МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Организация и осуществление производственного контроля. Настоящее время.

23.04.2024

Как и обещали публикуем финальную часть нашего масштабного исследования производственного контроля.  

В первой части мы проследили советские корни организации производственного контроля. Вторая часть посвящена организации производственного контроля в период с 1997 по 2020 год.

Сегодня мы посмотрим каким стал производственный контроль после регуляторной «гильотины», (в т.ч. поговорим о внутренних проверках), приведем образцы документов и много полезной информации.

Производственный контроль после «гильотины» (2021 - настоящее время)

Каким стал производственный контроль? А стал он, как минимум… обновленным. Ведь заложили другой «фундамент», когда силу обрело постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168, начисто лишенное сюрпризов. Хотя нет. Одна «новинка» все-таки присутствует. В нормативном акте указаны случаи, в которых Положение о производственном контроле «разрабатывается вновь или подлежит изменению» (раньше нигде такого не было).

Кстати, логичная норма, адресованная в первую очередь… «забывчивым» владельцам ОПО, которые «не спешат» актуализировать один из ключевых внутренних документов. А ведь это нужно (да и было нужно) делать:
  • согласно акту технического расследования причин аварии на объекте (если виной всему несовершенство ПК);
  • при изменении требований ПБ к осуществлению производственного контроля (хотя бы исправить «просроченные» ссылки на НПА);
  • по предписанию госоргана, когда содержание ППК не соответствует «фактам», обнаруженным в ходе проверки;
  • «по доброй воле», т.е. по решению эксплуатанта (ну вдруг захотелось).
В остальном же, товарищи… картина прежняя. Те же самые задачи ПК, «хорошо сохранившиеся» несмотря на «возраст». Их, кстати, стало меньше «в количественном выражении». А в качественном… произошла легкая «калибровка». Ну, например, задача, которая раньше формулировалась, как:
  • «разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде»;
…теперь звучит более конкретно (хотя «разработка мер» без всякой «организации работ» смотрелась куда лучше):
  • «организация работ по разработке мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, а именно: на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах».
Как и раньше, мы готовим и утверждаем ППК (разумеется, без всякого согласования и даже направления заверенной копии в органы Ростехнадзора). Причем (нормативное) содержание документа вообще не отличается от образца 2020 (читай 2013) года. А «в основах»… всё еще близко к версии 1999-2000 гг. Разве что добавилась «ремарка», дабы не делать Положение «безразмерным»:
  • «В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав… не включаются».
То есть объем ППК (теоретически) изменился. Зато люди, которые участвуют в организации и осуществлении производственного контроля… остались прежними. Хоть требования к ним чуть-чуть дополнились, но вот обязанности (пока!) – практически «один в один», как было 25 лет назад (с учетом «веяний эпохи»).

Осталось знакомым и «документальное оформление» производственного контроля. У него (по традиции) есть «организационная часть»:
  • Положение о производственном контроле и/или положение о СУПБ (для ОПО I и II класса).
  • Приказы (о назначении ответственных за ПК, об утверждении и введении в действие ППК, о создании комиссии ПК и т.д.).
  • Должностные инструкции ответственного за осуществление ПК и его ближайших сподвижников.
  • План мероприятий по обеспечению ПБ (руководящий документ) и т.д.
И есть «реализационная часть»:
А еще… доныне сохранился отчет о ПК. Да, он сильно отличается от того, что было в «начале пути» (1999-2000). Но «по верхам» практически идентичен версии 2020 (читай 2013) года. Пусть номинально и обрел новую форму – в 2021-м «безвременно почивший» приказ № 25 заменили на приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518.

Ну и, разумеется, «все невзгоды пережили»… внутренние проверки. Давайте на них остановимся чуть подробней. Как вы, наверное, помните – проверки бывают разные:
  • оперативные, когда изучается один или несколько вопросов обеспечения ПБ на «малом» участке эксплуатации (цех, служба, отдел и т.д.), и меры по устранению выявленных недостатков принимаются незамедлительно («здесь и сейчас»);
  • целевые, где «глубже» оценивают состояние ПБ при выполнении отдельных видов работ или на отдельных (частях) ОПО (персонал «кошмарят», документацию проверяют, например, записи в эксплуатационных журналах, к оборудованию прикладываются);
  • комплексные, которые проводятся «группой специалистов» (т.е. комиссией) и могут охватывать ВООБЩЕ всё, что касается промышленной безопасности на конкретном объекте.
И конечно «внеплановые» (внеочередные, в любом формате и объеме), которые практикуют по распоряжению «высших чинов» эксплуатирующей организации, а еще после аварий, несчастных случаев или серьезных инцидентов.

Каждый владелец ОПО проверяет по-своему. Нет в природе двух одинаковых проверок. Но… есть общие («обязательные») детальки, которые могут «сопровождать» любое контрольное мероприятие.

Например, до начала комплексных и целевых «изысканий» нужно (хотя формально вас никто не заставляет) разработать и утвердить «программу» (если угодно, оценочный лист), где в меру подробно расписать:
  • перечень контролируемых вопросов (виды и области деятельности, набор обязательных требований, нормативные параметры и т.д.);
  • критерии оценки (что есть норма?) = ответы на вопросы («да/нет», «хорошо/плохо», «полно/неполно» и т.д.);
  • порядок оформления результатов (что «прилетает» в итоге?);
  • Ф.И.О. проверяющих и «объект исследования» (ОПО в целом, его участок, цех, служба и т.д.).
При этом формат и содержание проверок… остаются полностью на ваше усмотрение. Проводите, как хотите. Обозревайте, обследуйте, замеряйте, тестируйте, читайте, слушайте, бейте розгами, кройте матом. В выборе методов и способов нормативная база вас ничуть не ограничивает. Возьмите за основу «надзорные действия» нашего любимого госоргана (см. п. 17 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082) и адаптируйте их под свои задачи. Проявите «контрольную» смекалку и (промышленно-безопасные) творческие способности.

Только на выходе не забудьте составить (оформить) акт-предписание по результатам проверки, в котором, как минимум, указать:
  • список выявленных нарушений, замечаний, несоответствий;
  • выводы (рекомендации) проверяющих лиц.
И занести данные в журнал проверок и/или журнал производственного контроля (где уже появятся меры по устранению, конкретные сроки и ответственные люди).

Можно «отшлифовать» результаты приказом по организации, в котором, например:
  • дать оценку состояния ПБ (с учетом «накопанного»);
  • зафиксировать (базовые и не только) мероприятия по устранению нарушений;
  • назначить работников, ответственных за «ликвидацию брака»;
  • «зацементировать» сроки приведения дел в порядок;
  • (при необходимости) наложить взыскание на лиц, виновных в «несовершенстве».
Или (для «запущенных» случаев) разработать детализированный план мероприятий по устранению обнаруженных несоответствий. Закрепить там (чтоб наверняка) конкретных исполнителей по каждому пункту и (в очередной раз) «вырубить в камне» сроки реализации. Такой all inclusive, кстати, будет полезен крупным (холдинговым) организациям (чтобы все уж точно всё поняли).

Ах да… еще можно стребовать с «ликвидаторов» отчет о выполнении предписания  и сделать другие интересные вещи «во имя» соблюдения обязательных требований промышленной безопасности.

Инструментарий, в общем, богатый. И по «физике», и по документам. Даже самым «взыскательным» эксплуатантам будет, где и как развернуться. Не охваченным остается только один… главный вопрос –  периодичность проверок. Он «будоражит» умы и сердца большинства владельцев опасных производственных объектов. Особенно потому, что в нормативке… какие-либо «цифры» (нормы, требования… да хотя бы намеки) напрочь отсутствуют.

«Решайте сами, господа», – говорят нам любимые законодатели. Только помните, что «покрыть» нужно все ваши ОПО и все компоненты их эксплуатации (документальный аспект, техническую часть, человеческий фактор и т.д.). Вот мы и решаем, фиксируя данные в ППК или положении о СУПБ (а еще в планах, графиках и журналах). «Экспериментируем», как и в советское время (здесь должен быть грустный подмигивающий смайлик).

Кто-то проводит комплексные проверки еженедельно (есть такие ребята в угольной отрасли), а целевые – раз в месяц. Кто-то делает наоборот (что гораздо логичней). Можно выбрать «советский путь» и разбить «надзорную часть» ПК на этапы (уровни), привязав к каждому свой тип контрольных мероприятий. Например, так:

1 этап (оперативные проверки). Ежедневно, в начале смены и/или в процессе работы руководители I уровня (начальники участков, мастера, бригадиры, начальники смен и т.д.) проверяют техническое состояние оборудования, соблюдение рабочими требований ПБ и принимают оперативные меры, т.е. незамедлительно устраняют выявленные недостатки.

Если такая «резвость» под вопросом (нашлось такое, что с наскока не устранишь), то решение откладывают (например, делают запись в журнале дефектов) «до подходящего момента» (привлекают дополнительный персонал).

По результатам «младший контролер» делает запись в оперативном журнале.

2 этап (целевые проверки). Еженедельно руководители II уровня (начальники цехов, служб, отделов и т.д.) обходят свою «вотчину». Осматривают. Оценивают:
  • соблюдает ли персонал требования промышленной безопасности, нормы должностных и производственных инструкций, правила работы с оборудованием;
  • правильно ли ведет оперативную документацию (заполняет журналы, оформляет наряды-допуски и т.д.);
  • устраняет ли найденные на 1-м этапе нарушения (неполадки в работе оборудования и т.д.);
  • имеет ли под рукой исправный инструмент, СИЗ и другие приспособления, которые нужны для выполнения должностных обязанностей и т.д.
Результат «внутреннего вояжа» записывают в журнал проверок и используют по назначению (да-да, чтобы принимать правильные решения).

3 этап (целевые проверки 2.0). Ежемесячно руководители и специалисты III уровня («руководящие» ИТР – главный инженер, зам. главного инженера, другие главные специалисты – то есть люди, ответственные за ОПО, единолично или сотоварищи) проверяют весь объект либо его «самую интересную» часть. И в процессе «прогулки» оценивают:
  • состояние промышленной безопасности;
  • исправность оборудования;
  • соблюдение (всех возможных) требований ПБ и лицензионных требований;
  • соблюдение норм должностных и производственных инструкций, правил работы с оборудованием и т.д.
(по сути, 2-й этап с «расширением»).

Результаты «прогулки» фиксируют в журнале проверок (журнале ПК). Или оформляют приказом, который потом обсуждают на производственном совещании и выясняют, что делать с найденными нарушениями. Здесь, кстати, могут появиться акты-предписания по результатам проверки.

4 этап (комплексные проверки). Раз в месяц (или раз в квартал) в дело вступает комиссия по производственному контролю (по-свойски – комиссия ПК, состав которой вы определяете сами – добавляйте туда всех ответственных за объект, не ошибетесь). «Высокие» контролеры проверяют весь или все ОПО, которые есть в наличии. Оценивают не только организацию работы по промышленной безопасности, но и, например:
  • состояние, работоспособность и характер использования всего оборудования (технических и технологических устройств) на ОПО;
ИЛИ
  • выполнение мероприятий по устранению (ранее) выявленных несоответствий.
В результате… как всегда – журнал проверок (ПК), (возможно) приказ (чтобы было, о чем поговорить на производственном междусобойчике) и обязательно… акт-предписание с перечнем нарушений.

5 этап (комплексные проверки 2.0). Раз в полугодие или раз в год собирается «большая комиссия», куда помимо ПК-братии может входить высшее руководство эксплуатирующей организации (а иногда… внешние контролеры, МЧС там или Ростехнадзор).

Товарищи проверяют всё-всё-всё (что было на предыдущих этапах). Например, соблюдение на (всех) ОПО правил промышленной, технологической и пожарной безопасности. А на выходе дают… нет, не обратную связь. Развернутое предписание, где перечислены все «грехи» и конкретные даты их «искупления».

Очень масштабно? Да. Но ведь можно удалить парочку этапов и адаптировать модель под себя. И сразу решится вопрос с периодичностью проверок. А производственный контроль (которому в этом году исполняется 25 лет)… засияет-таки новыми красками.

Вот, собственно, и всё, что мы хотели вам рассказать о «нелегкой судьбе» системного ПК в России. Он с честью прожил четверть века, принес много практической пользы и спас тысячи людских жизней. В сентябре 2024-го система опять преобразится (мы уже писали об этом статью), но не перестанет быть верным союзником на пути надежной эксплуатации ОПО. Поэтому, товарищи…

Любите производственный контроль. Организовывайте. Осуществляйте. Соблюдайте требования промышленной безопасности. Оперативно устраняйте нарушения и нестыковки. Не уподобляйтесь советским «администраторам», у которых всегда наготове была… «каска-невидимка».



А если нужна помощь – обращайтесь. Мы по-прежнему к вашим услугам.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru