Проект о внесении изменений в правила проведения ЭПБ
Обновлено 18.10.2024
Подготовлен Проект Приказа Ростехнадзора, который должен или может внести изменения в ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. N 420.
Ранее в материале «Что «задумал» Ростехнадзор в 2024 году» мы писали о перечне нормативных документов, которые Ростехадзор собирается пересмотреть в 2024 году. Приказ № 420 попал в этот перечень.
В данной статье рассмотрим возможные изменения в Приказ № 420. «Возможные» — это значит, что их еще должно пропустить Министерство Юстиции РФ. Первоначальный текст этого проекта был доработан, и в октябре 2024 года мы обновили статью с учетом доработки проекта.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту, в ходе применения действующих правил, возникает правовая неопределенность при толковании некоторых требований, затрудняющая их реализацию. Проект Приказа призван исключить двойное толкование некоторых пунктов ФНП, а также обеспечить подлинность заключений ЭПБ (за счет введения усиленной подписи, установки срока предоставления заключения в РТН и введения возможности исключения из реестра ложных заключений).
Разберем подробнее, что должно измениться.
Сейчас | Будет |
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации. <11> <11> Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". |
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами, и объектов экспертизы, разработчиком которых являлась такая организация. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации. <11> <11> Пункты 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". |
Как я понимаю, изменение намекает на ситуацию, когда экспертная организация или аффилированная с ней организация, одновременно является проектной организацией.
Примером такой ситуации может являться разработка проекта технического перевооружения опасного производственного объекта. Соответственно, экспертизу должна проводить организация, никак не связанная с проектной организацией. Если будет доказано обратное, то экспертной организации Ростехнадзор сделает больно.
Сейчас | Первоначальный текст проекта | Обновленный текст проекта |
17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы. В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы. |
17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, локальным актом организации определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы. В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы. |
17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы. В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы. |
В данном случае Ростехнадзор хочет конкретизировать, каким именно образом экспертная организация должна определять круг экспертов, участвующих в проведении ЭПБ. Сейчас, как правило, экспертные организации выпускают внутренний приказ о назначении эксперта на проведение экспертизы промышленной безопасности. Видимо, некоторые экспертные организации этого не делают. Ростехнадзору это не нравится, вот и реакция.
Соответственно, для тех организаций, которые выпускают приказ о назначении эксперта(-ов) ничего не изменится. А те организации, которые не выпускают приказ… готовьтесь вносить корректировки в свою работу.
Также предполагаются изменения пункта 22:
Сейчас | Будет |
22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза. Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком. |
22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, специалистам, участвующим в техническом диагностировании, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза. Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, специалисты, участвующие в техническом диагностировании, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком. |
Снова формализация текущей ситуации. Во многих экспертных организациях схема работы следующая:
2) На объекте собирает всю необходимую документацию;
3) Обследует объект экспертизы, применяя неразрушающие/разрушающие методы контроля;
4) Формирует ведомость дефектов/замечаний;
5) Передает все собранные сведения эксперту;
6) Готовится заключение экспертизы промышленной безопасности.
Соответственно, под формализацией подразумевается, что ранее в п. 22 не был указан «специалист, участвующий в техническом диагностировании», он же является специалистом НК/РК, а сейчас будет.
Это похоже на игру слов? Может быть! Но, так как с момента распада СССР мы с вами стали страной юристов, экономистов и безопасников (охрана и служба безопасности), то изменение, как мне видится, касается именно доступа на объект конкретного перечня лиц.
Речь о ситуации, когда специалисты НК приезжают на объект, при этом не являясь экспертами, а местные юристы и прочие господа не пускают их на объект потому, что в соответствии с п. 22 написано, что доступ к объектам экспертизы предоставляется только эксперту. Если ты не называешься экспертом (корочка где?), то можешь быть свободен.
Наша организация с такими ситуациями не сталкивалась, но дыма без огня не бывает…, видимо, кто-то сталкивался.
Будет скорректирован пункт 24 Правил, посвященный ЭПБ технических устройств:
Сейчас | Будет |
24. При проведении экспертизы технических устройств выполняются: а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии); б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств). |
24. При проведении экспертизы технических устройств экспертом (экспертами) выполняются: а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии); б) осмотр технических устройств. |
В продолжение темы, того, что мы стали страной юристов и экономистов, мы еще стали странной диванных и телевизионных экспертов и аналитиков, а еще магов, экзорцистов. Видимо, Ростехнадзор посчитал, что эксперт всё больше стал клониться в сторону аналитика, надеюсь, хоть не диванного эксперта….) и уж тем более магов. Хотя, читая некоторые экспертизы, кажется, что некоторые эксперты не с нашей планеты.
Поэтому Ростехнадзор планирует заменить раздел про расчеты и аналитику на осмотр объекта экспертизы.
Нормальные экспертные организации всегда проводят осмотр объекта экспертизы, только часто это делают не эксперты, а как выше написано, осмотр делают специалисты НК. Часто встречаюсь с тем, что специалисты НК не особо стремятся аттестоваться на экспертов. Видимо, пойдет встречное движение… специалисты НК пойдут массово аттестовываться на экспертов, а эксперты - на специалистов НК. В общем, учебным центрам команда «приготовиться!».
К чему еще это может привести? Давайте пофантазируем…:
Соответственно, т.к. в Приказе № 420 не указано, каким именно образом нужно проводить осмотр, то начнутся вольные трактовки. До добра это конечно не доведет. Хотя…
2) Это может привести к удорожанию экспертизы, т.к. не все эксперты - хорошие специалисты НК, соответственно, они с Тамарой, т.е. эксперты и специалисты НК, будут парой ездить по объектам. А это приведет к возрастанию затрат на командировку и т.д.
3) Голь на выдумку хитра.
Также в Приказе №420 меняется пункт 26, посвященный ЭПБ зданий и сооружений:
Сейчас | Первоначальный текст проекта | Обновленный текст проекта |
26. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:
а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; в) акты расследования аварий; г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений). |
26. При проведении экспертизы зданий и сооружений экспертом (экспертами) анализируются: а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; в) акты расследования аварий; г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений); к) результаты осмотра зданий и сооружений, проведенного экспертом (экспертами). |
26. «При проведении экспертизы зданий и сооружений экспертом (экспертами) выполняются: а) анализ: проектной и исполнительной документации на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешения на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); документов, удостоверяющих качество строительных конструкций и материалов; актов расследования аварий; заключений ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); эксплуатационной документации, документации о текущих и капитальных ремонтах, документации об изменениях конструкций зданий (сооружений); б) осмотр зданий и сооружений. |
Здесь то же самое, что и в пункте 24. Ростехнадзор хочет, чтобы эксперты посещали объекты. Так что, господа эксперты, готовим матчасть… прекращаем быть аналитиками и магами. Готовим рабочие костюмы суперменов, т.е. специалистов НК.
О новой редакции: видимо в первой редакции был намек, что эксперт может анализировать результаты осмотра зданий и сооружений, проведенного экспертом (экспертами). То есть какие-то другие эксперты съездили на объект, сделали осмотр, а ему (видимо главному эксперту) можно только анализировать работу других… не выезжая никуда. У нас же великий русский язык ё моё… когда новая редакция пошла по отделам и министерствам, коллеги начали читать под разными углами текст изменений и поняли, что не нужна такая двусмыслица и игра слов, и пошли по принципу «сказал, как отрезал». Итог: уважаемый(-ые) эксперт(-ы) вам нужно выполнять анализ и осмотр. Если в экспертизе участвует несколько экспертов, то должны анализировать и осматривать всё толпой, засылать казачка не получится.
Также планируется изложить в новой редакции пункт 31:
Сейчас | Будет |
31. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы. | 31. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля, осмотра технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению экспертизы. |
Не знаю, что тут можно комментировать. Видимо, тому, кто готовил изменения в Приказ № 420 просто не понравилась текущая формулировка.
В раздел ФНП «Оформление заключения экспертизы» вносятся следующие изменения:
Сейчас | Будет |
32. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы. |
32. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными либо усиленными неквалифицированными руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы. |
Правка пункта 32 носит технический характер. Ростехнадзор уточняет какие именно подписи существует, чтобы не придумали какую-то свою.
Также корректируется один из подпунктов пункта 34, посвященного содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности:
Сейчас | Будет |
34. Заключение экспертизы должно содержать: …. 6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации, сведения об информации автоматизированных систем мониторинга технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах экспертизы; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 13.04.2022 N 120)… |
34. Заключение экспертизы должно содержать: …. 6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации и (или) информация об отсутствии технической документации на технические устройства, проектной документации на здания или сооружения, сведения об информации автоматизированных систем мониторинга технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах экспертизы; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 13.04.2022 N 120)… |
Опять же… нормальные экспертные организации и без этих изменений рассматривают в экспертизе весь перечень документации, который должен быть на объект экспертизы, как в соответствии с ФЗ № 116, так и в соответствии с отраслевыми документами конкретного объекта экспертизы.
Эти же нормальные экспертные организации указывают в экспертизе перечень присутствующих и отсутствующих документов и требуют восстановления отсутствующих документов.
Остальным, что называется, «приготовиться».
В пункте 40 проектом устанавливается срок предоставления заключения ЭПБ в Ростехнадзор:
Сейчас | Первоначальный текст проекта | Обновленный текст проекта |
40. Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. | 40. Заключение экспертизы не позднее 30 дней с даты его подписания руководителем организации, проводившей экспертизу представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. | 40. Заключение экспертизы не позднее 90 дней с даты его подписания руководителем организации, проводившей экспертизу, представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. |
В первоначальной редакции Ростехнадзор требует «не тупить» с подачей экспертизы на внесение в реестр. Что нужно будет делать, если не успели в 30-ти дней срок подать экспертизу на внесение в реестр? Либо заказывать новую экспертизу, либо как-то договариваться с экспертной организацией поменять дату утверждения экспертизы.
О новой редакции: ожидаемая правка... 30 дней было маловато, учитывая, что есть предприятия, где одновременно могут выполняться сотни экспертиз. 90 дней должно хватить с запасом. В этой правке наверняка учли не только чаяния эксплуатирующих ОПО организаций, но и возможную нагрузку на работников Ростехнадзора, которые занимаются внесением заключений экспертизы промышленной безопасности в реестр. Работникам Ростехнадзора пришлось бы работать в несколько смен, чтобы успевать справляться с навалившейся нагрузкой.
Также нужно учитывать нашу любимую народную забаву оставлять важные дела на последний день. Поэтому господа-товарищи не оставляйте в долгий ящик подачу заключений экспертизы в Ростехнадзор.
Кроме того Правила дополняются новым пунктом 41:
«Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), внесшим такое заключение в реестр, не позднее 30 дней с даты вступления в законную силу решения о признании заключения заведомо ложным 16. 16 Абзац 2 пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов». |
В соответствии с ФЗ 116, заключение экспертизы, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра, но в ФЗ 116 не указан срок исключения такой экспертизы из реестра. Если изменения в Приказ № 420 будут приняты, то такой срок появится.
Мы рассмотрели все изменения, предлагаемые данным проектом.
О новой редакции: в экспертном сообществе были разные мнения о внесении изменений в Приказ Ростехнадзора № 420. Большинство экспертов интересует одна правка, касающаяся необходимости осмотра объекта экспертизы. Одни считали, что не внесут изменения, соответственно, другие считали, что внесут. Исходя из того, что опубликованы указанные в настоящей статье правки в Приказ Ростехнадзора № 420, то можно сделать однозначный вывод, что правки в Приказ Ростехнадзора № 420 проталкиваются на окончательное утверждение, и они не будут положены на специальную полку для запыливания.
Думаю, что плюс-минус в такой редакции Приказ Ростехнадзора № 420 будет утвержден. Ожидаем утверждения либо с 01.01.2025 года, либо ближе к весне 2025 года.
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru