Утверждены основы госполитики в сфере промышленной безопасности
Указ Президента РФ от 06.05.2018 № 198 утвердил Основы государственной политики в области промышленной безопасности (далее – Основы) на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.Основы определяют «цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи» госполитики РФ в сфере ПБ. Согласно п. 3, нормативно-правовую базу Основ составляют:
- Конституция РФ;
- международные договоры РФ;
- федеральные законы и иные нормативные акты РФ.
Общие положения
В разделе 1 обратим внимание на термины, которые используются в Основах (п. 2).Дано расширенное (по сравнению с ФЗ 116) определение термина промышленная безопасность – это определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется:
- стабильностью параметров технологического процесса;
- исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента;
- в случае возникновения аварийных ситуаций – отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Участниками обеспечения промышленной безопасности принято считать:
- федеральные органы государственной власти;
- органы государственной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- юридических лиц и ИП, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий.
Оценка состояния промбезопасности, основные проблемы и тенденции ее развития
В разделе 2 авторы Основ привели статистические данные (количество ОПО, показатели аварийности и т.д.), дали свое видение проблем в сфере ПБ и возможные их решения.По мнение разработчиков документа, основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются (п. 9):
- низкое качество проектных и технических решений;
- критический уровень износа основных производственных фондов (например, 60-70 % оборудования на ОПО отработали нормативный срок службы);
- некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств на ОПО;
- контрафактные или бракованные комплектующие, запасные части и материалы;
- низкая квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина;
- отсутствие эффективных стимулов для обновления производственных фондов.
1. Растет число промышленных объектов, на которых технические и технологические ресурсы близки к предельным или полностью исчерпаны.
2. Растут непроизводительные затраты, связанные:
- с причинением вреда в результате аварий;
- с существованием административных барьеров для предпринимателей из сферы промбезопасности.
4. Не соблюдаются технические и технологические нормы при производстве оборудования и других технических устройств, а также требования и условия при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.
В сложившейся ситуации, заключают разработчики, нужно подготовить и реализовать эффективную государственную политику в области ПБ, которая направлена (п. 12):
- на последовательное снижение аварийности промышленных объектов;
- на доработку методов госконтроля в данной области, включая снижение избыточной административной нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности.
- сократить количество мероприятий по контролю;
- заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные;
- устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.
Цели, принципы и приоритетные направления госполитики в области ПБ
Цели госполитики в сфере ПБ (п. 13):- предупреждать аварии и инциденты на промышленных объектах;
- решать правовые, экономические и социальные задачи, чтобы обеспечить рост промышленного производства;
- реализовать конституционные права граждан на труд в безопасных условиях, на благоприятную окружающую среду;
- укрепить правопорядок в области промышленной безопасности.
- соблюдать законодательство и международные договоры РФ в области промышленной безопасности;
- привести задачи и меры гос. регулирования в соответствие с уровнем потенциальной опасности аварий на промышленных объектах;
- сосредоточить усилия и ресурсы участников рынка промбезопасности на укреплении отрасли;
- обеспечить на всей территории РФ единство подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением;
- соблюдать баланс общественных и частных интересов при установлении требований ПБ и осуществлении госконтроля (надзора);
- минимизировать влияние человеческого фактора на технологические процессы ОПО;
- снизить технологическую или иную зависимость от иностранных государств при обеспечении промбезопасности;
- внедрить в приоритетном порядке ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, модернизировать производства, обновить производственные фонды;
- внедрить научно-технические достижения и передовой опыт в целях обеспечения промбезопасности;
- утвердить неотвратимость ответственности для эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за нарушение требований ПБ и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на ОПО;
- обеспечить доступность для населения информации в области промышленной безопасности.
- издание нормативно-правовых актов РФ;
- разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач госполитики;
- утверждение плана мероприятий по реализации Основ.
- Положительно обновить нормативно-правовое регулирование и гос. управления в сфере ПБ.
- Разработать и внедрить единые критерии:
- оценки рисков аварий на промышленных объектах;
- категорирования промышленных объектов.
- Усилить защиту промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от терактов.
- Обеспечить комплексную защиту и противоаварийную устойчивость промышленных объектов и их инфраструктуры.
- Повысить эффективность федерального госнадзора в области ПБ.
- Сократить количество бесхозяйных промышленных объектов.
- Обеспечить деятельность в сфере ПБ эффективными кадрами.
- Развить культуру промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние ПБ и сформировать нетерпимое отношение к нарушениям в этой сфере.
- Решить вопросы в области ПБ на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой сфере не осуществляется.
- Развить международное сотрудничество по промышленной безопасности.
Основные задачи госполитики в сфере ПБ
Основные задачи госполитики в сфере ПБ (п. 17):1. Актуализация требований промбезопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах.
2. Формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки гос. регулирования, которые помогут:
- прогнозировать риски возникновения аварий;
- научно обосновать разработку (актуализацию) требований к безопасности технологических процессов;
- внедрить инновационные технологии для обеспечения промбезопасности.
4. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального госнадзора в области ПБ.
5. Разработка нормативно-правовой базы для создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга, которая автоматически собирает, фиксирует, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о параметрах технологических процессов, чтобы определить состояние промышленной безопасности.
6. Отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности.
7. Улучшение нормативно-правовой и методической базы в экспертизе промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы.
8. Обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области ПБ.
9. Обновление системы повышения квалификации работников органов госконтроля и работников организаций из сферы ПБ.
10. Обновление требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих и обслуживающих ОПО.
11. Развитие методов анализа и оценки рисков аварий на промышленных объектах.
12. Развитие и внедрение информационных технологий, которые позволят:
- контактировать с эксплуатирующими организациями;
- оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле на ОПО, о системах управления промбезопасностью, об авариях и инцидентах на ОПО.
14. Улучшение механизмов компенсации затрат на локализацию аварий и ликвидацию их последствий за счет добровольного страхования в сочетании с резервами финансовых средств у эксплуатирующих организаций.
15. Обновление механизмов, позволяющих установить охранные зоны промышленных объектов и обеспечить соблюдение особых условий использования таких зон.
16. Разработка мероприятий по перемещению из густонаселенных районов РФ или ликвидации промышленных объектов, работа которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ.
17. Обновление перечня наказаний за нарушение требований ПБ, а также создание механизмов, стимулирующих деятельность по повышению уровня промбезопасности.
18. Развитие системы профилактики нарушений в сфере ПБ.
19. Реализация международных договоров РФ в области промышленной безопасности.
20. Развитие сотрудничества РФ с международными организациями и объединениями, которые обеспечивают и регулируют промышленную безопасность.
21. Развитие сотрудничества с иностранными надзорными органами, научными и международными организациями для повышения уровня промышленной безопасности, обмена информацией об авариях, последствия которых могут носить трансграничный характер.
22. Помощь иностранным государствам, которые применяют (намерены применять) российские промышленные технологии, в создании и развитии национальных систем регулирования.
23. Ликбез населения о состоянии промбезопасности.
24. Развитие инструментов тех. регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками.
25. Внедрение эффективных механизмов по борьбе с коррупцией в сфере промбезопасности.
Ожидаемые результаты госполитики в сфере ПБ
В результате реализации Основ авторы хотят получить:- обеспечение промышленной безопасности (видимо, улучшения в этой сфере):
- предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах;
- укрепление правопорядка в области ПБ.
- мониторинг состояния промышленной безопасности;
- нормативно-правовое регулирование;
- реализация федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на решение задач ПБ;
- участие федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций в мероприятиях по укреплению промышленной безопасности;
- стимулирование деятельности в области промышленной безопасности;
- выполнение плана мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемого Правительством РФ;
- федеральный госнадзор в области ПБ.
- выполнение требований ПМЛА на ОПО;
- расследование несчастных случаев;
- техническое расследование причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
- снижение количества аварий на промышленных объектах;
- снижение количества смертельных случаев при авариях;
- снижение количества травмированных в результате аварий;
- снижение административной нагрузки на организации из сферы ПБ.
Порядок взаимодействия госорганов
Реализацию госполитики в сфере ПБ обеспечивают:- федеральные органы власти (Правительство РФ, федеральные надзорные органы);
- органов исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- участники рынка ПБ и граждане (в рамках своей компетенции).
- утверждает план мероприятий по реализации Основ госполитики в сфере ПБ;
- контролирует реализацию Основ;
- ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии промбезопасности и мерах по ее укреплению.
- собирают, обобщают и анализируют информацию о состоянии ПБ;
- отслеживают достижение показателей эффективности в реализации госполитики;
- передают данные Правительству РФ.
- результатов реализации Основ;
- мониторинга ПБ;
- изменений, существенно влияющих на состояние промбезопасности.