Проверки Ростехнадзора новые правила
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регламентирующий порядок проверки организаций и взаимодействия с надзорными органами.Ранее вопросы надзора регулировались Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон № 294-ФЗ со вступлением в силу нового закона не утратит полностью свою силу (согласно Законопроекту № 1051647-7 вступят в силу правки к нему, но он пока останется действующим).
Принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» — это первый пункт плана Правительства по реализации «регуляторной гильотины». Заявленной целью «регуляторной гильотины» является снижение административный нагрузки на бизнес и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Основная часть обновлений касается всех надзорных органов в целом, и Ростехнадзора в частности. Давайте попробуем разобраться станет ли компаниям проще работать после вступления в силу этого закона, представляющего собой основу системы контроля и надзора.
Кроме того одобрен Советом Федерации и должен вступить в силу также 1 июля 2021 года, уже упомянутый выше законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который призван ввести единообразный порядок проведения проверок. Этот закон внесёт корректировки во множество федеральных законов, в том числе и в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно новым правилам (статья 27 законопроекта № 1051647-7), Ростехнадзор теперь должен проводить пять видов профилактических мероприятий:
• информирование;
• обобщение правоприменительной практики;
• объявление предостережений;
• меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей ОПО, критериям добросовестности за пять лет;
• консультирование.
При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) выездные проверки;
б) документарные проверки.
Проверки
Периодичность плановых выездных проверок будет зависеть от класса опасности объекта:
ОПО I или II класса опасности | не чаще одного раза в год; |
ОПО III класса опасности |
не чаще одного раза в три года; |
ОПО IV класса опасности |
плановые выездные проверки не проводятся. |
На опасных производственных объектах I класса опасности в соответствии с ФЗ от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора).
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вводит обязательные реестры:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3) информационная система досудебного обжалования;
4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
С 1 июля становится обязательным уведомление юридического лица и предпринимателя о назначении проверки. Информация из реестра будет попадать на сайт Госуслуги, и там можно будет увидеть предстоящие проверки (в том числе внеплановые!), а также увидеть принятые решения. В общем, если у вашей организации нет личного кабинета на портале Госуслуги, самое время его создать! Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены ему в соответствии с новым ФЗ, в том числе направлены ему электронной почтой и внесены в информационные ресурсы. Для целей информирования может использоваться адрес электронной почты, предоставленный при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Т.е. самое интересное для нас, это то, что если после 1 июля информации о проверке нет, а проверка проводится, то ее смело можно обжаловать!
Обжалование
Кстати, порядку обжалования действий надзорных органов посвящена отдельная глава 9 в новом ФЗ № 248. Предусматривается новая процедура — обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через Госуслуги и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. На портале Госуслуги есть несколько шаблонов для подачи жалоб.
С 17 августа 2020 года проводился эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его исполнительных лиц. С 1 июля досудебный порядок обжалования станет обязательным, и обратиться в суд предприниматели смогут только после досудебного обжалования.
В перечень видов надзора, в отношении которых применялся экспериментальный порядок рассмотрения жалоб и будет применяться обязательный, включены в том числе виды надзора, осуществляемые Ростехнадзором. Среди них и надзор в области промышленной безопасности.
Согласно новому ФЗ № 248 контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней с момента получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении;
2) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
3) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
4) ранее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
5) нарушены требования, установленные частями 1 и 2 статьи 40 Федерального закона № 248.
Повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается, поэтому подавать надо внимательно, чтобы избежать отказа.
Согласно ФЗ № 248, жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Жалоба подлежит рассмотрению в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
На портале госуслуг можно будет отслеживать статус рассмотрения жалобы, что видится удобным.
Лицензирование
Федеральный закон № 248 применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в следующей части:
1) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги;
2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 Федерального закона № 248.
До вступления закона в силу для получения лицензии нужно было обязательно пройти внеплановую проверку и доказать, что соблюдены все лицензионные требования. Со вступлением в силу Законопроекта № 1051647-7 внеплановая проверка соискателя лицензии будет заменена оценкой соответствия лицензионным требованиям. Оценке соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям посвящена статья 19 Законопроекта.
Лицензирующий орган (в нашем случае Ростехнадзор) будет проводить оценку соответствия лицензионным требованиям в отношении:
1) соискателя лицензии, представившего в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии;
2) лицензиата, представившего в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий, и (или) при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий;
3) лицензиата, представившего в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в случае, если соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации установлена необходимость проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с изменением указанным нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.
Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и (или) выездной оценки.
Интересно как будет делаться выбор между «и» и «или». Ведь, как правило, всё самое интересное выявляется именно при проведении выездной проверки. Поэтому у контролирующего органа, конечно, будет больше соблазн провести выездную проверку.
Предметом документарной оценки являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия этих сведений положениям нового ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в реестрах.
Предметом выездной оценки являются состояние производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом, и наличие необходимых работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
О проведении выездной оценки соискатель лицензии, лицензиат уведомляются лицензирующим органом за три рабочих дня до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты соискателя лицензии, лицензиата.
Как обычно, в нашей стране, работает закон или нет, становится понятно так сказать «в движении». Сейчас можно гадать и предполагать сколько угодно.
Появилось очень много терминов: осмотр, досмотр, контрольная закупка, инструментальное обследование и т.д. С одной стороны хорошо, что им дана довольно подробная расшифровка. С другой стороны, всем ли будет понятна разница между ними? Как часто будет позволено приходить с этими замечательными словами? Не получится ли так, что проверяющие органы как по расписанию будут приходить в один день с осмотром, в другой день с испытанием, на третий день с контрольной закупкой и т.д. и так по кругу?
Пока, нужно внимательно изучить новый ФЗ о проверках, я бы даже сказал, что его нужно сделать настольным документом, и юристам организации поставить задачу четко разграничить разницу между терминами указанными в Главе 14 и попытаться сделать так, чтобы Вы знали 248-ФЗ лучше, чем проверяющие. Особенно важно знать свои права. Потому что проверяющие нам любят напоминать только про обязанности.