Ростехнадзор начал «отслеживать» виды работ, указанные в лицензии
30.05.2023
Нынешний промышленно-безопасный год выдается каким-то уж очень «особенным». Ростехнадзор массово отказывает в приеме отчетов о производственном контроле. Веером рассылает предостережения и «лавиной» – информационные письма. Внепланово (и опять же массово) проверяет по индикаторам риска. Неустанно придумывает новые способы для «тесных» контактов со своими подопечными.
Начал даже «глобальные раскопки» в реестре лицензий. Причем госорган не просто отслеживает их наличие или отсутствие. Он «вчитывается» в разрешительный документ, чтобы выяснить, все ли необходимые виды работ там указаны.
С чего мы взяли такую «глупость»? Да просто… один из наших клиентов получил крайне интересное предостережение. В нем Ростехнадзор упрекает компанию не в отсутствии лицензии, а в отсутствии одного из видов работ, который должен быть в ней прописан.
Необычно, правда? Мы тоже удивились. Потому и сделали «неутешительный» вывод. В публичной практике такого не было… до 2023 года. Пожалуй, стоит об этом написать. Разобрать пример, суть претензии и позицию Ростехнадзора. Ведь есть подозрение, что практика закрепится. И многие владельцы ОПО получат аналогичные «письма счастья» от нашего любимого госоргана.
Короче, товарищи… «предупрежден – значит вооружен». Давайте-ка рассмотрим…
Суть претензии
Жила-была в Московской области… обычная компания. Она мирно эксплуатировала сеть газопотребления. Имела лицензию Ростехнадзора от 2017 (запомните эту цифру) года. Никого не трогала и ни с кем не ругалась. И вот… в один «прекрасный» день получила от госоргана «удивительное» письмо… с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
А в нем… вещи «странные» да «небывалые». Оказывается, согласно Требованиям к регистрации ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 сеть газопотребления:
«идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С».
Поэтому в лицензии должны быть указаны как минимум два вида работ (см. Приложение к Положению о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661):- использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах;
- транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
У нашего клиента «использование» присутствует, а вот «транспортирования»… нет.
Значит («по версии следствия») документ нужно переоформить «в соответствии с пунктом 6.1 статьи 22 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вот такая история. И ведь всё логично (со ссылками на НПА). Захочешь – не подкопаешься. Но у кого-то ненароком может вырваться крик – «вы же сами разрешили так сделать, когда выдавали лицензию!».
Шутка ли… сети (системы) газопотребления идентифицировались по признаку «использования и транспортирования опасных веществ» еще в далеком 2008 году (см. приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131).
Аналогично было в 2011-м (см. приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168). И совсем «недавно», в 2016-м (см. приказ Ростехнадзора 25.11.2016 № 495).
Кроме того, «перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности» был очень похож на современный вариант уже с 2013 года. И «транспортирование» там отметилось (см. постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 492).
Поэтому «праведный гнев» и «обоснованная контрпретензия» некоторых эксплуатирующих организаций могут быть вполне оправданы. Но… «кричать» нельзя (Ростехнадзор всё равно не «проймется»). Вместо этого давайте разбираться…
Что делать с таким предостережением?
Разумеется, можно возразить. Есть по документам такое право.
Мол, какое транспортирование? Ничего мы не транспортируем. Только «потребляем» (используем). Но… это вряд ли поможет.
Ведь согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (п. 7):
«транспортирование природного газа» – это перемещение природного газа по газопроводам сети газораспределения и сети газопотребления.
В свою очередь, «газопровод» – это конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа.
Понимаете, да? Есть газопровод (причем без уточнения, наружный или внутренний) – значит, есть транспортирование.
Более того… согласно ГОСТР 53865-2019 «Системы газораспределительные. Термины и определения»:
«12 сеть газопотребления природного газа: Технологический комплекс газораспределительной системы, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, а также другие сооружения, технические и технологические устройства, предназначенный для транспортировки газа от газопровода-ввода до газоиспользующего оборудования».
Стоит ли владельцам газовых сетей дальше отрицать очевидное? Нет, товарищи… придется переоформлять. Добавлять в лицензию недостающие виды работ. Подавать документы (сведения) в соответствии с п. 10 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661:
- заявление, где в т.ч. прописаны новые виды работ;
- перечень адресов «мест осуществления лицензируемого вида деятельности», где будут выполняться новые работы;
- реквизиты документов о вводе в эксплуатацию конкретных ОПО, на которых будут выполняться новые работы;
- реквизиты регистрации положительных заключений ЭПБ на здания и сооружения (если нет документов о вводе в эксплуатацию);
- реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, которые будут применяться на ОПО при выполнении новых работ, требованиям технических регламентов (сертификаты, декларации) или реквизиты регистрации положительных заключений ЭПБ на эти технические устройства;
- копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) в связи с выполнением новых работ (для компаний, у которых функционирует СУПБ; I и II класс – обязательно, III класс – «по желанию», см. статью 11 ФЗ № 116);
- реквизиты плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА), в котором учтено выполнение новых работ;
- сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО с учетом выполнения новых работ;
- копии страховых полисов ОСОПО, где (если надо) учтены новые работы;
- опись документов.
И проходить предлицензионную проверку… пардон, «оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям» (п. 11.1 Положения о лицензировании).
В целом, рисуется крайне «несладкая» процедура, но… такова позиция Ростехнадзора и нормы промышленно-безопасного законодательства.
А вообще… какой смысл дожидаться предостережения? Проверьте свою лицензию прямо сейчас. Это касается не только сетей газопотребления. Всех лицензируемых ОПО.
Убедитесь, что необходимые виды работ прописаны в вашем разрешительном документе. Если что-то не так – оперативно займитесь переоформлением. Нужна помощь? Обратитесь к нам!
Зачем лишний раз привлекать внимание госоргана? И без того… внеплановая проверка регулярно дышит всем нам в затылок. Особенно в 2023-м (номинально «профилактическом») году.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru