МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Техническое освидетельствование подъемных сооружений

18.10.2023

Продолжим тему безопасной эксплуатации подъемных сооружений (ПС), начатую в предыдущей статье.
 
В случае нарушения нормальной эксплуатации ПС возможно возникновение ряда опасностей для обслуживающего персонала, вызванных отказами или повреждениями применяемых технических устройств, либо их разрушениями.
 
Для предотвращения инцидентов, аварий и/или минимизации их последствий эксплуатирующая организация должна разработать комплекс административно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации ПС и обеспечения их работоспособного состояния.
 
В этих целях:
  1. Приказом по предприятию необходимо назначить ответственных лиц:
- специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
- специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии;
- специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
  1. Должны быть разработаны следующие организационные документы:
- график проведения периодического технического обслуживания ПС;
- график технического освидетельствования ПС;
- инструкции ответственных лиц;
- инструкции для обслуживающего и эксплуатирующего персонала;
- порядок допуска к выполнению погрузочно-разгрузочных работ с применением ПС;
- другие организационные мероприятия.

 
Работоспособное состояние подъемных сооружений обеспечивается посредством: 
  • периодического технического обслуживания;
  • периодического технического освидетельствования;
  • проведения планово-предупредительного ремонта (ППР);
  • своевременного устранения выявленных неисправностей.
Т.е. техническое освидетельствование является важнейшей частью комплекса мероприятий по обеспечению работоспособного состояния ПС.
 
Следует отметить, что это достаточно сложный и трудоемкий процесс.
 
Целью технического освидетельствования является подтверждение того, что:
 
  • подъемное сооружение находится в работоспособном состоянии, которое обеспечивает его безаварийную работу;
  • само ПС, а также его установка на месте проведения работ соответствуют Федеральным нормам и правилам;
  • проводится своевременное и качественное обслуживание подъемного сооружения и кранового пути.

Виды и периодичность технического освидетельствования подъёмных сооружений


Предусматриваются следующие виды освидетельствований:
  • частичное (ЧТО);
  • полное (ПТО);
  • внеочередное (ВТО).

Для ПС в пределах срока службы устанавливается следующая периодичность технических освидетельствований:
 
- ЧТО - не реже одного раза в год;
- ПТО - не реже одного раза в 3 года, за исключением отдельных ПС, для которых оно проводится 1 раз в 5 лет.
 
Руководством по эксплуатации могут устанавливаться меньшие сроки проведения технических освидетельствований ПС.
 
Для подъемных сооружений с истекшим сроком службы вместо ПТО (полного тех. освидетельствования) проводится экспертиза промышленной безопасности, на основании результатов которой принимается решение о дальнейшем использовании данного ПС.
 
ВТО (внеочередное тех. освидетельствование) проводится в следующих случаях:
 
- мостовой кран установлен на новом месте;
- проведены работы по реконструкции или по модернизации ПС;
- проведен ремонт или замена основных металлоконструкций или узлов крана;
- установлено сменное стреловое оборудование или заменена стрела;
- произведен капительный ремонт или замена лебедки;
- заменен грузозахватный орган;
- заменены или перепасованы канаты.
 

Кто проводит техническое освидетельствование подъемного сооружения?


Техническое освидетельствование проводится специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, совместно со специалистом, ответственным за обеспечение работоспособного состояния ПС с привлечением необходимых специалистов из числа аттестованного персонала.
 
Допускается проводить техническое освидетельствование или отдельные виды работ силами специализированных организаций.
 

Порядок проведения технического освидетельствования подъемного сооружения


Порядок проведения технического освидетельствования условно можно разделить на несколько этапов:
 
1. Подготовительный этап.
2. Осмотр и проверка работоспособности всех узлов ПС.
3. Проведение испытаний ПС (не проводится при ЧТО).
4. Оформление результатов освидетельствования.        
 
Перед проведением технического освидетельствования целесообразно временно остановить ПС распоряжением по организации или по подразделению.
 
На подготовительном этапе специалистами, проводящими работы, рассматривается эксплуатационная документация на подъемное сооружение.
 
Происходит ознакомление с конструкцией ПС и с перечнем работ по освидетельствованию.
 
Одновременно проверяется правильность заполнения форм паспорта, изучаются сведения о проведенных ранее технических освидетельствованиях, о выявленных ранее дефектах и их устранении.
 
При осмотре и проверке работоспособности узлов ПС:
 
- металлоконструкции очищаются от загрязнений, снега, избытка влаги и смазочных материалов;
- вскрываются крышки редукторов, кожухов тормозов;
- осматриваются ответственные и вспомогательные элементы металлоконструкций, фиксируются и измеряются выявленные деформации, оценивается степень коррозии элементов;
- проводится планово-высотная съемка крановых путей с применением геодезических приборов;
- осматривается и замеряется заземление крановых путей;
- проверяются соединения элементов металлоконструкций;
- осматриваются механизмы, канатно-блочная система, электро- и гидрооборудование, приборы безопасности.
 
Для проверки работы механизмов ПС необходимо многократно переместить кран и его исполнительные органы во всех допустимых диапазонах передвижения для проверки тормозов, приборов безопасности, правильности намотки канатов на барабан, отсутствия биения и резких толчков при движении, ненормального шума в работе.
 
Статические испытания стрелового крана проводятся с перегрузкой 25 % от его максимальной грузоподъемности.
 
При этом стрелу крана устанавливают на максимально возможный вылет для данной грузоподъемности. Сам кран устанавливается в наименее устойчивое положение на подготовленном грунте.
 
Непосредственно перед подъемом контрольного груза фиксируется расстояние от земли до оголовка стрелы. Контрольный груз поднимается на высоту около 100 мм и удерживается в таком положении не менее 10 минут, после чего опускается на землю. Снова фиксируется расстояние между землей и оголовком стрелы.
 
Статические испытания мостового крана также проводятся с перегрузкой 25 % от максимальной грузоподъемности.
 
При этом кран устанавливается над опорами кранового пути, а тележка крана в месте наибольшего прогиба моста.
 
Перед подъемом контрольного груза фиксируется расстояние от земли до одного из поясов главной балки. Затем контрольный груз поднимается на высоту 50-100 мм и удерживается в таком положении не менее 10 минут, после чего опускается на землю. Фиксируется расстояние между землей и тем же поясом главной балки.
 
Испытания считаются успешными, если контрольный груз не опустился самопроизвольно на землю, а также не были выявлены трещины, деформации и другие повреждения.
 
Испытания следует незамедлительно остановить и опустить груз на землю, если можно наблюдать его произвольное опускание. В этом случае результаты признаются неудовлетворительными.
 
Различия в первом и втором измерениях расстояний между землей и оголовком стрелы, между землей и поясом главной балки будут свидетельствовать в наличии остаточной деформации металлоконструкций. В этом случае результаты испытаний также признаются неудовлетворительными.
 
Динамические испытания проводятся с перегрузкой 10 % от максимальной грузоподъемности, и с совмещением рабочих движений согласно указаниям, записанным в паспорте. Во время испытаний необходимо провести не менее трех циклов работы крана с подъемом груза на половину максимальной высоты подъема.
 
При испытании стреловых кранов осуществляется перемещение контрольного груза с поворотом башни на 180°, с изменением вылета стрелы в пределах 50 % ее рабочего диапазона.
 
При испытании мостовых кранов контрольный груз перемещается на 10-15 метров в обе стороны движения моста и грузовой лебедки. Испытания считаются успешными при отсутствии повреждений и отклонений в работе механизмов.
 
По результатам освидетельствования назначенный специалист составляет Акт, который содержит сведения о ПС, о проведенных работах и результатах освидетельствования. В паспорт ПС вносится запись о проведенном освидетельствовании, о возможности или невозможности дальнейшей эксплуатации ПС, а также о сроках следующих технических освидетельствований [1 - 5].
 
Теперь приведем пример технического освидетельствования какой-либо разновидности ПС, например, грузоподъемных механизмов (далее – ГМП).
 
Далее речь пойдет об одном из типов ГПМ - о башенных кранах электрического типа КБ-503В.
 
В соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» для полного и качественного технического освидетельствования крана башенного электрического КБ-503В необходимо проверить соответствие следующих позиций:
 
а) соответствует ли высота подъема, грузоподъемность крана максимальным по массе грузам, перемещаемым во время проведения технологического процесса;
б) соответствуют ли группы классификации крана и механизмов, установленных на кране, соответствующим требованиям;
в) соответствует ли прочность, жесткость, местная или общая устойчивость, выносливость и уравновешенность элементов металлоконструкции и механизмов крана нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях;
г) соответствует ли оснащенность крана регистраторами, ограничителями и указателями, указанными в паспорте крана, а также выполняются ли условия обеспечения безопасности технологического процесса, обслуживаемого крана;
д) соответствует ли реальный срок службы крана, заявленному изготовителем, если реальный срок службы не продлевался по результатам проведения ЭПБ;
е) соответствует ли прочность, жесткость, устойчивость строительных конструкций крана нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы крана и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия других рядом эксплуатируемых кранов, технологических машин и оборудования, нагрузок от статических и динамических испытаний;
ж) выполняются ли требования промышленной безопасности в процессах наладки, монтажа (демонтажа), эксплуатации, ремонта, реконструкции и ликвидации крана;
з) выполняется ли порядок действий в случае аварии или инцидента с краном, определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана и требованиям, приведенным в пунктах 256-257 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [2].
 
Электрические башенные краны типа КБ-503В должны не реже одного раза в 3 года подвергаться полному техническому освидетельствованию до их постановки на учет и пуска в работу.
 
Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством по эксплуатации крана. По окончании проведения технического освидетельствования выдается следующий результат: кран и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и  ФНиП, и кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
 
При техническом освидетельствовании крана должен быть проведен осмотр и проверка в работе его механизмов, тормозов, гидро- и электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов.
 
Также, при техническом освидетельствовании крана, необходимо уделить особое внимание состоянию:
 
а) металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений (отсутствие деформаций, трещин, ослабления клепаных и болтовых соединений), кабин, лестниц, площадок и ограждений;
б) крюка, блоков;
в) фактического расстояния между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;
г) изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
д) соответствие чертежу и данным паспорта крана фактически установленной массы противовеса и балласта;
е) крепления осей и пальцев;
ж) рельсового пути, соответствие его руководству по эксплуатации ПС, проекту, а также требованиям ФНиП;
з) соответствие состояние канатов и их крепления требованиям руководства по эксплуатации крана, а также требованиям ФНиП;
и) освещения и сигнализации [2].

 
В следующем материале поговорим об экспертизе промышленной безопасности подъемных сооружений.
   
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru

 
Список литературы
 
1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234 (дата обращения: 27.09.2023).
2. Приказ от 26 ноября 2020 г. N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386610 (дата обращения: 27.09.2023).
3. РД 10-112-1-04 «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nppego.com/Libr/Docs/Metod/10_112_1_04.pdf (дата обращения: 27.09.2023).
4. РД 10-525-03. «Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200031040 (дата обращения: 27.09.2023).
5. РД 03-606-03. «Инструкция по визуальному и измерительному контролю». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://files.ncontrol.ru/upload/storage/blog/ndt/rd_03-606-03_instrukcia__po_vizualnomu_i_izmeritelnomu_kontrolu.pdf  (дата обращения: 27.09.2023).