МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений (ЭПБ для ПС)

27.08.2024

Любой добросовестный владелец ОПО с ПС ни много ни мало... обязан поддерживать свои подъемные сооружения в работоспособном состоянии. Следить, чтобы все параметры технических устройств, их узлы, механизмы, конструкции, системы управления (которые влияют на функциональность) соответствовали требованиям «нормативно-технической и конструкторской документации».

Для этого нужно, как минимум, соблюдать графики (сроки) технических освидетельствований, технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов. А еще… своевременно проводить экспертизу промышленной безопасности  подъемных сооружений с истекшим сроком службы (чтобы этот самый срок продлить).

ЭПБ может потребоваться (да что уж там… обязательно потребуется) и в иных случаях, например:
  • когда на ПС нет сертификата (декларации) соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (экспертизу делают до пуска в работу);
  • когда в паспорте технического устройства нет данных о сроке службы, а фактический срок уже перевалил за 20 лет (с 01.09.2024 будет 10 лет – изменится часть 2 статьи 7 ФЗ № 116);
  • после капитального или «полнокомплектного» ремонта (чтобы подтвердить возможность дальнейшей эксплуатации);
  • после реконструкции или замены материала несущих элементов ПС;
  • после вынужденного (восстановительного) ремонта, который понадобился из-за повреждения ПС в результате инцидента или аварии.
Другой вопрос – все ли подъемные сооружения должны подвергаться этой процедуре? Нет. Только те, которые:
  • подлежат учету в органах ФСЭТАН (до 01.09.2024);
  • попадают под действие ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП по ПС), и дают признак опасности ОПО (после 01.09.2024).
И проводит «мероприятие» не абы кто, а профильная экспертная организация, у которой есть квалифицированные специалисты, соответствующее оборудование и лицензия Ростехнадзора. Эти товарищи приедут к вам на объект, чтобы всецело погрузиться в дела «оценочные», «подъемные» и «безопасные». Например:
  • изучить всю нормативную, техническую и эксплуатационную документацию ПС (о составе чуть позже);
  • провести техническое диагностирование, сделать расчеты и дать прогнозы.
Объем их работ велик, но и вам, как владельцу (эксплуатанту), не стоит сидеть без дела. Как минимум, надо:
  • издать приказ по компании о проведении экспертизы и назначить ответственных (за контроль над процессом) лиц из числа инженерно-технических работников;
  • подготовить документы на ПС, чтобы не собирать их в режиме реального времени;
  • привести техническое устройство и объект в «экспертизопригодное» состояние – очистить ПС, его конструкции, узлы и механизмы от грязи, снега, избытков влаги, масла и других ГСМ; установить дополнительное освещение, энергообеспечение, леса, лестницы и т.д.;
  • выделить крановщика, электромонтера и слесаря на период проведения диагностических операций;
  • приготовить испытательные (контрольные) грузы и т.д.
Остальные манипуляции уже лягут на плечи экспертной «бригады». Они обследуют всё, «просканируют» каждый миллиметр и «прогонят» ваш грузо(людо)подъемный механизм через все возможные…

Критерии соответствия

…которых очень много, не сомневайтесь. Ключевые «живут»:

1) в паспорте («идеальные технические параметры») и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС;
2) в паспортах (руководствах по эксплуатации) его отдельных узлов, механизмов, систем и приборов безопасности (например, съемных грузозахватных приспособлений, анемометра, указателя угла наклона, регистратора параметров работы и т.д.);
3) в наших любимых ФНП по ПС, которые буквально «фонтанируют» нормативами, требованиями, величинами, показателями для каждой «частички бытия» подъемных сооружений (любая сеть газопотребления позавидует). А еще там есть:
  • критерии браковки стальных канатов и стропов (обрывы проволок, износ, коррозия, деформации, заломы, перегибы и т.д.);
  • критерии браковки элементов ПС (ходовых колес кранов и тележек, блоков, крюков, тормозных шкивов, накладок и т.д.);
  • порядок определения и условные величины «допустимых остаточных деформаций» (вмятины, прогибы, скручивание и т.д.) элементов металлоконструкций ПС…
…и море другой полезной информации («соблюдете» всё – точно получите положительное заключение ЭПБ с первого раза).

Ну и, конечно, не стоит забывать про ГОСТы. По общим техническим и эксплуатационным требованиям. По параметрам отдельных узлов, механизмов, приборов и конструкций. Перечислять их здесь «поименно» – получится знатная «простыня». Вы без труда найдете их в интернете под конкретно ваш тип ПС. А мы сошлемся… на парочку неочевидных экземпляров.

Например, лестницы, площадки, галереи, проходы, перила, поручни и т.д. эксперты могут проверить на соответствие серии межгосударственных стандартов ГОСТ 32576:
  • ГОСТ 32576.1-2021 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения»;
  • ГОСТ 32576.2-2021 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 2.  Краны стреловые самоходные»;
  • ГОСТ 32576.3-2021 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 3.  Краны башенные»;
  • ГОСТ 32576.4-2021 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 4. Краны стреловые»;
  • ГОСТ 32576.5-2021 «Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые».
Ограничители и указатели – исследовать с опорой на серию ГОСТ 32575:
  • ГОСТ 32575.1-2023 «Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения»;
  • ГОСТ 32575.2-2022 «Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные»;
  • ГОСТ 32575.3-2022 «Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 3. Краны башенные»;
  • ГОСТ 32575.4-2022 «Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые»;
  • ГОСТ 32575.5-2022 «Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые».
Съемные грузозахватные приспособления и тару (СГП и Т) – оценить по ГОСТ 33715-2015 «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация» (там хватает критериев соответствия и даже расписаны работы по обследованию – полезный документ, изучите, если еще не…).

Форму и содержание паспорта (в т.ч. для СГП) – сверить с ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы».

Состояние и рабочие параметры электрооборудования – сличить с ГОСТ Р 59931-2021 «Краны грузоподъемные. Требования к электрооборудованию» и т.д.

Короче, граждане… стандартов (как и критериев) – три вагона без двух тележек. Экспертам будет, где развернуться и в чем покопаться. Хотя сначала они проведут…

Анализ документации

Той самой, что вы любезно подготовили к их приходу. А то ведь затянется процесс (впереди еще техническое диагностирование), и ПС простоит дольше, чем было задумано. Вам оно надо? Вот и мы о том же. Выполните свою часть сделки, а эксперты… выполнят свою. В зависимости от вида (типа) и комплектации ПС проверят (оценят) наличие, состояние и правильность заполнения (составления, ведения) следующих нормативно-технических и эксплуатационных документов:

1) Паспорт подъемного сооружения (со всеми потро… записями, отметками и приложениями).
2) Комплекты сборочных (монтажных) чертежей металлоконструкций ПС, чертежи быстроизнашивающихся деталей и т.п.
3) Руководство (инструкция) по эксплуатации подъемного сооружения (по факту… основной источник требований – сильнее, чем «Фауст» Гёте, пардон, ФНП по ПС).
4) Паспорта и/или руководства на отдельные элементы ПС – узлы, механизмы, системы, устройства и приборы безопасности (например, СГП, указатели, ограничители, сигнализаторы, регистраторы и т.д.).
5) Сертификаты (декларации):
  • соответствия подъемного сооружения требованиям ТР ТС 010/2011 (при наличии, а то вдруг вы проводили ЭПБ перед пуском в работу);
  • на материалы несущих элементов металлоконструкций;
  • на канаты, крюки, электроды и другие комплектующие ПС.
6) «Джентльменский набор» для ОПО, например:
  • свидетельство о регистрации;
  • сведения, характеризующие…;
  • ППК, ПРИ, инструкция по действиям в аварийных ситуациях;
  • акты расследования причин аварий, инцидентов и т.д.
7) Выписки из протоколов аттестации по промышленной безопасности на руководителей, инженерно-технических (ответственных) работников и другой административный персонал, который непосредственно связан с эксплуатацией ПС в составе ОПО.
8) Материалы последнего полного технического освидетельствования (протоколы испытаний, заключение лаборатории НК, записи, акты и т.д.).
9) Заключения (акты) предыдущих обследований (в т.ч. проверок рельсового пути), диагностирований и/или экспертиз (если проводились).
10) Справка о характере работы ПС (интересный документ, о котором чуть подробней поговорим ниже).
11) Сведения (конечно, в письменном виде):
  • обо всех проведенных ремонтах (проекты, чертежи, акты и т.д.), в т.ч. бумаги на замененное оборудование, использованные материалы, проведенные сварочные работы и т.д.;
  • о повреждениях и неисправностях, которые выявлялись при осмотрах, обслуживании, обследованиях и т.д., в т.ч. их причины, меры профилактики, способы устранения.
12) Должностные инструкции ответственных инженерно-технических работников, как минимум, «заветной троицы» (или «двоицы»):
  • ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
13) Производственные инструкции эксплуатационного и обслуживающего персонала (крановщики, стропальщики, электромонтеры, слесари, наладчики).
14) Инструкция по осмотру и выбраковке СГП и Т, в т.ч. протоколы (акты) осмотров (обследований).
15) Производственная инструкция по техническому обслуживанию и ремонту ПС.
16) Графики проведения технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
17) Журналы:
  • вахтенный (сменный);
  • со сведениями о квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;
  • учета проверки знаний;
  • учета инструктажей;
  • учета выдачи должностных и производственных инструкций (или контрольные экземпляры с подписями работников);
  • регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту;
  • периодических осмотров и проверок отдельных элементов ПС (металлоконструкций, механического и гидравлического оборудования, электрооборудования, рельсового пути и т.д.);
  • осмотра и технического обслуживания подкрановых путей (конструкций);
  • учета и проверки состояния СГП и Т;
  • наладчика приборов безопасности (если имеется штатный работник) или наладки приборов безопасности (который ведете вы по результатам работ «пришлой» наладочной организации);
  • учета аварий;
  • учета инцидентов и т.д.
18) Протоколы (акты):
  • проверки сопротивления изоляции и заземления;
  • (заводских и эксплуатационных) испытаний приборов (устройств) безопасности;
  • электроизмерений;
  • считывания информации с регистратора параметров и т.д.
19) Свидетельство о поверке анемометра…

…и любых дополнительных «формуляров», сведений и бумаг на собственное профессиональное усмотрение (ведь экспертная организация должна хорошо сделать свою работу). А наш список получился с одной стороны «универсальным», тогда как с другой… далеко не исчерпывающим (мало ли бумажек возникает за долгую жизнь подъемного сооружения).

Но главное – он раскрывает логику: «отдайте экспертам всё, что у вас есть – они сами разберутся…» (стоит ли писать на ваше ПС положительное заключение).

С перечнем документации разобрались. Его финальную (заточенную под конкретное техническое устройство) версию специалисты будут пристально изучать, сравнивать с «эталоном» и по результатам – выносить вердикт о соответствии/несоответствии нормативным требованиям.

Теперь обещанная справка о характере работы ПС (небольшое лирическое отступление). Она похожа на выписку из паспорта технического устройства, однако содержит реальные (фактические) параметры его эксплуатации – режимы, нагрузки, условия работы и т.д. А в ряде случаев даже помогает экспертам «откалибровать» функциональную диагностику – расставить акценты, заострить внимание, скорректировать методику испытаний и т.д.

Обычно справку делают в виде таблицы, где расписаны:
  • фактическое использование ПС (где установлено, как применяется, какой технологический процесс обслуживает и т.д.);
  • характеристика грузозахватного устройства – тип, масса и/или емкость, для транспортировки какого груза предназначено и т.д.;
  • максимальная масса перемещаемого груза;
  • средняя масса перемещаемого груза;
  • количество рабочих часов ПС в сутки;
  • суточная нагрузка ПС (среднее количество циклов);
  • количество «рабочих» дней ПС в году;
  • фактические температурные условия эксплуатации;
  • характеристика среды, в которой работает ПС (по степени агрессивности, пожаро/взрывоопасности)…
…и другие параметры, которые определяются типом подъемного сооружения и «хотелками» эксплуатирующей организации. К документу нет жестких нормативных требований, поэтому составляйте в любой удобной форме (таблица – самый наглядный вариант). И добавляйте любое содержание, которое раскрывает «эксплуатационную» картину.

В общем, граждане, если справка у вас есть – хорошо. Если нет, ее может изготовить (для «будущих побед») экспертная организация в процессе или после проведения ЭПБ.

Немалую помощь в этом вопросе окажет…

Техническое диагностирование

То есть детальное обследование и проверка функциональности самого подъемного сооружения, его систем, конструкций, узлов, механизмов и т.п. Диагностику проводят «в соответствии с программой», которая:
  • разработана с учетом типа ПС, особенностей его конструкции (комплектации), требований к эксплуатации, фактического состояния, условий использования, особенностей «технологического/производственного процесса» и т.д.;
  • содержит перечень и объемы работ, порядок их выполнения, методы, методики и способы исследований (в т.ч. дефектоскопии) и т.д.
Сама процедура в общем виде описана в ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420. С профильными деталями – в разделе VII ФНП по ПС (п. 256-276).

Полезные рекомендации для экспертов (на которые вам тоже стоит обратить внимание) есть в руководстве по безопасности «Оценка фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на ОПО», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2023 № 407 и, например, в РД 10-112-1-04 «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения» (документ, конечно, староват, но… всё еще действует).

Зачем это знать? Ну, товарищи… вы, как эксплуатанты ПС, должны четко понимать, что делают приглашенные специалисты и каких целей они хотят достичь. А цели эти… очевидны:
  • получить информацию о текущем состоянии, фактических параметрах (в т.ч. нагружении) ПС «в реальных условиях эксплуатации»;
  • определить «повреждающие факторы», механизмы (источники) повреждения и понять, насколько материалы ПС восприимчивы к «негативным процессам»;
  • обнаружить все возможные дефекты, оценить степень их влияния на безопасность и работоспособность ПС;
  • дать комплексную оценку технического состояния подъемного сооружения, спрогнозировать динамику его изменений в процессе дальнейшей эксплуатации;
  • продлить срок службы ПС и т.д.
И для их достижения эксперты проверяют и оценивают (в т.ч. на соответствие нормативным требованиям из всех возможных источников – документация изготовителей, ФНП, ГОСТы и т.д.):

1) Фактические условия эксплуатации ПС – насколько они отвечают «эталону» (т.е. данным из паспорта и руководства):
  • по виду выполняемых работ;
  • по функциональному режиму;
  • по температурным показателям места установки/использования (пределы «+»/«–»);
  • по скорости ветра (ветровой нагрузке);
  • по характеристикам среды (относительная влажность воздуха, агрессивность, пожароопасность, взрывоопасность и т.д.);
  • по организации системы технического обслуживания (ремонта) и т.д.
В т.ч. проводят общий осмотр подъемного сооружения для контроля «базовых» параметров, скажем, «присутствия» таблички с заводским номером, учетным номером (неактуально после 01.09.2024), паспортной грузоподъемностью, датами следующего ПТО и ЧТО (кстати, требование п. 121 ФНП по ПС) и т.д.

2) Состояние и функциональную надежность металлических конструкций, сварных (болтовых, заклёпочных, шарнирных и др.) соединений. При этом используются все необходимые методы (неразрушающего) контроля – визуальный, измерительный, ультразвуковой и т.д. С их помощью:
  • проводят осмотр расчетных (несущих) элементов, измеряют геометрические параметры (сравнивая с паспортными значениями);
  • выявляют (измеряют) дефекты – трещины и расслоения в основном металле, сварных швах и околошовной зоне; коррозию, механические повреждения и т.д.;
  • измеряют местные остаточные деформации отдельных (поврежденных) элементов;
  • определяют степень износа осей и втулок шарнирных соединений и т.д.
3) Состояние и работоспособность механического оборудования ПС (узлов и механизмов) путем внешнего осмотра и проведения необходимых измерений. При внешнем осмотре ищут повреждения и дефекты, например:
  • трещины в кожухах редукторов, рычагах тормозов, шкивах, колодках;
  • поломки тормозных пружин;
  • перекос опорно-поворотного устройства;
  • коррозию;
  • вытекание смазки и т.д.
Еще определяют:
  • качество затяжки элементов крепления;
  • исправность предохранительных устройств (кожухов, крышек и т.п.);
  • комплектность и качество болтовых соединений;
  • правильность установки тормозов, барабанов и т.п.;
  • целостность редукторов, муфт, валов и т.д.
А потом измеряют, измеряют, измеряют. Благо, не всё, а только повреждения (особенно близкие к предельным). И, скажем, степень износа ходовых колес, шестерней, осей, втулок и т.д.

4) Состояние и работоспособность гидравлического (пневматического) оборудования по аналогии с «механикой» – через внешний осмотр и измерительный контроль. В процессе «разглядывания» выявляют дефекты, повреждения и отклонения от нормальных параметров (всё это измеряется потом при необходимости), к примеру:
  • внешние утечки жидкости;
  • трещины корпусов;
  • повышенный шум;
  • нагрев отдельных элементов;
  • ослабление креплений;
  • вибрацию при работе и т.д.
А еще проверяют:
  • целостность гидронасосов, гидромоторов, гидроцилиндров, гидравлических рукавов;
  • состояние фильтров;
  • настройки предохранительных клапанов;
  • состояние гидротолкателей тормозов и т.д.
Фактическую работоспособность гидравлики «удостоверяют» при статических и динамических испытаниях (если таковые проводятся).

5) Состояние и работоспособность электрооборудования ПС – эксперты смотрят, слушают, измеряют, тестируют. Под раздачу попадают электродвигатели, панели и пульты управления, пускорегулирующие резисторы, тормозные электромагниты, кабели, провода, заземление и т.д.
Диагностов интересует:
  • целостность корпусов и клеммных коробок, а также наличие/отсутствие влаги в них;
  • целостность электропроводки, зон крепления в местах установки электрооборудования;
  • исправность щеток, контактных колец и реле, пускателей электромагнитов, приборов и аппаратуры управления, осветительных ламп и т.д.;
  • правильность установки электрооборудования и его подключения к питающей сети;
  • правильность разводки, состояние и крепление распределительных коробок, предохранительных рукавов (труб) и т.д.
При осмотре кабелей и проводов они ко всему прочему замеряют сопротивление изоляции.
Все найденные дефекты (повреждения, деформации) будут посчитаны, измерены и зафиксированы в «отчетных документах».

6) Состояние и функциональную надежность средств защиты, ограждения и доступа – лестниц, пандусов, поручней, перил, люков и т.д. Их обследуют так же, как металлоконструкции ПС (вплоть до неразрушающего контроля). В т.ч. проведут замеры геометрических параметров, расстояний до конструктивных элементов подъемного сооружения (на этом «сосредоточены» многие требования ФНП и ГОСТов). Поищут и найдут дефекты, например, трещины, коррозию, расслоение металла, сколы, вмятины и другие механические поломки или повреждения.

7) Состояние, целостность и «работопригодность» крановых (рельсовых) путей, подкрановых конструкций и тупиковых упоров. Эти «дочерние» элементы ПС ждет визуальное и инструментально-измерительное обследование. Диагносты проверят их соответствие требованиям (как минимум):
  • проектной документации на рельсовый путь/подкрановые конструкции (вот, кстати, еще документы, которые при прочих равных запросит и изучит экспертная организация);
  • ФНП по ПС (п. 198-214, приложения №3, №5 и №8).
Осмотрят компоненты рельсового пути (в т.ч. тупиковые упоры, тип их крепления) в поисках дефектов и повреждений (трещин, сколов, критичного износа головки, изменения геометрических параметров и т.д.), а также недопустимых отклонений от проектного положения. Проведут необходимые замеры, чтобы сравнить фактические данные с предельными величинами отклонений (приложение №5 к ФНП по ПС), параметрами браковки (приложение №3 к ФНП по ПС) и т.д.

Исследуют на «предельность» отклонения или повреждения подкрановых конструкций – трещины в балках и колоннах, смещение осей, изгибы балок и т.д. (приложение №8 к ФНП по ПС).

А по итогу сделают вывод, можно ли использовать всё это хозяйство в дальнейшей эксплуатации ПС. И да, нарушения в этом вопросе вполне приводят к отрицательному заключению ЭПБ.

8) Состояние, функциональную надежность и работоспособность канатно-блочной системы (в т.ч. СГП и Т). Здесь осматривают (обследуют):
  • реборды блоков (в поисках трещин и сколов, недопустимого износа);
  • крюковую подвеску (на предмет коррозии, механических повреждений);
  • подшипники (в поисках проблем со смазочным материалом – его течи или отсутствия);
  • барабаны (в т.ч. места крепления к ним канатов);
  • грузозахватные органы/приспособления и т.д.
Но особое внимание уделяют канатам. Оценивают правильность их запасовки, намотки на барабан. Делают, например, магнитную дефектоскопию, чтобы:
  • определить целостность проволок и прядей, степень поверхностного (внутреннего) износа, степень коррозии;
  • выявить деформации (волнистость, заломы, перегибы и т.д.);
  • измерить диаметр на предмет его уменьшения (в т.ч. разрыва сердечника) и т.д.
Кстати, если установленный на ПС канат отличается от паспортных значений (по типу, конструкции, длине, диаметру, минимальному разрывному усилию), то эксперты потребуют письменное разрешение (согласование) на такую замену от производителя подъемного сооружения и сертификат качества изготовителя «альтернативного» каната (п. 191 ФНП по ПС и п. 4.2 ГОСТ 33718-2015). Документы есть? Всё отлично. Нет? Тогда будет нарушение, которое может повлиять на вывод в заключении ЭПБ.

Как бы то ни было, окончательную проверку (прежде всего, на работоспособность) канатно-блочной системы проводят в ходе статических и динамических испытаний.

9) Наличие, состояние (целостность) и работоспособность (функциональность) устройств (приборов) безопасности. Кстати, очень важная часть диагностирования (ниже узнаете, почему). Приборы посчитают «по головам». Изучат их внешний облик (сколы, трещины, слабое крепление и т.д., как вы понимаете, на пользу не пойдут). Проконтролируют надежность срабатывания, точность показаний контрольно-измерительных приборов и т.д.

Под раздачу попадут, например:
  • световые и звуковые указатели (сигнализаторы);
  • ограничитель грузоподъемности/грузового момента/предельного груза (в зависимости от типа ПС) – тут проверят автоматическое отключение механизмов ПС «при достижении допустимой перегрузки» (значение есть в паспорте подъемного сооружения, рекомендации – в п. 262 ФНП по ПС);
  • средства автоматической остановки – ограничители предельного положения грузозахватных органов/кабин/площадок, ограничители механизмов передвижения (поворота) и/или подъема (опускания) стрелы и т.д. (в зависимости от типа ПС);
  • регистратор параметров (диагносты, кстати, проведут считывание информации);
  • координатная защита;
  • указатель угла наклона самоходных ПС;
  • сигнализатор предельной скорости ветра (анемометр)…
…и другие критически важные для безопасной эксплуатации вашего ПС устройства (полный список ищите в собственных эксплуатационных документах или в п. 259 ФНП по ПС).

Если диагностика (проверка работоспособности) ВСЕХ приборов безопасности дала положительный результат (только в этом случае, кстати – см. п. 259 ФНП по ПС), можно проводить грузовые испытания:
  • статические (п. 171-178 ФНП по ПС) – проверяют надежность конструкции, пригодность сборочных единиц; в большинстве случаев выполняют с нагрузкой, на 25 % превышающей паспортную грузоподъемность (исключение – подъемники и вышки, там разброс по типам, но в среднем 50 %);
  • динамические (п. 179-185 ФНП по ПС) – проверяют действия механизмов и тормозов; выполняют с грузом, масса которого на 10 % больше паспортных значений (независимо от типа ПС).
Есть еще испытания на устойчивость (п. 186-187 ФНП по ПС), но… их делают только для подъемных сооружений, у которых в паспорте прописаны характеристики устойчивости (например, стреловые автомобильные краны или автогидроподъемники). И в очень редких случаях, например, когда металлическую часть стрелы, гуська, опорно-поворотного устройства ремонтировали с заменой элементов или с применением сварки. Ну, либо изменяли их первоначальные геометрические размеры. Ваш случай? Хорошо. Диагносты примут во внимание такую необходимость.

И на этом… «обследовательская» часть будет завершена. Эксперты плавно перейдут к части аналитической. Оценят выявленные дефекты (отклонения, повреждения, деформации) и определят степень их влияния на безопасную работу ПС – как «прямо сейчас», так и в «эксплуатационном» будущем. Если надо, проведут:
  • оценку остаточного ресурса (по оптимальной методике, например, по циклам нагружения, по изменению параметров технического состояния, по развитию коррозионных и других повреждений и т.д.);
  • поверочный расчет на прочность металлоконструкций ПС, сварных соединений, стальных канатов и т.д.
Потом займутся оформлением результатов – составят:
  • ведомость дефектов;
  • протоколы (акты) по результатам визуального и измерительного контроля;
  • протоколы (акты) по результатам ультразвукового, магнитного и других видов контроля элементов ПС;
  • протоколы (акты) проверки работоспособности устройств (приборов) безопасности (кстати, прикладываются к паспорту ПС);
  • протоколы (акты) грузовых статических и динамических испытаний;
  • акт по результатам проведения технического диагностирования и т.д.
(эти и другие документы станут приложениями к тексту экспертизы).

Ну а в финале… напишут (скорее, сконструируют) «полномасштабное» заключение ЭПБ, где вынесут вердикт о соответствии либо несоответствии (третьего, как вы помните, больше не дано) вашего ПС всевозможным, «внешним и внутренним», нормативным требованиям. Если с выводами не повезет и заключение будет отрицательным, то дадут рекомендации по устранению (документальных, организационных и технических) нарушений.

Но вряд ли вас интересует «худший сценарий». Нет, вы хотите знать…

Как получить положительное заключение ЭПБ с первого раза

И в случае с ПС ответ очевиден – НЕ НАРУШАТЬ. Соблюдать все мыслимые и немыслимые требования безопасности. Ведь они у вас «на ладони» – в паспорте, руководстве, ФНП, ГОСТах (которые представлены в большом ассортименте). Читайте, изучайте, соотносите с вашей эксплуатационной действительностью. Всё по плечу. Вы же делаете раз в год (ЧТО) и раз в 3 года (ПТО) техническое освидетельствование своими силами. Поэтому с чуть более глубоким «обследованием» тоже справитесь.

Устраняйте выявленные дефекты. Следите за техническим состоянием ПС. Найдите и примите в штат слесаря, электромонтера, наладчика приборов безопасности. Эти работники (под чутким руководством ответственных лиц) смогут довести подъемное сооружение до оптимальных (безопасных) кондиций.

Не хотите своих? Тогда пригласите специализированную организацию. Не обязательно экспертов. Можно ребят, которые проводят техническое обслуживание, наладку, ремонт. И те, и другие укажут на недостатки. Что-то разъяснят. А с чем-то даже помогут (хотя свои-то всегда под рукой, подумайте об этом). В любом случае… независимый взгляд пойдет вашему ПС на пользу.

Ну и, разумеется, обучайте персонал. Ведите журналы. Соблюдайте графики. Штудируйте статьи на сайте МТК Эксперт (мы плохого не посоветуем). А если нужна помощь, консультация или поддержка – обращайтесь. Наши знания всегда к вашим услугам.


Смотрите также:

Как безопасно эксплуатировать ОПО с подъемными сооружениями

Техническое освидетельствование подъемных сооружений
 


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru