаются меньшим масштабом, «точечной отработкой» действий и… высокой частотой (можно организовывать хоть каждую неделю).
3) Индивидуальные тренировки, которые проводит непосредственный руководитель с каждым сотрудником ОПО перед допуском к самостоятельной работе (можно совместить с первичным, повторным или внеплановым инструктажем). Они также «грозят» лицам, которые:
  • по какой-то причине не участвовали в комплексных и/или цеховых тренировках;
  • допустили «ошибки» и получили неудовлетворительные оценки по итогам занятия.
Все мероприятия важны. Шутка ли… они позволяют персоналу и администрации «понюхать пороху» и довести свои «аварийные» действия до автоматизма. Однако… в статье нас интересуют, прежде всего, комплексные противоаварийные тренировки. Дальнейший материал будет касаться именно их. Совсем скоро мы перейдем к организации и осуществлению «тренировочных» замыслов. Но перед этим давайте поймем…


Как часто нужно проводить противоаварийные тренировки

Если брать в среднем по больнице, то... не реже одного раза в год по каждому сценарию специального раздела ПМЛА. В плане 10 сценариев? Значит, будет 10 тренировок в год (почти каждый месяц). Причем устраивать их надо в разные сезоны (зима – весна – лето – осень) и в разное время суток (чтобы никто не расслаблялся).

«А работать вообще будем? Или только тренироваться…».

Ну, граждане… для работы тоже найдется «окошко». Ведь в рамках одной тренировки никто не запрещает отрабатывать несколько смежных («технологически» связанных) сценариев. К примеру, утечка газа в результате разрыва газопровода в помещении котельной, как следствие – загазованность, взрыв облака ГВС или факельное горение, а до кучи еще и пожар. Полный боекомплект для наших любимых сетей газопотребления.

Аналогичные «миксы» возможны и в других отраслях. Да, жестко. Но в итоге получится 4-5 занятий в год. И объект не превратится в тренировочный полигон.

Хотя по некоторым видам ОПО частота учебных мероприятий прописана в ФНП. Например, «горняки» и «нефтегазовики» должны тренироваться «не реже одного раза в год». А эксплуатанты АГЗС и прочих объектов СУГ устраивают «ахтунг» (как минимум) раз в три месяца (или в «квартал», если вам больше нравится такая формулировка).

Про «учебный потенциал» сетей газопотребления нормативка умалчивает. Но Ростехнадзор настоятельно рекомендует (после проверок и экспериментов) проводить занятия ежеквартально, «по различным сценариям».

Хотя конечно… всё зависит от конкретных условий и решения самой эксплуатирующей организации. Поймете, что комплексные тренировки нужны вам каждую неделю – пожалуйста, в добрый путь. Только не забывайте фиксировать «избранную» периодичность и составлять годовой график противоаварийных тренировок (кликайте смелее, там образец документа). В нем обычно прописывают темы (сценарии), даты, участников и (что самое главное) лиц, ответственных за проведение занятий.

Вообще, без графика дальнейшее движение нелегитимно (Ростехнадзор не даст соврать). А ведь дальше – самое интересное. Ответ на вопрос…

Как организовать противоаварийную тренировку

Сделать три «простых» шага:
  • создать комиссию по проведению тренировки (один человек всё оценить не сможет);
  • подготовить план учебного занятия;
  • сообщить работникам ОПО «благую весть», что скоро их ждет проверка на «аварийную профпригодность».
Хотите подробностей? Пожалуйста. Начнем с комиссии. Ее «созывает» ответственный за проведение тренировки. Для создания нужен «директорский» приказ, где распишут состав, полномочия, период работы и прочие оргмоменты.

Председателем, по идее, должен быть главный инженер (иной технический руководитель компании). Но… это ваше внутреннее мероприятие. Поэтому «всей полнотой власти» можно наделить кого угодно. Например, того же ответственного за учения (сам затеял, пусть сам и разгребает).

Кто в составе? Любой «желающий». Ни по количеству, ни по качеству требований нет (даже в тех источниках, где хоть что-то написано). Главное, чтобы у людей хватило знаний и опыта для оценки учебного занятия. Да и самих людей чтоб хватило. Ведь члены комиссии должны рассредоточиться по объекту и пристально следить за ходом тренировки. В том числе:
  • проверять (на своем «участке») готовность «сил и средств» эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварии, а также их умение решать задачи, предусмотренные ПМЛА (а не «отсебятину пороть»);
  • оценивать, хорошо ли взаимодействуют работники ОПО с АСФ и другими внешними службами, которые участвуют в локализации-ликвидации (условной и реальной) аварии согласно ПМЛА;
  • проверять всю цепочку оповещения об аварии – соблюдается ли порядок, установленный ПМЛА и нормативно-правовыми актами (вдруг забудете Ростехнадзору послать весточку, госорган «обидится»);
  • оценивать профессионализм руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии (главное, чтобы он не входил в состав комиссии, а то получится неловкая ситуация…);
  • проверять, укомплектован ли объект средствами для локализации-ликвидации (теми, что «красиво» расписаны в ПМЛА), а между делом – оценивать их состояние, правильность размещения и применения (в суматошной практике всякое бывает…);
  • (при желании) делать экономические расчеты – прикидывать, покроет ли финансовый резерв расходы на ликвидацию условной аварии;
  • проверять пути эвакуации и аварийные выходы (соответствуют/не соответствуют нормативным требованиям, нет ли расхождений с ПМЛА);
  • оценивать системы наблюдения, оповещения и связи на объекте – их фактическое состояние, работоспособность, достаточность, эффективность в случае аварии;
  • контролировать другие важные вопросы, например – определение границ опасной зоны, ограничение доступа в нее, безопасность эвакуации, отсутствие в неположенных местах «неположенных» людей и т.д.
А на исходе тренировочного дня, по горячим следам:
  • давать общую оценку всему произошедшему (с минусом или с плюсом);
  • если минусов больше, чем плюсов – предлагать конкретные меры по их устранению.
Вы поняли, да? Работы у товарищей (в идеале) будет выше крыши. Теперь к другим «новостям». Одной комиссии мало. Нужен еще план учебно-тренировочного занятия, в котором прописывают:

1) цель, дату, время и место проведения тренировки;
2) сценарий «условной» аварии и место (то есть конкретная часть объекта, например, такой-то цех, резервуар № 6, помещение котельной, территория организации и т.д.) ее возникновения;
3) исходную обстановку (что произошло? кто из участников где находится в начале «аварийного действа»?) и группировку сил;
4) порядок проведения тренировки – прямо по шагам, например:
  • оповещение (кто, кого, как);
  • первичные действия персонала (перекрыть газовый вентиль, «разжиться» огнетушителем, побегать с криками «караул» и т.д.);
  • огораживание места аварии;
  • отключение электроснабжения (дабы не плодить поражающие факторы);
  • проведение ремонтных работ и прочее в том же духе (всё зависит от сценария и «записей» в вашем ПМЛА);
5) перечень мер (если необходимо), которые не допустят или предотвратят реальные проблемы на объекте (нарушения технологического режима, перерывы в нормальной работе и т.д.) – по сути, запреты  («нельзя нажимать на красную кнопку») и предостережения («не стоит калечить товарища по команде, даже если он играет роль пострадавшего»);
6) состав комиссии, о которой мы рассказали выше;
7) местонахождение членов комиссии (которые, как вы помните, не должны кучковаться в одном месте, дабы комплексно оценить результаты учений), например, кто-то сидит в оперативном штабе, кто-то пьет чай в помещении диспетчера, кто-то развлекается в «аварийном» цехе, а кто-то травит байки пожарным на свежем воздухе.

Мы, конечно, острим и шутим. На практике… всё гораздо серьезней. Тренировочная обстановка должна быть максимально приближена к настоящей. Иначе работники просто не смогут закрепить теоретический материал из ПМЛА и отшлифовать свои действия в «аварийных» условиях. Даже приглашенные «звезды» (например, АСФ или медики), и те не отбывают номер. Они тушат, оказывают первую помощь, ликвидируют «последствия». Практикуются сами и учат других. Создают атмосферу реальной аварии.

При этом, однако, нельзя допускать кризисных ситуаций. Когда «игра» становится опасной и возникает риск травмирования людей, материального ущерба, сбоев в работе ОПО. Да, чем натуральней, тем лучше. Но, пожалуйста – без фанатизма. Тренировка должна «проверить готовность» и научить, а не разобрать объект по кирпичикам.

С другой стороны… не стоит сочинять «добрую» (и безопасную) «сказку». Берите сценарии из ПМЛА (вы же помните, да? их можно смешивать). И ударно практикуйте расписанный там порядок действий (специальные разделы и оперативная часть вам в помощь). Только не забудьте рассказать коллегам про свои «аварийные замыслы». О дате и времени тренировочного занятия желательно предупреждать всех участников не менее чем за сутки.

Хотя… так можно сделать лишь с первой в году комплексной противоаварийной тренировкой. А остальные провести в формате тревогивнезапно, без предварительного оповещения»). Решать… исключительно вам. Ведь нормативная база хранит молчание.

Итак, все формальности соблюдены. Комиссия создана. План составлен. Работники проинформированы. Теперь можно переходить к следующему шагу и задаваться вопросом…

Как провести противоаварийную тренировку

«Просто разыграть сценарий» – ответит большинство из вас. По сути, да. Но… как обычно… есть некоторые нюансы.
Ну, например… тренировку можно проводить:
  • с условными действиями (их имитацией), когда участник обозначил, но не совершил нажатие на кнопку, переговоры по рации, тушение пожара и т.д.;
  • с реальными действиями, когда по-настоящему останавливают или запускают оборудование, передают оперативные сообщения, отключают электро- или газоснабжение, применяют пожарную технику и т.д.
В обоих случаях нужен оперативный штаб…



…и связь между членами комиссии (они в т.ч. координируют действия персонала).

А вот дальше пути двух форматов немного расходятся. «Условные действия» хороши там, где нельзя трогать технологический процесс и манипулировать оборудованием (ОПО продолжает работу в штатном режиме). Участники всего лишь имитируют операции, сопровождая это устным комментарием. «Звоню директору и главному инженеру», «перекрываю газ», «включаю сигнализацию», «вызываю АСФ и скорую помощь», «создаю командный пункт», «слежу за эвакуацией», «проводим ремонт», «тушим пожар» и т.д.

В некоторых моментах живую речь можно заменить тренировочными плакатами и/или бирками с надписью. «Газ перекрыт». «Сигнализация включена». «Манометр показывает…». «Предохранительный клапан сработал» и т.д.

В «реальных действиях» всё по-взрослому. Телефоны звонят. Рации шипят. Технические устройства отключают и включают. Спецсредства используют. Людей эвакуируют.



Некоторые даже имитируют взрыв (другие аварийные эффекты), применяя дымовые шашки и звуковые приборы.

Такие тренировки, кстати, можно совмещать с плановым переключением оборудования (например, с выводом в ремонт, заменой или техническим обслуживанием, которые требуют остановки). Есть в них, правда, и негативный момент – ошибки персонала (не туда нажал, что-то повредил и т.д.). Разумеется, огрехи нужно просчитать и заранее принять меры. Скажем, провести дополнительный инструктаж на эту тему. Или пригласить дополнительных (квалифицированных) наблюдателей (в помощь членам комиссии).

Зато, граждане… игра стоит свеч. Ведь занятие в «боевых условиях» покажет РЕАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ каждого участника к локализации и ликвидации последствий аварии на вашем объекте.

А участников-то может быть немало. В идеале, к тренировке привлекают:
  • производственный персонал ОПО;
  • нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников организации (если есть);
  • членов профессиональных АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объекта;
  • пожарную охрану;
  • медицинскую службу и т.д.
При этом… на тренировочной площадке не должно быть посторонних людей – «зрителей» или «массовки». Только те, кто (согласно ПМЛА) будет принимать участие в локализации-ликвидации настоящей аварии. Особая привилегия – для «оценщиков» (то есть… членов комиссии).

Они-то как раз на «боевом дежурстве». Столько всего им нужно увидеть, отследить, проконтролировать (в т.ч. проверить на соответствие ПМЛА):
  • порядок и время оповещения (людей в зоне аварии, руководителей и специалистов эксплуатирующей организации);
  • действия участников тренировки (ответственного руководителя, диспетчера-оповестителя, административного и рабочего персонала, специализированных служб);
  • вызов и прибытие АСФ (пожарной и медицинской бригады) к месту условной аварии;
  • вызов и прибытие «местных» товарищей (руководства, ИТР), которые участвуют в локализации-ликвидации;
  • знание работниками ОПО маршрутов эвакуации;
  • время, затраченное на выход (вывод), эвакуацию людей и прочие нюансы учебного занятия.

А еще чтоб тренировку раньше времени не закончили. Ибо нельзя без санкции режиссера… пардон… ответственного за проведение или председателя комиссии. Когда сценарий действительно отработан, он (обычно по внутренней связи) подтверждает финал и благодарит всех собравшихся.

Только после отмашки работники ОПО могут выдохнуть, вернуться на свои трудовые места и жить прежней («дотренировочной») жизнью. Хотя нет. Дальше – самое важное…

 

Оценка результатов тренировки

…которую лучше проводить по горячим следам. Буквально на следующий день собирать совещание и детально обсуждать итоги учебного занятия. К «разбору полетов» можно привлечь:
  • отдельных участников тренировки (например, ответственного руководителя работ, диспетчера, ответственных за эвакуацию, ремонтный персонал и т.д.);
  • членов комиссии (их присутствие вообще-то обязательно… они видели всё!);
  • представителей нештатного АСФ (если есть) и профессионального АСФ (пожарной охраны или медицинской службы);
  • руководителя эксплуатирующей организации (в качестве «высокого слушателя», которому докладывают все остальные) и т.д.
Ключевая задача собравшихся – дать общую оценку проведенного мероприятия, а также оценить действия конкретных (чаще провинившихся) «персонажей».

Разумеется, оценка должна быть объективной. По заранее утвержденным (или хотя бы сформулированным) критериям. Ну, например:
  • «оповещение» – способ, сроки (своевременно/несвоевременно), качество доклада (объем информации об аварии), соответствие ПМЛА («цепочка контактов»);
  • «руководство работами» – справился ли ответственный руководитель со своими обязанностями, не отступил ли от «буквы» и «духа» ПМЛА (организация оперативного штаба, правильность группировки сил и средств, их направления в зону аварии, верная  экипировка персонала, верные методы локализации-ликвидации и т.д.);
  • «опасная зона» – определение границ (верно/неверно), ограничение доступа, безопасность эвакуации, качество подготовки к безопасному проведению работ;
  • «ввод сил и средств в опасную зону» – время реагирования (по нормативам из ПМЛА), оснащение (соответствует ли характеру аварийной ситуации);
  • «оказание первой помощи» (если по сценарию были пострадавшие) – своевременность, качество, оперативность вызова медицинской службы;
  • «локализация и ликвидация последствий аварии» – качество и достаточность работ, соответствие ПМЛА (не было ли отступлений от порядка, установленного оперативной частью).
Можно что-то добавить или изменить. Главное – охватить все этапы и «компоненты» тренировки. Ну а дальше… делать выводы и выносить «вердикт»:
  • «удовлетворительно», если нет отрицательных показателей;
  • «неудовлетворительно», когда есть хотя бы одно нарушение, которое теоретически может спровоцировать дальнейшее развитие аварии и/или нанесение вреда здоровью людей.
За что положен «неуд»? Порой, за сущие малости. К примеру:
  • не был организован оперативный штаб (следовательно, участники действовали «хаотично», без централизованного руководства);
  • не перекрыли все подходы (подъезды) к зоне аварии (а значит, кто-то посторонний мог бы в нее попасть и получить увечья);
  • в «опасной» зоне обнаружились работники («зрители»), которые не участвуют в тренировке (нарушение сценария и требований ПМЛА… всё занятие насмарку);
  • персонал, задействованный в локализации-ликвидации, не имел (или не получил) необходимую спецодежду, СИЗ, подходящий инвентарь (тут и вред здоровью, и дальнейшее развитие аварии);
  • нарушили последовательность действий (шагов, этапов), расписанную в плане учебно-тренировочного занятия (что было бы чревато в условиях реальной аварии);
  • не проверили все здания (помещения) в «опасной» зоне, где были или могли быть люди (отпустили эвакуацию на самотек и неоправданно рискнули чужим здоровьем) и т.д.
«Слушайте, ну отрицательный опыт – тоже опыт. Это ведь наши внутренние дела. Рано или поздно всё получится».

Конечно. Благословенный момент придет. Главное, чтоб до него по-настоящему не рвануло. А если серьезно… даже ваши внутренние дела должны иметь «последствия».

Во-первых, план корректирующих мероприятий (нарушения и огрехи нужно исправлять). Во-вторых, внеочередная проверка знания ПМЛА для особо «отличившихся» работников. В-третьих, повторная тренировка на ту же тему через 10-14 рабочих дней (после детального изучения допущенных ошибок!).

Возможны и «радикальные меры» – переработка ПМЛА (вдруг вы осознаете его несовершенство).

Ладно, не будем о грустном. Продолжим наш практический путь. Так-так-так… ах, да… «устной» оценки мало. Нужно письменно зафиксировать итоги учебного занятия. Поэтому следующий вопрос…


Как оформить результаты тренировки

Для начала… сделать акт проведения учебно-тренировочного занятия  или «Акт о проведении (комплексной, цеховой) противоаварийной тренировки».

Хотя можно использовать все изыски канцелярита и обозвать документ:
  • «Акт об итогах организации подготовки и проведения комплексного (цехового) учебно-тренировочного занятия по Плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (инструкции, устанавливающей действия работников в аварийных ситуациях) по теме…».
Как вам больше нравится. «Нормативка» здесь не чинит препятствий (форма не утверждена).

Главное, не затягивать с составлением. 2-3 рабочих дня, и акт должен быть готов. Не просто готов, а подписан председателем и всеми членами комиссии. Дальше его отправляют на «вечное» хранение вместе с другими материалами тренировки.

«А что по содержанию?»

Хороший вопрос.  Ведь нормативных образцов нет. Доступны лишь «практические фантазии». Поэтому в документе можно прописать:
  • тему тренировочного занятия;
  • дату и время проведения;
  • место возникновения условной аварии (объект, его часть, цех, площадка, участок, территория организации и т.д.);
  • состав комиссии (председатель + члены, которые, собственно, будут подписывать акт);
  • условия проведения тренировки (то есть описание «входных параметров»: что случилось? есть ли пострадавшие? какие метеоусловия? в каком состоянии оборудование? что сработало, что не сработало? и т.д.);
  • хронологию событий (время – место – описание действий);
  • выводы комиссии (общая оценка, оценка действий отдельных работников, список выявленных несоответствий требованиям ПМЛА и НПА, рекомендации по итогам занятия – изменение ПМЛА, привлечение дополнительных сил и средств, повторная тренировка и т.д.).
Если занятие прошло без нарушений – отлично. Если нет (были мелкие и не очень огрехи), нужен план корректирующих мероприятий с четкими сроками выполнения (его прикладывают к акту). До следующей тренировки все меры должны быть приняты. А их результативность станет понятна в процессе новых учений.

С актом всё. Однако он – только полдела. Надо еще внести информацию о тренировке в специальный журнал регистрации учебно-тренировочных занятий. С названием документа можно поколдовать. Равно как и с его наполнением. К примеру, фиксировать:
  • дату, время и место проведения тренировки;
  • тему учебного занятия;
  • основание (причину) проведения тренировки (от приказа директора до вполне философских рассуждений);
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за проведение тренировки (он, как вы помните, был указан в графике);
  • Ф.И.О. и должности участников мероприятия;
  • описание и оценку действий работников эксплуатирующей организации;
  • подписи работников (которые должны быть ознакомлены с записью в журнале) и т.д.
На горизонте замаячило «много букв», согласны. Писать от руки – долго, сложно (и, наверное, разучились). Поэтому в наш цифровой век вполне допустимо подготовить лист журнала на компьютере, распечатать его и добавить к «друзьям по несчастью» (шитьем, степлером или другим подходящим способом). Журнал, кстати, может быть единым для комплексных и цеховых тренировок.

Кажется, всё, товарищи. Раскрыли заявленную тему насколько возможно. Правда, остался еще один, особенно актуальный вопрос…

Что будет, если не проводить противоаварийные тренировки

По традиции… ничего хорошего. Как минимум, ваши сотрудники окажутся не готовыми к локализации и ликвидации последствий реальной аварии. Понимаем, с этим можно жить. Но стоит ли рисковать здоровьем и безопасностью? А еще деньгами…

Ведь Ростехнадзор при проверках (плановых или внеплановых) воспринимает «непроведение тренировочных занятий» как… нарушение требований промышленной безопасности. Причем для любого ОПО, неважно, есть упоминания тренировок в профильной нормативке (ФНП) или нет.

А за нарушение карают «стандартными путями» (ст. 9.1 КоАП РФ) – от предупреждения до штрафа в 1 000 000 рублей (или приостановления деятельности на 90 суток).

Порой наказание прилетает за меньшие огрехи. Например, когда:
  • проведены не все запланированные тренировки (не сходятся график и журнал);
  • отсутствует журнал регистрации (учета) тренировочных занятий;
  • учения проводит не тот, кто должен (в случае с ОРПД – не ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования);
  • тренировки проводятся слишком редко (особенно если срок установлен ФНП) и т.д.
Это реальные пункты из предписаний госоргана. Он весьма заинтересован в «аварийной устойчивости» объектов. А вы хотите последовать его примеру? Регулярно заботиться о благополучии собственных ОПО? Тогда выделяйте день… и тренируйтесь в свое удовольствие.

Почувствуйте себя режиссером, сценаристом, постановщиком специальных эффектов. Добавьте в тренировку «игровой момент» (сохранив при этом серьезность мероприятия). Обучайте работников. Совершенствуйте ПМЛА. И помните, что профессиональный «Оскар» – это надежность и безопасность вверенного вам объекта.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru