Площадка козлового крана как опасный производственный объект
В промышленности, на различных открытых базах, гидротехнических сооружениях, в металлургии, строительстве широко используются козловые краны.
Особенность этого типа ГПМ состоит в том, что их подкрановые пути могут быть очень широко разнесены – до 74-х метров и более.
При этом козловые краны опираются на каждую часть путей двумя опорными стойками, которые также могут быть широко разведены.
Это обеспечивает в разы большую устойчивость таких грузоподъемных механизмов в сравнении с башенными кранами, дает возможность поднимать (перемещать) большие массы грузов (до девятисот тонн) в любом месте обслуживаемой площадки.
Учитывая, что козловые краны оборудуются консолями, размеры эксплуатируемой площадки увеличиваются на показатель, определяющийся произведением = (вылет консоли)*(длина подкрановых путей).
Козловые краны делятся на две группы. Первые – общего назначения. Применяются в основном на открытых площадках. Их параметры:
- грузоподъемность – до двухсот тонн;
- пролет – до 75-ти метров;
- высота подъема грузов – до 30-ти метров.
Вторая категория – козловые краны специального назначения. У них широкий перечень типов грузозахватов (устройств захвата груза):
- Грейферы (для захвата сыпучих и волокнистых материалов);
- эл/магниты;
- однорогие/двурогие крюки;
- траверсы (для захвата труб);
- клещевые захваты и т.д.
- грузоподъемность – до девятисот тонн;
- пролет – до 130-ти метров;
- высота подъема грузов – до 80-ти метров.
Согласно ФЗ № 116 от 21.06.1997 «О промышленной безопасности…» вся территория, которую обслуживают козловые краны, относится к категории опасных производственных объектов. Следовательно, регистрация ОПО в Ростехнадзоре для таких объектов является обязательной.
Территории, на которых предполагается или производится эксплуатация такого типа ОПО, как козловые краны (строительные площадки, различные базы, вспомогательные заводские службы и др.) обычно состоят из:
- огороженной по периметру территории с въездными воротами (чаще в двух исполнениях – для въезда и выезда);
- подъездных путей с твердым покрытием для доставки и вывоза материалов хранения автотранспортом и почти всегда подъездных железнодорожных путей;
- части территории, отведенной для складирования материалов;
- подкрановых путей;
- самого грузоподъемного механизма;
- вспомогательных помещений для персонала;
- вспомогательных помещений для хранения особо ценных грузов;
- помещений для охраны и т.д.