Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Мораторий на проверки ОПО в 2022 году

05.05.2022

Постановление от 10 марта 2022 года № 336 установило особенности организации и проведения государственного контроля и надзора, муниципального контроля и ввело мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей до 2022 года за исключением ряда объектов в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности.

Как именно коснулся мораторий сферы промышленной безопасности мы разобрали в этом материале.

Согласно п. 2 Постановления № 336 допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий среди прочих в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности.

Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

В соответствии с п. 1 статьи 52 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В статье 52 ФЗ № 248 стоит обратить внимание на п.9, далее вырезка:
«В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий».

Думаю, что дополнительные комментарии излишни.

Как быть готовым к профилактическому визиту и что делать, если Вам его назначили?

Чтобы быть готовым, конечно, нужно быть в полном курсе состояния дел на своем объекте. Ну и соответственно понимать слабые и сильные стороны. Если сомневаетесь или переживаете, то рекомендуем покупать у нас консультации по промышленной безопасности. В рамках консультации мы подсказываем как вести себя в той или иной ситуации, так мы проводим опрос по наиболее важным требованиям промышленной безопасности, из чего у нас складывается картина состояния дел. А дальше будете действовать по принципу: предупрежден, значит вооружен!

Что делать, если назначен профилактический визит?

В соответствии с п. 6 ФЗ № 248 контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Если у Вас есть уважительные причины для отказа от профилактического визита, то, конечно, это нужно делать. При этом Вы должны понимать, что в таком случае просто будут перенесены сроки визита. Если же Вы хотите завтраками кормить контролирующий орган, то терпение у них не безграничное. Наглеть не надо. Не забываем про главную «дубинку» Ростехнадзора – приостановка деятельности. Лучше вступать в переговоры. Как известно, когда перестают разговаривать дипломаты, начинают разговаривать пушки.

Согласно п. 3 Постановления от 10 марта 2022 года № 336  в 2022 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

 
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
  • в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
  • по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации");
б) без согласования с органами прокуратуры:
  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций:
  • по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
 
Согласно п. 4 Постановления № 336, если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.

Пункт 5 Постановления посвящен проверкам, дата начала которых, наступает после вступления в силу постановления (т.е. после 10 марта 2022) и проведение которых не допускается в соответствии постановлением. В отношении таких объектов контрольный (надзорный) орган принимает единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления, и в течение 10 дней вносит в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок сведения о завершении контрольных (надзорных) мероприятий.

Внеплановые проверки незавершенные на момент вступления в силу постановления подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления постановления в силу путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.

Но в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (пп 6,7 Постановления № 336).

Согласно п. 8 срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на этот день, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. То есть ходатайство или заявление от контролируемого лица не нужно.

Это хорошее дополнение. Ведь мы мастера спорта тянуть до последнего… Правда?

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Речь о том, что если Вам мало 90 календарных дней, то Вы можете написать ходатайство об увеличении срока. Одобрят или нет? Всё зависит от Вашего старания и обоснованности причин продления. Одно точно понятно… играть с огнем не надо.

Привлечь к административной ответственности могут только в случае выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения, если состав включает нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых – предмет госконтроля (надзора), муниципального контроля (кроме как за деятельностью органов госвласти и местного самоуправления) за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления).

Согласно п.10  допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Т.е. такие мероприятия как информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование и профилактический визит не отменяются.

Самыми опасными мероприятиями являются: объявление предостережения и профилактический визит. Остальные мероприятия носят больше философский характер. При этом надо не забывать, что каждое сказанное слово или документ могут быть использованы против Вас. Поэтому не теряем бдительность.

Про профилактический визит ранее было написано.

Напомним Вам про объявление предостережения.

В соответствии с п. 1 статьи 49 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Что значит «в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»?

Разберем по частям:

1) «наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований».
Звучит как диверсия какая-то… На самом деле суть в том, что без разрешительной бумажки Вы не можете вести экономическую деятельность на своем объекте. Если Вы не забыли, то напомню, что без регистрации в реестре ОПО объекта IV класса опасности нельзя, как говорится, открывать кассу. Если Вам «повезло» и Вы счастливый владелец ОПО I-III класса опасности, то берем выше… без лицензии нельзя открывать лавочку! Но это мало кого останавливает в нашей стране.
Но до кого добираются контролирующие органы… наказывают больно!
Соответственно в этом пункте речь о том, что кто-то на Вас пожаловался или Вы сами где-то что-то «ляпнули» не подумав. Ну и у контролирующего органа появляется повод написать Вам так называемое «письмо счастья».
В предостережении указывается вид нарушения, адрес, по которому зафиксирован факт потенциального нарушения, а также указывается срок, в течение которого Вы должны дать ответ на предостережение. Если ответ не поступит, то что? Правильно! Ждите внеплановую проверку.

2) «признаках нарушений обязательных требований».
Клиентами (если так можно выразиться) таких предостережений являются организации, не особо торопящиеся зарегистрировать ОПО и получить лицензию (если это необходимо). Думаю, в 2022 г. по таким дамам и господам Ростехнадзор особо активно будет работать. Ведь плановых проверок практически совсем нет, а работать то надо!
Как об этих дамах и господах узнает Ростехнадзор?
Первые под раздачу попадают обладатели объектов газопотребления и газораспределения. Потому, что всегда в состав комиссии по приемке в эксплуатацию должен входить представитель Ростехнадзора. В результате работы комиссии по приемке в эксплуатацию газового оборудования оформляется акт. Один акт забирает себе представитель Ростехнадзора. Соответственно по каждой организации у инспектора ведется личное дело! Поэтому в 2022 г. со всех таких личных дел будет сдуваться пыль и вестись кропотливая работа. Товарищи нарушители!!! Аууу…! Активизируемся! Лучше сами, а то будет атата! Точнее предостережение.
Вторыми под раздачу попадают организации, эксплуатирующие оборудование, поставленное на учет в органах Ростехнадзора. Речь об оборудовании, работающем под избыточным давлением и подъемных сооружениях. Соответственно если Ваше оборудование каким-то образом засветилось в Ростехнадзоре и оно не было внесено в состав ОПО, то ждите предостережение.
Третьими под раздачу попадают обладатели зарегистрированных ОПО I-III классов опасности не получивших лицензию на эксплуатацию ОПО. Поэтому, ребята, сами сдувайте пыль со своих документов... решайте вопросы с аттестацией руководителя (сыплю соль на рану… верно?), проводите все необходимые экспертизы, красите и белите здания… ну и т.д., в общем, наводите красоту и получайте лицензию.

3) «и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
Что это за «фрукты» такие я так и не понял.

В п.11 указаны виды контроля, не попадающие под мораторий: ограничения, установленные постановлением № 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора).

В Главе 18 Закона № 248 приводятся специальные режимы государственного контроля (надзора):
  • Мониторинг
  • Постоянный государственный контроль (надзор)
  • Постоянный рейд
Постоянный государственный контроль (надзор) (ст. 97 Закона № 248)  ‒ это режим, который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий. Постоянный контроль (надзор) может вводиться в рамках федерального государственного надзора в области:
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений;
  • пробирного надзора.
Постановление вступило в силу со дня его опубликования.


С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru