С 1 января 2025 г. вводятся новые ГОСТЫ по крепёжным устройствам для кранов
27.12.2024
С 1 января 2025 года вступают в силу обновленные стандарты, касающиеся крепёжных устройств для грузоподъёмных кранов - ГОСТ 34018.1-2024 и крепежных устройств для мостовых и козловых кранов - ГОСТ 34018.5-2024.
ГОСТ 34018.1-2024 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы.
Стандарт вводится в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2024 г. N 1026-ст.
Издан взамен ГОСТ 34018.1-2016.
ГОСТ устанавливает общие требования к устройствам, предназначенным для закрепления кранов в рабочем и нерабочем состояниях, устанавливаемым на грузоподъемных кранах с учетом нормативных положений международного стандарта ISO 12210:2021.
Положения ГОСТ 34018.1-2024 могут быть использованы на добровольной основе при проектировании, разработке эксплуатационных документов на краны, при проверке их работоспособности, а также при подтверждении и оценке соответствия кранов требованиям технических регламентов.
Стандарт устанавливает общие требования к выбору и проектированию устройств, предназначенных для предотвращения самопроизвольных перемещений грузоподъемных кранов и/или их частей вследствие воздействия ветровых нагрузок нерабочего состояния и иных нагрузок (например, инерционных) как в рабочем, так и в нерабочем состоянии крана.
ГОСТ 34018.1-2024 распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1, а также на оффшорные краны и применим к новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его введения.
В соответствии с разделом стандарта «Общие требования», в качестве крепежных устройств на кранах применяют рельсовые тормоза, рельсовые захваты, штормовые и другие противоугонные устройства различных принципов действия, а также для отдельных типов кранов и для фиксации частей крана относительно друг друга - стопоры различных конструкций.
Необходимость установки и вид крепежных устройств, устанавливаемых на кран, определяются соответствующими стандартами на конкретные типы кранов и требованиями технологических процессов.
При этом рабочий или аварийный тормоз не может быть заменой крепежного устройства.
Разделом «Общие требования» устанавливаются различные требования к крепежным устройствам кранов, в том числе указано, что крепежные устройства должны обеспечивать неподвижность крана и/или взаимное положение его частей:
- в нерабочем состоянии;
- в рабочем состоянии при порывах ветра со скоростью, превышающей скорость ветра рабочего состояния;
- в рабочем состоянии при выполнении работ, требующих особой точности (например, при монтаже оборудования или строительных конструкций).
Приведение в действие крепежных устройств должно происходить без использования различного рода дополнительных приспособлений (например, накидных рычагов и гаечных ключей).
Крепежные устройства с механизированным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную. Должна быть обеспечена возможность размыкания устройства при отключении электропитания или отказе привода.
Противоугонные устройства должны быть работоспособны с учетом предельно допустимого при эксплуатации поперечного смещения элементов крепления устройства относительно оси кранового рельса. При этом следует учитывать увеличение зазора между ребордами ходовых колес и головкой кранового рельса вследствие износа их контактирующих поверхностей, а также поворота ходовой части относительно путей в пределах, ограниченных величиной указанного зазора.
Отдельный раздел стандарта посвящен противоугонным устройствам с дистанционным управлением.
Также в ГОСТе 34018.1-2024 приведены требования к эксплуатационной документации для крепежных устройств кранов.
При поставке крепежного устройства в качестве комплектующего изделия, оно должно иметь паспорт с техническими характеристиками, руководство по эксплуатации и инструкция по монтажу.
В руководстве по эксплуатации должно быть подробно описано устройство, принцип его работы, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Если крепежное устройство изготавливается самим производителем крана, то отдельный паспорт на него не нужен. Вместо него необходимая информация (описание, эксплуатация, обслуживание, ремонт) должна быть включена в соответствующие разделы эксплуатационных документов на сам кран.
ГОСТ 34018.5-2024 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 5. Краны мостовые и козловые
Вводится в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2024 г. N 1027-ст.
ГОСТ вводится впервые.
ГОСТ 34018.5-2024 устанавливает специальные требования к устройствам, предназначенным для закрепления мостовых и козловых кранов в рабочем и нерабочем состояниях.
В новом стандарте использованы основные положения РД 24.090.102-01.
ГОСТ устанавливает требования к устройствам, предотвращающим самопроизвольное перемещение мостовых, козловых и полукозловых кранов под воздействием ветровых нагрузок в нерабочем состоянии, а также иных нагрузок (например, инерционных) как в рабочем, так и в нерабочем состоянии.
Действие стандарта распространяется на все мостовые, козловые и полукозловые краны, за исключением козловых кранов на пневмоколесном ходу.
Применяется к новым кранам, изготавливаемым по истечении одного года с момента его введения в действие.
Общие требования к крепежным устройствам приведены в ГОСТ 34018.1, описанном выше, поэтому в рассматриваемом ГОСТ 34018.5-2024 приведены требования к противоугонным устройствам, которые устанавливаются на мостовых, козловых и полукозловых кранах.
Стандарты вводятся в действие с 1 января.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru