Автоматически получите скидку -15%
Регистрация ГПМ в Ростехнадзоре Аудит промышленной безопасности

Новости

Все новости


Нам доверяют

Партнеры

Утверждены основы госполитики в сфере промышленной безопасности

Указ Президента РФ от 06.05.2018 № 198 утвердил Основы государственной политики в области промышленной безопасности (далее – Основы) на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Основы определяют «цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи» госполитики РФ в сфере ПБ. Согласно п. 3, нормативно-правовую базу Основ составляют:
  • Конституция РФ;
  • международные договоры РФ;
  • федеральные законы и иные нормативные акты РФ.
Указ начал действовать с 06 мая 2018 года. Обзор документа – в нашей статье.

Общие положения

В разделе 1 обратим внимание на термины, которые используются в Основах (п. 2).

Дано расширенное (по сравнению с ФЗ 116) определение термина промышленная безопасность – это определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется:
  • стабильностью параметров технологического процесса;
  • исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента;
  • в случае возникновения аварийных ситуаций – отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Под промышленным объектом понимают «предприятие, его цеха, участки, площадки, используемые для осуществления деятельности в сфере промышленности».

Участниками обеспечения промышленной безопасности принято считать:
  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • юридических лиц и ИП, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Оценка состояния промбезопасности, основные проблемы и тенденции ее развития

В разделе 2 авторы Основ привели статистические данные (количество ОПО, показатели аварийности и т.д.), дали свое видение проблем в сфере ПБ и возможные их решения.

По мнение разработчиков документа, основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются (п. 9):
  • низкое качество проектных и технических решений;
  • критический уровень износа основных производственных фондов (например, 60-70 % оборудования на ОПО отработали нормативный срок службы);
  • некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств на ОПО;
  • контрафактные или бракованные комплектующие, запасные части и материалы;
  • низкая квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина;
  • отсутствие эффективных стимулов для обновления производственных фондов.
Нужно повысить уровень промышленной безопасности, считают авторы Основ, потому что (п. 11):

1. Растет число промышленных объектов, на которых технические и технологические ресурсы близки к предельным или полностью исчерпаны.

2. Растут непроизводительные затраты, связанные:
  • с причинением вреда в результате аварий;
  • с существованием административных барьеров для предпринимателей из сферы промбезопасности.
3. Остается низким уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала.

4. Не соблюдаются технические и технологические нормы при производстве оборудования и других технических устройств, а также требования и условия при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.

В сложившейся ситуации, заключают разработчики, нужно подготовить и реализовать эффективную государственную политику в области ПБ, которая направлена (п. 12):
  • на последовательное снижение аварийности промышленных объектов;
  • на доработку методов госконтроля в данной области, включая снижение избыточной административной нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности.
В том же п. 12 авторы напоминают о внедрении новой модели гос. регулирования в области ПБ (риск-ориентированный подход), которая позволит (если позволит):
  • сократить количество мероприятий по контролю;
  • заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные;
  • устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.

Цели, принципы и приоритетные направления госполитики в области ПБ

Цели госполитики в сфере ПБ (п. 13):
  • предупреждать аварии и инциденты на промышленных объектах;
  • решать правовые, экономические и социальные задачи, чтобы обеспечить рост промышленного производства;
  • реализовать конституционные права граждан на труд в безопасных условиях, на благоприятную окружающую среду;
  • укрепить правопорядок в области промышленной безопасности.
Принципы госполитики в сфере промбезопасности (п. 14):
  • соблюдать законодательство и международные договоры РФ в области промышленной безопасности;
  • привести задачи и меры гос. регулирования в соответствие с уровнем потенциальной опасности аварий на промышленных объектах;
  • сосредоточить усилия и ресурсы участников рынка промбезопасности на укреплении отрасли;
  • обеспечить на всей территории РФ единство подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением;
  • соблюдать баланс общественных и частных интересов при установлении требований ПБ и осуществлении госконтроля (надзора);
  • минимизировать влияние человеческого фактора на технологические процессы ОПО;
  • снизить технологическую или иную зависимость от иностранных государств при обеспечении промбезопасности;
  • внедрить в приоритетном порядке ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, модернизировать производства, обновить производственные фонды;
  • внедрить научно-технические достижения и передовой опыт в целях обеспечения промбезопасности;
  • утвердить неотвратимость ответственности для эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за нарушение требований ПБ и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на ОПО;
  • обеспечить доступность для населения информации в области промышленной безопасности.
Реализовать Основы призваны следующие механизмы (п. 15):
  • издание нормативно-правовых актов РФ;
  • разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач госполитики;
  • утверждение плана мероприятий по реализации Основ.
Приоритетные направления госполитики в области ПБ (п. 16):
  1. Положительно обновить нормативно-правовое регулирование и гос. управления в сфере ПБ.
  2. Разработать и внедрить единые критерии:
  • оценки рисков аварий на промышленных объектах;
  • категорирования промышленных объектов.
  1. Усилить защиту промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от терактов.
  2. Обеспечить комплексную защиту и противоаварийную устойчивость промышленных объектов и их инфраструктуры.
  3. Повысить эффективность федерального госнадзора в области ПБ.
  4. Сократить количество бесхозяйных промышленных объектов.
  5. Обеспечить деятельность в сфере ПБ эффективными кадрами.
  6. Развить культуру промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние ПБ и сформировать нетерпимое отношение к нарушениям в этой сфере.
  7. Решить вопросы в области ПБ на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой сфере не осуществляется.
  8. Развить международное сотрудничество по промышленной безопасности.

Основные задачи госполитики в сфере ПБ

Основные задачи госполитики в сфере ПБ (п. 17):

1. Актуализация требований промбезопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах.

2. Формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки гос. регулирования, которые помогут:
  • прогнозировать риски возникновения аварий;
  • научно обосновать разработку (актуализацию) требований к безопасности технологических процессов;
  • внедрить инновационные технологии для обеспечения промбезопасности.
3. Сближение норм промышленной безопасности в рамках ЕАЭС и межгосударственных объединений, формируемых при участии РФ.

4. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального госнадзора в области ПБ.

5. Разработка нормативно-правовой базы для создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга, которая автоматически собирает, фиксирует, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о параметрах технологических процессов, чтобы определить состояние промышленной безопасности.

6. Отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности.

7. Улучшение нормативно-правовой и методической базы в экспертизе промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы.

8. Обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области ПБ.

9. Обновление системы повышения квалификации работников органов госконтроля и работников организаций из сферы ПБ.

10. Обновление требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих и обслуживающих ОПО.

11. Развитие методов анализа и оценки рисков аварий на промышленных объектах.

12. Развитие и внедрение информационных технологий, которые позволят:
  • контактировать с эксплуатирующими организациями;
  • оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле на ОПО, о системах управления промбезопасностью, об авариях и инцидентах на ОПО.
13. Повышение роли обязательного страхования ОПО.

14. Улучшение механизмов компенсации затрат на локализацию аварий и ликвидацию их последствий за счет добровольного страхования в сочетании с резервами финансовых средств у эксплуатирующих организаций.

15. Обновление механизмов, позволяющих установить охранные зоны промышленных объектов и обеспечить соблюдение особых условий использования таких зон.

16. Разработка мероприятий по перемещению из густонаселенных районов РФ или ликвидации промышленных объектов, работа которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ.

17. Обновление перечня наказаний за нарушение требований ПБ, а также создание механизмов, стимулирующих деятельность по повышению уровня промбезопасности.

18. Развитие системы профилактики нарушений в сфере ПБ.

19. Реализация международных договоров РФ в области промышленной безопасности.

20. Развитие сотрудничества РФ с международными организациями и объединениями, которые обеспечивают и регулируют промышленную безопасность.

21. Развитие сотрудничества с иностранными надзорными органами, научными и международными организациями для повышения уровня промышленной безопасности, обмена информацией об авариях, последствия которых могут носить трансграничный характер.

22. Помощь иностранным государствам, которые применяют (намерены применять) российские промышленные технологии, в создании и развитии национальных систем регулирования.

23. Ликбез населения о состоянии промбезопасности.

24. Развитие инструментов тех. регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками.

25. Внедрение эффективных механизмов по борьбе с коррупцией в сфере промбезопасности.

Ожидаемые результаты госполитики в сфере ПБ

В результате реализации Основ авторы хотят получить:
  • обеспечение промышленной безопасности (видимо, улучшения в этой сфере):
  • предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах;
  • укрепление правопорядка в области ПБ.
Для этого предлагают использовать следующие инструменты (п. 19):
  • мониторинг состояния промышленной безопасности;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • реализация федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на решение задач ПБ;
  • участие федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций в мероприятиях по укреплению промышленной безопасности;
  • стимулирование деятельности в области промышленной безопасности;
  • выполнение плана мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемого Правительством РФ;
  • федеральный госнадзор в области ПБ.
Оперативно реагировать на угрозы и кризисные ситуации в области ПБ нам поможет:
  • выполнение требований ПМЛА на ОПО;
  • расследование несчастных случаев;
  • техническое расследование причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Эффективность госполитики будут оценивать по следующим показателям (п. 22):
  • снижение количества аварий на промышленных объектах;
  • снижение количества смертельных случаев при авариях;
  • снижение количества травмированных в результате аварий;
  • снижение административной нагрузки на организации из сферы ПБ.

Порядок взаимодействия госорганов

Реализацию госполитики в сфере ПБ обеспечивают:
  • федеральные органы власти (Правительство РФ, федеральные надзорные органы);
  • органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • участники рынка ПБ и граждане (в рамках своей компетенции).
При этом Правительство РФ:
  • утверждает план мероприятий по реализации Основ госполитики в сфере ПБ;
  • контролирует реализацию Основ;
  • ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии промбезопасности и мерах по ее укреплению.
Ростехнадзор и отраслевые надзорные органы:
  • собирают, обобщают и анализируют информацию о состоянии ПБ;
  • отслеживают достижение показателей эффективности в реализации госполитики;
  • передают данные Правительству РФ.
Основы госполитики корректируют по решении Президента РФ. Изменения предлагает Правительство России (при участии Совета Безопасности РФ) с учетом:
  • результатов реализации Основ;
  • мониторинга ПБ;
  • изменений, существенно влияющих на состояние промбезопасности.